1986 год 16 янв. Везде сложные отношения

      С утра сильная метель со снегопадом.

Вчера Комаров перехватил меня на выходе из столовой:

— Ну как, готов стать бригадиром?
— Я же нигде еще не работал, кроме барабана, надо узнать всё.

Пошли играть в бильярд, стоящим в БТК, разговаривали о Пихтовнике, который отказывается быть бригадиром, хочет перейти в наладчики, ответственности меньше, или по своим каким-то соображениям.

Сегодня он скользит, и на диск меня поставила Коняева, замещавшая бригадира. Девушкой она была прелестна, да и сейчас хорошо выглядит.

— А кто меня будет учить? – спросил я.

Она пожала плечами.

— Должен старший контролер, но его нет. У Виктора третий разряд. По идее, коль вас приняли с четвертым, вы должны встать и работать без всякого обучения.

Комаров говорил мне, что все выражали  недовольство, что меня приняли по четвертому разряду, и по группе "А", другие, мол, всю жизнь проработали, и только получили четвертый, а он уже пришел, хотя ничего не знает.

         Меня так и тянуло на язвительность, но это уже означало потерю полнейшего контакта с Коняевой, которая и так уже настроена против меня, но пока я ещё не дал ей никакого повода плохо думать обо мне, поэтому она едва сдерживается, чтобы сильней не укусить.

Уверенности у нее хоть отбавляй. 17 лет проработала в одном БТК,  пришла сразу после школы, уже неформальный лидер, считающая себя выше всех прочих, и я уже подумывал, не сделаю ли  ошибку, согласившись стать бригадиром, она может ставить палки под ноги, и выставлять напоказ любую мою ошибку? Но и в то же время, надоело труситъ, хочется получить пятый разряд, а если я откажусь, то пятого  не видать никогда. Такая диалектика.

Я смолчал, принял покаянный вид, и она высокомерным тоном принялась меня обучать. Впервые в жизни я очутился в подобном положении. Но, прав был Пушкин, когда пришел с палкой в руках, к офицеру:

— Побей, но выучи.

      К тому же, и её понять можно, столько лет с одним разрядом, и перспектив к повышению нет. Непонятно, почему отказывается от бригадирства, говорит, мол, не умеет ремонтировать приборы. Я решил не отказываться от бригадирства и посмотреть, что из этого получится? Многое будет зависеть и от моего поведения, а оно не всегда бывает хорошим.

Так, подошла женщина из другой бригад и стала уговаривать вступить в ДНД, мол, у нас только женщины. Я отказался, она стала наставать:

— Там одна формальность, — сказал я.
— Такая же, как и сейчас у вас на работе,  вы читаете газету, ваш напарник спит.

Я разозлился:

— Вы что, уже начинаете выкручивать руки? А к вам формальность не относится? 

Она, чуть помедлив, согласно кивнула. А я развел руками, мол, что, тогда говорить. Все мы формалисты.

Она тоже разозлилась, сразу пошла в бокс, и при новом начальнике пожаловалась на нас, сказав, что один спит, а другой газеты читает.

Пихтовников услышал и сразу пришел выяснять, в чем дело? Я рассказал, что не хочу ходить на ДНД, так как один раз там меня заставили пойти в вытрезвитель. Когда я отказался, дежурный спросил:

— А зачем ты тогда сюда пришел?

У Пихтовникова тоже свои обиды, долго рассказывал, как его несправедливо задержали в аэропорту,  когда улетал в Тольятти и был чуть выпимши. И, когда отказывался идти в машину, ему так выкрутили руки, что от боли потерял сознание.

В «боксе БТК» Комаров про него сказал мне:

— Вон твой соперник идет.

Чувствую, что за моей, спиной он начал какую-то игру, и мне это не понравилось. Соперником никому не хочу быть, тем более Пихтовникову, который тоже проработал 17 лет и, конечно, больше заслуживает быть бригадиром, чем я.

Пихтовников очень не сдержан и вспыльчив: когда напарник по игре в бильярд начал форсить, бить по шару кием из-за спины, и не только не промахнулся, но шар вылетел на пол, он потребовал, чтобы тот выставил свой шар, но тот сказал:

— Не надо мелочиться.

