История всемирной литературы 16

  Делю персонажей 1 - 18 веков на две группы.
  Персонажи 17 и 18 веков - эгоисты, они думают о своих интересах, хотя правило однозначности мотива сохраняется. ИВЛ тоже говорит об этом, что в 17 веке было открыто несовпадение интересов общества и гражданина.
  Соответственно, противоположные им персонажи 1 - 16 веков ещё верят в справедливость общества и озабочены сохранением интересов общества, а не своих собственных. Считается, что в справедливом обществе, соответственно, справедливое распределение; "каждому по труду".
  Персонажей 1 - 16 веков я условно называю "политическими" героями. Столкновение таких героев - это в то же время столкновение и социальных групп, к которым они принадлежат. Человек древнего общества видит себя частью коллектива и свои отношения с другими людьми измеряет как отношения члена этого коллектива, считая себя его представителем.
  Соответственно, никаких личных переживаний для построения сюжета; приглашаем социального психолога и строим сюжеты как столкновения социальных групп (родов, семей, племён, народностей, неформальных организаций, государств - итд, итп). Герои возникают потом, как представители этих самых групп.

  Другой вопрос - чем различаются между собой эпохи: Древняя, античная, Средневековье и Возрождение, как политические эпохи.
  Возрождение - это конфликт норм. Персонажи стремятся жить "правильно", но как это правильно - есть варианты...
  Средние века - это мощнейшая глобализация, и там, за горизонтом - тоже конфликт норм, и ты обязан кодной из них присоединиться.
  Античность в лице Римской литературы прямо говорит о противоречии семьи (кружка друзей) и государства (империи). Человек, протестующий против государства, протестует не ради себя самого. Махровый индивидуальный эгоизм у греков однозначно наказывается, приветствуется эгоизм семейный. Не для себя человек старается. Всё тот же страх перед бесконечностью как основание практически всей античности.   
  Древние литературы начинаются с описания норм, литература не является художественной, она скорее выполняет роль научного справочника, свода правил. 
  Но и здесь тоже есть моменты противоречия норм. В мифологии - это конфликт богов. Когда боги спорят, сюжет двигается.
  Герои, спорящие с богами - это нечто тоже политическое, "гуманизм против диктатуры". Герои, противостоящие героям иных обществ. Короче говоря, здесь между "своими" вообще нет различий. Борьба "наших" норм с чужими нормами - основание героизма. Герой, соответственно, если имеет разных отца и мать (разные общества) попадает в идеальную ситуацию выбора, за кого ему стоять. Принцы, свергающие фараона тоже не о себе думают, а о установлении лучшего управления (фараон стал слишком старый). Противоречие , но опять в рамках нормативности, обе стороны "не для себя стараются". Даже изгнанник мечтает вернуться в Египет и служить фараону, будь ему хоть трижды лучше в Сирии.
  Короче говоря, ни одни персонаж героического периода не имеет личных интересов. Ходит и смотрит, где "наших бьют". После героизма идёт эллинизм, а там - тоже не для себя, об этом я говорил уже.
  Короче говоря, главный герой в начале литературной истории является скорее объектом, чем субъектом поведения. Отсюда универсальный метод построения сюжета, аплоть до Средневековья включительно: "сам персонаж ничего не хочет, но два разных человека требуют от него исполнить два противоположных, взаимоисключающих типа поведения". Для создания сюжета надо тупо придумать двух дополнительных персонажей, которые поссорились межу собой. Например, молодой человек любит жену и тёщу (???), а женщины поругались. Гамлет, кстати, аналогично: любит и отца, и мать, а там - конфликт нешуточный.
  Вот, примерно, такие мысли о технике.             


Рецензии