Роль сознания в процессе формирования саногенной у

РОЛЬ СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САНОГЕННОЙ УСТАНОВКИ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ

Содержание:

Введение

1. Понятие саногенной установки

1.1. Модель здоровья в лечении и профилактике заболеваний
1.2. Структура внутренней картины здоровья

2. Роль сознания в формировании саногенной установки

2.1. Цель  как  основная функция сознания
2.2. Цель  как  психофизиологическая категория      
2.3. Роль сознания в формировании саногенной  установки

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ.
      
Здоровье – один из самых важных непреходящих  элементов общечеловеческой культуры, ценность, имеющая огромное значение,  как  для  индивидуума,  так  и для общества в целом.  Долгое время вопросами здоровья занималась исключительно медицина, но бурное развитие науки, в частности  психологии,  привело к тому, что  теперь вопросы здоровья стали рассматриваться не только в свете биологии и физиологии, но и человеческой психики, а появившиеся на стыке медицины и психологии новые дисциплины: психофизиология, нейропсихология, медицинской психология, клиническая психология и ряд других,  накопили огромный теоретический и практический материал, показывающий тесную взаимосвязь  между  психикой человека и состояние его организма.  Между тем, психологические аспекты  здоровья,  не только психического и психологического, но,  физического,  до сих пор остаются малоизученными.

Основоположник психосоматической медицины Франц Александер писал: “Тот факт, что психика управляет телом, является наиболее существенным из того, что мы знаем о жизненных процессах” (Александер.Ф., Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.  /  Пер. с англ. С. Могилевского. М.:ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 34).  Факт, что лечить человека не затрагивая его личность - невозможно, в самой медицине давно и хорошо известен (об этом говорили многие известные клиницисты, в частности В.Н.Мясищев, который основал в медицине концепцию личности).  При этом, роль сознания, которая является высшей формой психической жизни человека так и остается загадкой. Но можно ли говорить об успешном взаимодействии с человеком, не задействуя главный аспект его личности?

Какова же в действительности роль высшей формы психики человека в процессе выздоровления? Каковы могут быть механизмы влияния сознания на организм человека в процессе выздоровления? Ведь, выявление таких механизмов, может иметь огромное  значение  в  восстановлении, сохранении и укреплении здоровья человека и послужить основанием для построения эффективной системы профилактики и реабилитации.   

О роли сознания в процессе выздоровления в свое время писал известный исследователь  Б.Ф. Бассин.  По его мнению, роль сознания в процессе выздоровления - ведущая. Сознание играет главную роль в формировании установки на выздоровление, признанной в медицине клинически-действенным фактором, которая и определяет динамику лечебно-восстановительного процесса. Он писал, что сознанию человека принадлежит способность влиять  на течение физиологических процессов, активизировать "непрерывные формы регулирования физиологических мер защиты организма" (Клиническая психология. Хрестоматия. Спб.: Питер. 2000. С.37). 

Об определенных способностях человека к «самоизлечению», упоминал и известный клиницист В.Н.Мясищев. По его мнению, в основе «самоизлечения больного» лежат аутопсихотерапевтические  способности. (Клиническая психология. Хрестоматия. СПб., 2000. С.225). 

Какова же  роль сознания человека в процессе выздоровления, каким образом  сознание  способно влиять на безсознательные   процессы  организма? - этот вопрос очевидно является одним из главных в выработке целостного системного подхода к здоровью человека. 
Ответить на  вопросы связанные с изучением существующей взаимосвязи между свойствами сознания человека и свойствами тела, между качествами воздействия на сознание и качествами функционирования организма, скорее всего призвана недавно начавшая оформляться отрасль психологии – психология здоровья.  Одним из центральных объектов ее исследования в настоящее время  является  модель здоровья  (внутренняя картина здоровья). По мнению  Васильевой, О.С., особое значение при исследовании внутренней картины здоровья имеет исследование личности с позиции теории деятельности и социальной ситуации развития. С этих позиций модель здоровья  может рассматриваться как цель такой специфической деятельности человека как саморегуляция. А, по мнению Б.Ф.Бассина, именно цель и является необходимым условием для формирования действенной установки на выздоровление, являясь при этом, согласно представлениям общей психологии, основной функцией сознания. Таким образом модель здоровья (ВКЗ) является целью саморегуляции, которой и должна подкрепляется установка на выздоровление.