Пихтовников вспылил с такой яростью, что готов был его избить. Парень оказался умным,  не стал отвечать на ругань, молчал. Пихтовников немного побушевал и утих. Мне этот эпизод пояснил, что с ним надо держаться внимательно, он не любит, когда с ним спорят.

Наш новый начальник БТК Никонов низкого роста, несколько лет назад был у Пихтовникова старшим контролером, и он постоянно с ним спорил. Потом Никонов ушел в отдел, а сейчас вернулся в новом качестве, неприятном для Пихтовникова.  Вчера  увидел его сильно задумчивым, размышляющим.

Вдруг у меня потекла стиральная машина. Не было желания везти ее в мастерскую. Зная, что у Пихтовникова золотые руки, спросил:

— Не сможете ли устранить течь?

Он согласился, и после работы приехал к нам. В зале разобрал машинку, поставил текстолитовую прокладку. После ремонта я предложил выпить чачи, которую прислала мать.

— Я самогон никогда не пью.

От угощения отказался и ушел. Через неделю на машинке сгорел мотор. Возможно, Пихтовников слишком зажал гайку на прокладке, мотору трудно было справиться с нагрузкой. Вика отдала мотор на перемотку своим коллегам, но те перепутали фазы, мотор крутился в обратную сторону, и после одной стирки мотор снова сгорел. А мы купили новую машинку. Это легче, чем без конца ремонтировать.

27 января. По радио передали о работнице, критикующей некоторых руководителей, которые только на словах поддерживают передовые начинания. Это уже похоже на "культурную революцию" — низы критикуют консервативную верхушку.  Но у нас нет тех условий, вернее, нет команды, поэтому критика бескровна, и почти без последствий. Дают возможность спустить лишний пар из перегретого котла.

Сегодня у меня скользящий выходной, позавтракал и повез в редакцию два рассказа. Секретарша сказала, что они рассказы не принимают. Я удивился:

— Вы же печатаете.

По закону подлости, Орлова нет на месте, и она, все же согласилась взять рассказы, и дала телефоны. Зашел в бухгалтерию и получил 9-80. Думал, будет меньше. На радостях купил 20 билетов лото, и в спешке заполнил по две карточки на один тираж. Если выиграю, будет двойной.  На самом деле, двойной проигрыш.

Хотя за четыре тиража уже отгадал две карточки по три номера.  Я не игрок, как Достоевский, хотя так же мечтаю об обогащении, не для тряпок, а чтобы иметь возможность хотя бы раз в году съездить за границу — повидать мир.  На те жалкие рубли, что получаю, можно лишь от голода не умереть. Везде пишут, что пища должна быть сбалансированной, но для этого нужно ухлопать весь заработок, только на пропитание себя.

 Раньше я поддался гипнозу пропаганды и был уверен, что у нас действительно дешевые продукты питания, об этом часто писали, как не поверить,  если не знаешь, как у них там, у которых всё страшно дорого, особенно продукты питания.

Так у нас писали, и, было не дотумкать, как же они покупают, машины, дома, все прочее, то есть живут намного лучше нас?  Вот нам и приходится экономить, есть однообразную дешевую пищу, от которой нездорово толстеем, что дает повод начальству съязвить, вот как у нас в стране хорошо живут, каждый третий с избыточным весом, и советуют, поменьше есть мяса, и вообще, воздерживаться.

Который год в городе нет сыров, даже плавленых, которые делаются из отходов молока, из пахты. Куда же в таком случае пахта девается? Уверен — выливается.

Сегодня впервые в жизни увидел в продаже яичный порошок в пакетах, спросил кассиршу:

— А это что такое?

 Она объяснила.  Покупать не стал, свежие яйца есть. Из детства помню разговоры об этом порошке, и с тех пор он для меня символ бедности, когда нечего есть, то пользуются им.  Но видно,  не так уж он и доступен, если никогда не видел.

Повезло купить в магазине картошку, которая бывает очень   редко, чаще, когда я на работе. Купил 4 килограмма яблок, съели в два присеста, на большее нет денег.

