Спасти себя или мир

Человеку неверующему, а порой и новоначальному, трудно понять, а потому и принять некоторые аспекты церковного мировоззрения. Оно его возмущает. Ну что это такое? "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи"? Это же вопиющий эгоцентризм! Почему человек должен спасти прежде всего самого себя, а мир во всём мире топай лесом?! Это же в корне неправильная позиция - сначала думай о своём спасении, а потом о спасении ближних. Нас так не учили...

Нас, действительно, учили не так. Человек вне Бога (мы говорим о нормальных, хороших, альтруистически настроенных людях, а не о патологических личностях) живёт для мира. Его цель - сделать мир немножко лучше, совершеннее. И я спорить не буду с тем, что это достойная цель. В идеале. Если она, действительно, таковой является. Она оправдывает великие жертвы, которые люди совершают - вплоть до отдания собственной жизни. А апостол Павел говорит: "И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." Почему эти христиане застревают на том, будет ли им самим, а не окружающим какая-либо польза?

Но вот представьте себе, мы находим достойную цель - например, построить наш, новый мир, чтобы кто был ничем, тот стал бы всем. Сотни тысяч людей отдали свои жизни для воплощения этой идеи. А что в итоге получилось? Получилось, что жертвы были неоправданны, и пользы-то в конечном итоге никто не получил. А на совести воплощавших в жизнь эту цель - десятки миллионов погибших и пострадавших людей. Сколько таких "достойных целей" было в истории человечества? Но оставим политику, возьмём другой пример - человек кидается спасти тонущего ребёнка и сам погибает при этом. Его жертва, что ли, тоже напрасна? А вот нет, здесь совсем другое дело. Когда человек погибает, спасая другого человека, а не какую-то идею, он проявляет как раз самую что ни на есть христианскую любовь - к чему мы все и стремимся. Именно в такой жертве - жертве, проистекающей из любви к людям - спасение.

Но можем ли мы рассчитывать, что каждому из нас Бог пошлёт такой случай, когда мы должны будем геройски погибнуть за другого человека? И если такой случай выпадет - что мы поведём себя так, как следует? В мирное время - едва ли кто даст такую гарантию. И, значит, нам остаётся альтернатива: или усовершенствовать мир (с риском ошибиться и наломать дров), или заняться собственным спасением.

Когда человек спасает себя, в христианской терминологии, он старается восстановить утраченную связь с Богом. Для этого он отказывается в меру своих сил от греха, а ещё учится любви к ближним и, конечно, ищет свой личный контакт с Богом. Если он вправду всё это делает, а не только болтает об этом, как я, в интернете, то он изнутри становится человеком, который, действительно, изменяет мир к лучшему, и шансов, что он ошибётся в выборе достойной цели гораздо меньше, чем если бы он просто пытался усовершенствовать реальность.

Так что не стоит ныть в минуту прозрения: "Я никого не сделал в этом мире счастливее". Во-первых, даже если это так, рано или поздно мы все осчастливим своих собственных недругов, когда умрём. Но главное, просто начни спасаться, и этого будет необходимо и достаточно, чтобы кому-то рядом стало лучше, даже если ты сам этого не увидишь.


Рецензии