Тропами Чон-Таша Глава 3 Забытые имена

Возвращаясь домой, Оразалы все еще долго думал о тех воспоминаниях своего далеко детства. уже прошло семьдесят лет, а лица людей ведомых на расстрел до сих пор стояли перед его глазами. Как  они мужественно шли на эшафот, не проронив ни одной слезы, как они мирено приняли свою смерть. И почти в течении шестидесяти лет никто не знал, где находится их могила. Могила людей отдавших свои жизни за независимость Кыргызстана. И сейчас снова перед глазами вставали выбитые на камне их имена  и фамилии. Имена и фамилии, забытые людьми, но много сделавших для своего народа: Торекул Айтматов, Юсуп Абдурахманов, Баялы Исакеев, Касым Тыныстанов…
- Как  скоротечна жизнь,- думал Оразалы, - никто не знает, когда упадет ее последняя капля на чашу времени. Как птица стремительна она и не знает никто конца ее полета. Поколения приходят и уходят, а жизнь продолжается . Она продолжается в сынах, внуках и правнуках. Как брошенное в землю зерно, умирая, дает жизнь сотням зерен, так и жизнь человека покинувшего этот мир остается в его детях, внуках и правнуках. Не зря испокон веков у кыргызов принято, чтобы мальчик, достигнув определенного возраста, мог рассказать о своих семи предках, которые были перед ним. Он должен знать имя каждого своего предка, чем он занимался, и что знаменательного сделал для своего народа. И молодые люди должны с гордостью произносить имена своих предков , тем самым воскресая память о них и тогда духи  предков радуются, что о них еще не забыты своими потомками, что их имена еще живут в памяти людской.
Так думал Оразалы придя домой . Сам он давно отошел от всех дел и коротал свою старость, воспитывая внуков, детей своего младшего сына. У кыргызов испокон веков принято, что младший сын должен остаться в доме своего отца и заботиться о своих родителях.  Даже зачастую родители забирали старшего сына своего старшего сына  и делали его своим младшим сыном и все, что имел отец, переходило к  его старшему внуку. И уже усыновленный внук обращался к своему отцу по плоти, как к своему старшему брату, а дедушка становился для него  отцом.
Семья Оразалы была довольно большой. У него было шесть сыновей и три дочери и очень большое количество внуков и правнуков. Жена  Оразалы покинула этот мир двенадцать лет назад, оставив на попечение Оразалы все это огромное семейство.
Жил Оразалы  с семьей сына в доме, который он получил, будучи  еще работником бывшего местного совхоза в семидесятых годах прошлого века. Дом был кирпичный, трехкомнатный, с кухней и верандой. И все большое семейство Оразалы выросло в этом доме и теперь уже семейство младшего сына прошло и проходит через комнаты, получая путевки в жизнь.
Бакыт, мальчик, сопровождавший Оразалы на мемориальный комплекс «Ата-Бейит» был младшим сыном младшего сына Оразалы или, иначе говоря,  самым младшим внуком старика и его любимым внуком. Поэтому дед часто прощал Бакыту его многочисленные шалости и проступки. 
Бакыт тоже от этого посещения комплекса «Ата-Бейит» ни как не мог прийти в  нормальное  состояние. Рассказ деда о том, как здесь много лет назад расстреляли людей, которые верою и правдою служили  молодому советском государству,  будоражил  мозг маленького  мальчика.
И  ночью, когда  Бакыт спал, ему приснился сон. Он как будто находился в те времена, когда происходили эти события. Он находился среди расстреливаемых людей, которых вели на расстрел. И он всеми силами пытался спастись и спасти находящихся рядом с ним товарищей. Он предпринимал попытки сбежать от стражников и скрыться в горах, но стражники его всегда догоняли и бросали обратно в толпу, ведомую на расстрел. Многочисленные его попытки спастись, так и не увенчались успехом.  И когда его последний раз бросили в толпу осужденных, то к нему наклонился Касым Тыныстанов и сказал тихо на ухо: «Будь мужественным! Умирать не страшно. Мы умрем, но память о нас останется. И имена наши  вечно будут жить в сердцах людей. Ведь, то, что мы сейчас делаем, подобно закланию агнца на жертвеннике. Мы являемся агнцами на жертвенники истории и наше дело, которое мы делаем, является вкладом в общее дело независимости нашей страны».
Бакыт смерился с участью, которая должна была произойти над ним и его товарищами. И после слов Касыма Тыныстанова шел уже вперед, широко открыв глаза, и вдыхая в себя последние вдохи свежего, морозного, осеннего воздуха, который обжигал легкие свое морозностью и казалось, что на улице особо холодно, хотя на самом деле было всего лишь минус пять градусов по Цельсию.
Арестованных привели к печи для обжига кирпича, которая находилась,  в какой-то яме и поставили перед краем ямы. Был зачитан приговор военно-революционного суда, согласно которому все осужденные и собранные здесь приговариваются к высшей мере наказания расстрелу за антигосударственную и контрреволюционную деятельность.  В числе фамилий, которые  были зачитаны к расстрелу, Бакыт услышал и свою фамилию. 
Прогремел приказ заряжать ружья. Щелкнули затворы. Солдаты начали целиться в разоруженных, измученных пытками людей. Прогремел выстрел. И Бакыт, видел как в кадре замедленного фильма, как из ружья вылетела пуля и как она летит в его сторону, приближаясь с каждой секундой, неся на с собою смерть. Бакыт уже готовился умереть. И вдруг удар. И Бакыт почувствовал, как пуля входит в него миллиметр за миллиметром, направляясь к его сердцу. Но, что странно он не чувствовал боли. Он слышал вокруг, как стонут его товарищи, сраженные пулями винтовок, проклиная своих убийц. Но Бакыт не умер. Он упал и лежал на земле, чувствуя все, что происходило вокруг него. Он слышал и видел, как солдаты после того, как закончили дело палачей, пошли смотреть остался ли кто еще жив. Они шли и смотрели расстрелянных, есть ли среди них живые и если находили среди расстрелянных  живых,  то тут же сразу добивали из пистолета свои жертвы.
Дошла очередь до Бакыта.
Один из солдат подошел к нему и пнул его. Бакыт издал стон. Солдат достал пистолет, взвел курок и уже собирался сделать выстрел…
Но тут Бакыт проснулся и не мог понять на самом ли деле это все с ним произошло или это был сон. От всего произошедшего с ним во сне, он весь взмок и крупные капли пота текли у него со лба, стараясь вспомнить все в точности, что произошло с ним во сне. И ему отчетливо слышались слова Касыма Тыныстанова, которые он сказал Бакыту перед расстрелом:
- Будь мужественным! Умирать не страшно. Мы умрем, но память о нас останется. И имена наши  вечно будут жить в сердцах людей. Ведь, то, что мы сейчас делаем, подобно закланию агнца на жертвеннике. Мы являемся агнцами на жертвенники истории и наше дело, которое мы делаем, является вкладом в общее дело независимости нашей страны.
После этого сна Бакыт еще долго не мог заснуть. Различные мысли бороздили его не затейливый молодой ум. Ведь практически ему пришлось пережить смерть с этими героями  прошлого, которые полегли от руки плачей, тайно убивших их далеко в горах, чтобы даже их имена стереть в  памяти народа. Но  все равно все это вылилось наружу, и имена палачей канули в лепту и были забыты народом, но имена героев остались  и теперь выбиты на камне в том месте, где много лет назад они сложили свои головы.
«Некто не забыт, ничто не забыто».


Рецензии