Всё больше разочаровываюсь в Рашевской, себе на уме, старается всех уверить в своем бескорыстии, мол,  не заинтересована в публикациях своих стихов, на деле — уже вторая книжка на выходе, и газета никогда не выходит без ее стихов. Становится всё более уверенней в своей непогрешимости.

Температура -2 .  Самая теплая из всех зим, что прожил здесь. На душе неспокойно. Каждый раз удивляюсь, как может говорить человек, что он счастлив, даже находясь на гребне славы или удачи?  Счастливым быть нельзя, вернее, сознавать это невозможно, и тот, кто это утверждает, тот лжет.  Ради чего? Из желания возвысить себя?

С удивлением прочитал корреспонденцию нашего журналиста о Египте, где оказывается, государство идет на дотации народу, чтобы оно не голодало, закупает и продает дешево зерно, но, зато, всё остальное непомерно дорого. Не так ли у нас? Кичимся своим изобилием и в то же время признаем, что нечем торговать. Кого обманываем? Похоже на самовнушение.

Пресса и телевидение продолжают уверять, что у нас всё хорошо, на самом деле, все проросло метастазами, и вопрос кончины существующего положения — это дело времени. Жаль, не доживу.

 31 января. В боксе подсел к разговаривающим, Комарову и Пихтовникову, который рассказывал, как соседи вызвали милицию, когда в час ночи он ругал сына за позднее возвращение.

— Раздался стук в дверь. Хозяева пришли: — Вы пьяны.

— Нет, выпимши. Они разобрались, что я правильно ругаю сына, и не стали забирать. Старший в армии накачал бицепсы, каратэ изучил. Приехал, говорит: — Я приехал самоутверждаться. — Откуда ты взял такое слово? Я 45 лет прожил и не знаю этого слова. Когда он избил меня, я сказал: Нет, тебе здесь делать нечего. Уезжай, куда хочешь. Через два года приехал, говорит: Да, теперь я понял жизнь. — Когда выпили, он опять начал. Я ему — чему же ты научился, если снова выступаешь? Он попросил, прописать, мол, здесь мои девять метров. Сейчас я тебе отпилю девять метров и отдам. У меня ещё меньшой растет. Походит с друзьями, пьют за полночь. Я начинаю их гнать, а они: я б такого отца давно убил. Сыновья и раньше втроем пытались бить меня. Один раз удалось повалить, жена ноги держит, а они руки выкручивают. Я всё же вывернулся. Как дал, так он по стене и сполз.

Рассказывал в полной уверенности в своей правоте и в одобрении слушателей, ни малейшего сомнения, что сам виноват. Мы лишь пораженно кивали головами, не решаясь вмешиваться, тем более в чужой семье, где всё потемки, и неизвестно, кто прав. Ясно  было одно, коль отец пьет вместе с сыновьями, то здесь виноваты все, и в большей степени, отец. 

Вчера в передаче «Очевидное-невероятное» рассказали четыре невероятных случая с нашими изобретателями, которые 30 лет назад сделали грандиозное изобретение, но их отклонили за непереспективностью, из-за того, что ожидался слишком большой эффект экономии, пришлось бы выплачивать большую премию, и налаженный порядок измениться.

Нонсенс! А может быть, сознательное вредительство буржуев, пролезших к власти в пролетарском государстве? В 60-м году у нас изобретен томограф — вода,  находящаяся в организме до 80%,  дает врачу нужную информацию  —  изобретение отклонили. Лишь когда в США в 1973 году вновь изобрели томограф, и стали продавать его в разные страны,  нашему ученому выдали патент на приоритет, датированный 1984-м годом.

Изобретен станок, заменяющий 400 прессовых или 300 токарных. До сих пор не внедрен.

Бетон, не нуждающийся в цементе, и в пять раз долговечнее и прочнее, изобретен в 1955 году из отходов тепловых электростанций, и только в 1985 году сделали несколько тонн.

В 60-м году изобретено эффективное удобрение, лучше существующих, и не столь экологически вредное, но только в 1985 году в Тольятти установка стала давать мизерное количество этого удобрения.