Накопленный к настоящему времени теоретический  и практический материал,  позволяет посмотреть  на  здоровье как минимум с двух позиций: с позиции общей психологии, в частности с позиций теории деятельности,  как на фундаментальную психологическую категорию – цель,  и,   как  психофизиологическую категорию, в частности с позиции психологии здоровья – внутреннюю картину здоровья/ модель здоровья.  Такой обзор должен помочь раскрыть механизмы формирования такой специфической цели как здоровье,  а также выявить роль сознания в процессе ее формирования.

__________________________________

1. Понятие саногенной установки

1.1. Модель здоровья  в  лечении и профилактике заболеваний

Ещё Авиценна в свое время  указал на существование шести степеней здоровья  и  болезни . Понятие здоровья даже для специалистов до сих пор является  сложным определением.  В научной литературе длительное время ведется полемика о том, следует ли рассматривать здоровье и болезнь как два противоположных по своей сути и содержанию явления или же их следует рассматривать как две стороны одного и того же явления. Рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения концепция реабилитации рассматривает  непосредственно лечение (устранение нарушений вызванных болезнью) как одну из ступеней профилактики, за которой  следует реабилитация – как наращивание процесса выздоровления, с активным участием процессов адаптации, механизмов физиологической защиты . Противопоставление  реабилитации  лечению считается неправомерным, он рассматривается как  единый системный процесс.  Способствуют пониманию данного процесса понятие об адаптации и функциональных состояниях, а также взгляд  на живой организм с позиции кибернетической науки, где он рассматривается как многоуровневая, саморегурируемая и саморазвивающаяся система .

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения   здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие, а болезнь это нарушение адаптационных возможностей. Именно такое состояние здоровья  Б.Ф.Бассин называет словами Ф.Ницше –   “Великое здоровье” и раскрывает его как некую психофизиологическую категорию обладающую мощным саногенным потенциалом, как саногенную установку, опирающуюся на потенциальные возможности человека управлять нервными процессами .  Как считают создатели интегративной модели Здоровья, Болезни и болезненного состояния, подход к здоровью должен основываться на коррекции адаптивной недостаточности . Согласно этой модели  здоровье  есть не трудноопределимый идеал, т.е. абстракция, оно имеет непосредственное отношение к индивидуальным адаптивным возможностям человека.

Модель здоровья, которая  в последнее время  стала разрабатываться в психологии здоровья, имеет большое значение как для профилактики, так и для лечения заболеваний . Ряд авторов сходится во мнении, что важнейшее место в общей проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья.

Исследования проведенные Васильевой, О.С.,  показали, что внутренняя картина здоровья — это не  абстрактная, статичная  модель, не имеющая прямого отношения к реальному состоянию здоровья человека, это динамическая модель, отражающая процесс диалога человека в самосознании между своим «Я» и своим организмом, которая строится на самых различных уровнях: ценностном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом и отражает определенное состояние организма, психики и личности человека в его единстве и динамике. 

Ананьев, В.А. пишет, что внутренняя картина здоровья связана с «системой раннего оповещения организма», что позволяет человеку оценивать  тонкие изменения тела, освобождать его от «психофизических зажимов».
Исследователи указывают на такую характеристику ВКЗ  как изменение, в основе которого может лежать активно-позитивное стремление человека к совершенствованию здоровья.

Спланированное продвижение к здоровью также предполагает целенаправленное формирование ВКЗ. «ВКЗ представляет собой не только знание о своих возможностях, но и умение пользоваться резервами и нераскрытыми потенциями в самом себе», - пишет Ежова О.Н, которая рассматривает ВКЗ в структуре адаптивных копинг-стратегий поведения .

По мнению Абрамовой,  Г.С. работа с внутренней картиной здоровья есть наиболее актуальная зона взаимодействия между врачом и психологом. Абрамова Г.С. рассматривает внутреннюю картину здоровья как составляющую саногенного мышления, которое создает представление о том, что должно быть, о том что «полезно».  Абрамова, Г.С. пишет: “Здоровое тело дает человеку начало переживаний, которые структурируют его внутреннюю картину здоровья как потенциально осуществимых возможностей...”.

Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название "позитивной концепции здоровья" .

