Мой упрямый папа

Конец 60х. Пермь. Областной Дом офицеров.
Первенство УрВО по шахматам.

Я еще школьник.
А мой папа - подполковник, военный летчик-истребитель
(через несколько лет станет Заслуженным).
Я знал, что он очень умный, но не знал, что еще и упрямый.

Я не скучал сначала, смотрел на баталии, болел за папу -
он играл уверенно, драл соперников быстренько.
Ничуть за него не беспокоясь, я походил по залу,
поглядел на интересные моменты партий.

Потом решил проветриться, вышел на площадку перед
Домом офицеров. Там на постаменте стоял Т-34.
Полазил по нему и в нем, удивляясь, как в таком сооружении
можно было и воевать, и жить.

Вернулся в зал, прошел к столику, где папа играл
с каким-то майором.
Их обступили люди с серьезными лицами.
Происходило что-то необычное.

Папу майор бил. Жестко, напористо.
Жаль, не видел начала партии, но концовка была -
для такого уровня соревнований - гибельной.
Майор имел явное преимущество. В боксе схватку
остановили бы за явным преимуществом.

Зрители начали расходиться - итог ясен.
Я остался один. Мысленно просил папу сдаться -
настоящий рыбак знает, какую рыбу он одолеет,
какую нет - вовремя отпустит снасть.

Но папа был упрям!
Он выматывал майора мелкими малозначимыми
маневрами, не давая ему реализовать преимущество.
На обмены не шел. То пешечку чуть вперед двинет,
то фигурой сделает ходы туда-сюда-обратно.

Майор, уверенный в победе, упрямо шел на обострение.
Открывался, заманивал на обмены, на активность.
А папа откровенно сачковал! Словно говоря майору:
да вот он я - дожимай!

Понемногу ситуация выравнивалась.
Папа получил позиционное преимущество,
уравняв качественное преимущество майора.
Он майора просто "измотал" - так это делалось еще
в Великую Отечественную с преобладающими
силами противника.

Вспомнился танк, в который я недавно залезал.
И я вдруг восхитился своим папой - какой же он молодчага!
Допустив какую-то ошибку ("зевнул"?) в начале партии,
он не дрогнул, собрался. И дальше все делал правильно.

Майор - умный мужик, он тоже понял, что партию
ему не взять. Как не хотелось бы.
Он увидел, что свое преимущество в фигуре ему
придется разменять на папино преимущество в позиции.

По инерции майор еще сделал пару ходов. Все.
Теперь только такой обмен.
Майор замер, окончательно оценивая ситуацию на доске.
Потом поднял на папу глаза, предложил: ничья?
Папа сказал просто: согласен!
Они остановили часы, пожали друг другу руки.

Не помню точно, какое место занял тогда папа -
в числе первых, конечно. Да это и не важно.
Я запомнил только тот танк Т-34 и это партию.
Два образа сплелись в один:
стойкость, хладнокровие, ум, воля и что-то еще.

Да это ж простое упрямство.
Упрямый он у меня, мой папа!

P.S.
Насчет папиной ошибки, "зевка" - это вряд ли.
Зная некоторую авантюрную папину жилку,
скорее всего было так:
в начале партии он сознательно пошел на
жертву фигуры (я сам не раз попадал в такие его ловушки).
Майор жертву принял, но потом устоял, как-то вывернулся.
А дальше вы знаете.

- - - - -
Про иллюстрацию
МиГ-25, борт 46 (красный).
Стоит в музее штаба армии ПВО УрВО в г. Екатеринбурге.
На нем летал мой папа в гарнизоне Сокол г. Пермь (напротив а/п Б.-Савино)
Папе в мае 2012 исполнилось 85 лет.
Он бодр и полон планов. Добьется!!! Он же упрямый  :)


Рецензии
Я бы тоже гордился таким отцом*)
Упрямые люди обычно азартны. Мне нравится ещё и эта черта характера)
Понравился и Ваш рассказ об отце.
С пожеланием удач во всём Вашему отцу и Вам,-

Дед Мазай   29.07.2012 22:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и пожелания!
Знаете, мне самому интересно. Летчик не должен быть слишком азартен, это надо, но в меру. Мне так кажется. Вот где грань?
Надо изучить этот вопрос подробнее...

И Вам удач и плодовитости,-

Павел Гертруд   30.07.2012 09:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.