После демонстрации этих фактов показали председателя по изобретениям, который ни словом не упомянул о только что рассказанных  фактах, но зато начал восхвалять деятельность своего учреждения, как они быстро внедряют новшества в производство. Упомянул о подшипниках с новой смазкой в цементной промышленности, которые  раньше выходили из строя за 2-3 дня работы в агрессивной среде.

Создается впечатление, что американцы, или фашисты заслали в нашу страну несколько десятков тысяч шпионов-диверсантов, которые и вредят нашему социалистическому обществу. Ничем другим подобное безобразие объяснить нельзя. Ведь не скажешь, что наши советские руководители,  единогласно избранные советским народом, сознательно наносят ущерб своему государству, что всё идет от всеобщего равнодушия и безысходности что-либо изменить.

8 февраля чуть не загорелся телевизор.  Власта вошла в зал из кухни  и учуяла запах тлеющей изоляции.  Когда она сказала об этом, тогда и я почувствовал, и быстро выключил. Ещё немного, и он бы вспыхнул.

 Перед этим Вика заметила, что синяя полоса сместилась от края в центр, и лица стали удлиненными. А я было подумал, что так и должно быть. И пяти дней не прошло, как в последний раз приходил мастер — испортилась горизонтальная развертка, и вот, то ли от его некачественного ремонта, то ли новая неисправность. На воскресенье остались без телевизора. Лада сказала, что в воскресенье у кого-то загорелся телевизор, приезжали тушить.

Отнес новую стиральную машинку в ремонт — проработала три года и потек активатор. Мастер спросил:

— На гарантии?

 Так она выглядела ново,  но это ему не помешало выписать квитанцию на замену всех деталей, активатора, шкива, опоры, всего на десять рублей. Его не волновало, что всё это могло послужить ещё столько же, главное — выполнить план,  больше заработать. Вокруг все заставлено машинами,  а они работают ни шалко, ни валко,  куда и зачем им спешить?

Мы боимся, что на нас косо посмотрят, если выскажем свое мнение, идущее вразрез с мнением большинства. Нам хамят, а мы в ответ смущенно улыбаемся, в страхе, что хам может ещё больше раскрыть варежку.

Запрятать самолюбие до лучших времен. Если оно будет. Неловкое чувство вживляемости в чужой организм.

Убожество мысли. Смотрят со снисходительным превосходством, мол, кто ты и чего стоишь? знаю лишь я. Ты не умеешь жить, брать от нее всё, что она может дать.  А я беру.  Значит, я выше тебя и по уму и по интеллекту. Я сделал 33 девушек женщинами,  и ещё сделаю столько же, а ты за всю жизнь не узнаешь, что такое девственница. Тебе достается то, что от меня остается. Ты годами, десятилетиями не знаешь вкуса черной и красной икры, а меня тошнит от нее. Ты рубли считаешь, а я тысячи. Врачи с тобой не хотят разговаривать, а ко мне приходят на дом, заискивают передо мной.

Так, кто же умней, ты,  кичащийся своей честностью, или я, плюющий   на честность и на таких, как ты? Общество создано для нас, оно нас поддерживает и заботиться. С каждым днем нас становится всё больше, и даже твои дети могут стать такими, если забудут о честности.  Для нас санатории, дачи, квартиры повышенной комфортабельности, культура,  наука, достижения медицины, женьшень. Всё для нас. А тебе будем говорить, что труд облагораживает, возвышает, кто не работает, тот не ест. У морали, как и у закона два лица, одно для народа, другое для правящего класса.

Жду не дождусь ХХVII съезда, на котором обязательно должны принять постановления, которые очистят наше общество и оно, действительно, станет социалистическим. Если этого не произойдет, то я сильно разочаруюсь и превращусь в циника и скептика. Я фантазёр, живу мечтами о лучшем времени, когда люди будут больше думать о науке и культуре, а не завидовать друг другу.

Почему не ставят честного человека директором магазина? Нет, специально выбирают тех, кто уже отсидел, у кого соответствующая статья,  знают, этот не подведет, обязательно начнет воровать, и давать взятки.  А от честного, что возьмешь? Почему власть берут бескультурные и жестокие люди вроде Сталина и Лысенко?

Газеты противно читать, то же самое, что и 20 и 30 лет назад. Страна разваливается, а виновников нет.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/06/30/501


Рецензии