1.2. Структура внутренней картины здоровья

Впервые понятие «внутренней картины здоровья», по аналогии  с понятием «внутренняя картина болезни» (ВКБ), укрепившемся в медицинской психологии, ввели в обиход В.М.Смирнов и Т.Н.Резникова  в 1983 г. Они писали: «Наши исследования показали, что одновременно с ВКБ, создается другая, противоположная модель — внутренняя картина здоровья, своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела и т.д. Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Взаимодействие этих структур может характеризоваться яркой эмоциональной реакцией».

 Внутренняя картина здоровья :
- это особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности, а также в активно позитивном стремлении к совершенствованию в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах;
- это определенное психофизиологическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.
В формировании ВКЗ особую роль играют эмоциональные (комплекс переживаний и ощущений),  интеллектуальные (совокупность описаний (представлений) здоровья человека)  и  волевые компоненты.

Рациональная сторона ВКЗ содержит представления о здоровье, относящиеся к сущностным характеристикам человека: биологической (конституциональной), психологической (характерологической), социальной (личностной). На первый взгляд перечень характеристик делает ВКЗ внепсихической категорией. Однако, следует иметь ввиду, что главной особенностью ВКЗ является опора на самосознание человека, на интрапсихические и личностные особенности.
На основе опыта окружающих (бытового представления), информации, почерпнутой из литературных источников, чаще медицинских (научного представления), каждый человек вырабатывает для себя особую концепцию здоровья. Она включает в себя причины, механизм развития, признаки самочувствия, симптомы отклонения и в том числе доминирующее представление о будущем и некоторые спланированные ступени к нему, прогноз продвижения к здоровью.
Формирование ВКЗ связано с проекцией объективной реальности здоровья в самосознание человека, с субъективным восприятием и переживанием своего здоровья, пониманием его причин, резервов, адекватных своей сущностной природе, методов его совершенствования, способов развития, механизмов защиты.
   
Другим важным аспектом формирования ВКЗ является отношение человека к своему здоровью —  составляющая его  Я — концепции. Отношение человека к себе, является наиболее важным в структуре отношений человека и, по мнению Б.Г.Ананьева, наиболее поздним образованием, завершающим становление системы отношений личности и обеспечивающее ее целостность . Именно отношение, по В.Н.Мясищеву, характеризует степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и представляет собой  «потенциал субъективной избирательной активности» .  Говоря о здоровье как о психологической характеристике Васильева, О.С. считает важным обозначить представленность этого феномена в структуре личности, ее самосознании и ценностно-смысловой сфере. Внутренняя картина здоровья по ее мнению является основной формой такой представленности, характеризующее личность на уровне ее самоосознания и самоотношения. Она пишет, что «здоровье следует рассматривать целостно (холистично), как системное свойство личности» .

Подводя итог своему  исследованию ВКЗ Васильева, О.С формулирует следующее определение внутренней картины здоровья: «внутренняя картина здоровья — это совокупность когнитивных конструктов — знаний, представлений и описаний здоровья человека, а также комплекс эмоциональных переживаний, ощущений  и поведенческих реакций, значимо связанных с этими конструктами» .

2. Роль сознания в формировании саногенной установки.

2.1. Цель как основная функция сознания.

Цель —  как социально-психологический феномен. 
Понятие цели в психологии рассматривается как компонент  более сложного интегрального понятия — деятельности.  Становление целенаправленной деятельности связано со становлением сознания — принцип «единства сознания и деятельности» был сформирован   Рубинштейном С.Л . Основная единица анализа деятельности — это действие, а действие, по определению — это процесс, направленный на реализацию цели . Основная функция сознания заключается в формировании всех целей деятельности, предварительном осмысленном построении действий и анализе результатов. Именно это обеспечивает разумное регулирование в поведении и деятельности человека. Становление сознания в свою очередь происходит в процессе социализации. Л.С. Выготский предположил, что в процессе социализации развивается культурно-опосредованная линия психики и соответствующие ей высшие психические функции. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал речь, правила, нормы поведения, т.е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Основная идея учения Л. С. Выготского заключалась в том, что психическая деятельность строится по образцу внешней деятельности . С первых лет жизни человека начинается формирование того, что называется "опосредствованным поведением", т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.  С помощью  обучения, воспитания и образования происходит формирование сознания человека, его структуры, при этом центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления и его основной функции — формирование целей деятельности .

По Э.Фрому, сознание, а, следовательно, и его функция (формирование целей), развилось у человека вследствие биологической неприспособленности, которая была вынуждена компенсироваться социальным развитием .

Современные теории мотивации, в особенности теории рассматривающие мотивацию с позиции побуждения, утверждают, что сознательный выбор человека во многом зависит от научения . Согласно данному подходу научение имеет огромное значение в формировании одного из видов, участвующей в этой интеграции информации — информации, связанной с  побудителями, внешними стимулами или, по другому, целями.  Действительно для того, что бы  осуществить действие  человек должен не просто хотеть (испытывать потребность), а хотеть чего-то конкретного, то есть уметь правильно определить цель, достижение которой приведет к  удовлетворению потребности.  Даже, многие представители животного мира, поведение которых  детерминировано генетической информацией, без соответствующего обучения, которое особенно ярко выражено у высших млекопитающих, не смогли бы выжить, и чем сложнее организовано поведение, тем более значительную роль играет научение.

Известно, что животные показывают своим детенышам как, какими способами можно удовлетворять потребность, так, например, приматы могут собирать плоды, выкапывать коренья, охотится и даже колоть орехи. Без соответствующего показа, указания на цель  и  способы ее достижения, невозможно осуществление ни одного более или менее сложного организованного поведения.
Известно, что если человек будет лишен возможности получать социальную информацию, то он не сможет стать человеком, как это было установлено в результате наблюдения за людьми, выросшими в животной среде, более того, вполне можно предположить, что выживание детей, попавших в окружение животных, также, во многом зависело от того насколько эти дети смогли усвоить способы выживания (цели и способы их достижения) той  среды в которой они росли. В нашем обществе мы также сталкиваемся с тем, что многие человеческие цели и способы их достижения являются продуктом влияния социальной среды, воспитания и обучения.  Согласно современным научным представлениям, социальная информация имеет главенствующее значение в эволюции человека и общества. В основе же эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности .

Гилькенбейгер, Ю.Б., пишет,  что "фундаментальную психологическую категорию" - сознательную цель - нельзя полностью описать в рамках физиологии . Ю.Б.Гиппенрейтер описывает, как в годы Великой Отечественной войны А.Н. Леонтев и А.В.Запорожец, работая над восстановлением движений руки раненых бойцов,  обнаружили следующий замечательный факт. После периода лечебных упражнений с раненым проводилась проба для выяснения того, насколько функция руки восстановилась. Для этого ему давалась задача "поднять руку как можно выше". Выполняя ее, он поднимал руку только до определенного предела - диапазон движений был сильно ограничен. Но задача менялась: больного просили "поднять руку до указанной отметки на стене" и оказывалось, что он в состоянии поднять руку на 10 - 15 см выше. Наконец, снова менялась задача: предлагалось "снять шляпу с крючка" - и рука поднималась еще выше. Дело в том, что во всех перечисленных случаях движение строилось на разных уровнях: первое движение ("как можно выше") - в координатах тела,  второе ("до этой отметки") -  в координатах внешнего пространства; наконец, третье ("снимите шляпу") - на уровне предметного действия. Проявлялась смена уровней в том, что движение приобретало новые характеристики, в частности осуществлялось со все большей амплитудой. Аналогичные факты известны теперь в большом количестве. Таким образом, еще раз можно отметить, что фактор научения, каким явилась постановка цели перед раненными бойцами, играет огромное значение в освоении человеком новых типов поведения, расширении его возможностей, в частности физиологических.

Цель —  как функция мышления.   
Л.С.Выготский, говорил: «Центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления» . Именно благодаря мышлению человек имеет возможность ставить цели, планировать и выбирать стратегии достижения целей. Функция нашего мышления, думания состоит в том, чтобы на основе оценки ситуации и воспроизведения прошлого выбрать наилучшую программу достижения цели .
  В психологии выделяю три уровня мышления: наглядно-действенное, наглядно-образном и словесно-логическое. 
1. Наглядно-действенное (моторное) определяется  возможностью наблюдать объекты и познавать отношения между ними реальном преобразовании ситуации.
2. Наглядно-образное — при таком мышлении ситуации преобразуются в образ или представление. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
3. Словесно-логическое — оперируя  логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Все три вида мышления составляют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Эти виды мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач и не могут оцениваться как более или менее  ценные .   

Цель   как  задача.   
Исследователи выделят несколько наиболее значимых этапов при решении задач.
Этапы решения задачи:
1. Представить проблему как высказывание или в визуальной форме.
2. Определить цель.
3. Разбить цель на подцели.
4. Выбрать стратегию решения задачи и использовать ее для решения каждой из подцелей.
Способы реализации решения могут нарастать одновременно с оформлением цели и как бы вырастать из нее, однако детальная разработка способов производится до практической деятельности.

А.Н.Леонтьев отметил, что понятие цели, в его терминологии равнозначно понятию задача, Н.А.Бернштейна.  В теории деятельности задачей, называется цель данная в определенных условиях. Под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.
Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели . Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий.   Постановки и удержания цели — это акт сознания, который раскрывается в действии.

Краткая характеристика уровней действий, согласно теории уровней, разработанная   Н.А. Бернштейном :

Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения - тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.  Также, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь,  стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7 - 8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергии. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень, таким образом, оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела". Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика и др.

Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения - метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания - игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч и др.

Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и т. п. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия; в них совсем не фиксирован двигательный состав, или "узор", движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций. Так, именно средствами данного уровня Н. Паганини мог играть на одной струне, когда у него лопались остальные. Более распространенный бытовой пример - разные способы открывания бутылки: вы можете прибегнуть к помощи штопора, ножа, выбить пробку ударом по дну, протолкнуть ее внутрь и т. п. Во всех случаях конкретные движения будут-разные, но конечный результат действия - одинаковый. И в этом смысле к работе уровня D очень подходит пословица: "Не мытьем, так катаньем".

Наконец, последний, самый высокий - уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи - жестов глухонемых, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.         

Постановка цели.
Когда люди сталкиваются с новой проблемой, они представляют себе возможные результаты, оценивают вероятность наступления каждого из них, оценивают обстоятельства в которых им предстоит действовать. Затем они ставят перед собой цели и разрабатывают стратегии их достижения.  Функция нашего мышления, состоит в том, чтобы на основе оценки ситуации и воспроизведения прошлого выбрать наилучшую программу достижения цели . Однако, в прошлом опыте человека некоторые программы могли приводить к неприятным переживаниям (к отрицательному эмоциональному подкреплению), а некоторые программы - к положительному. Понятно, что выбирается последняя. Но бывает так, что все возможные программы в прошлом опыте сопровождались неприятными переживаниями, отрицательным подкреплением. Тогда цель может существовать, но человек чувствует, что она недостижима. Ему мешает какая-то внутренняя преграда, которую он не может преодолеть. В этом случае человек или отказывается от цели, или переживает крушение надежд, фрустрацию.

В зависимости от обстоятельств на основе прошлого опыта выбирается определенная программа достижения цели. Выбор способа определяется обстоятельствами, ситуацией. В прошлом опыте содержится информация о многих программах действий и выбирается та, которая кажется человеку наиболее уместной и приемлемой. Но бывает, что в прошлом опыте подобной программы не было. Тогда строится новая программа, происходит творческий процесс поиска.

Таким образом, в составе действия выделяется три элемента: цель, оценка ситуации и программа, или план. Однако действие еще должно реализоваться. Процесс исполнения действия постоянно корректируется в зависимости от того, правильно ли оно исполняется или нет. Сейчас это называется обратной связью. Физиологи, изучавшие действие, нашли, что наши мышцы не только получают определенные сигналы из центральной нервной системы, но и посылают обратно сигналы, в которых передается информация о том, как выполняется действие. Это делает возможным постоянное управление и регулирование исполнения. Регулирующую роль  этом процессе играет сознание человека, которое работает над выработкой  «оптимальной формулы»  действия.

Психический образ - представление о цели.
Согласно теории деятельности цель  — это сознательный образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия . Действие устроено так, что его результат существует в представлении заранее, до исполнения действия, в виде идеального образа результата. Этот образ и позволяет координировать процесс. Если  человек ясно представляет цель, то действие хорошо организуется. Если же эти представления неясны, не определенны, то действие может распасться, не реализоваться.

Результаты действия  воплощены  в  представлениях (вторичных образах). Это образ  будущего, сформированный на основе образной памяти, — программа, производящая регуляцию соответствующего акта . Представления являются связующим звеном между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами .

Известно, что представления (вторичные образы),  могут возбуждать первую сигнальную систему и таким образом вызывать различные физиологические реакции . Сознательное использование образов позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение. Известно, что прямой самоприказ в отличии от представления не вызывает выделения слюны. При создании представлений каких-либо движений собственного тела, регистрируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Такие представления получили названия идеомоторных актов. «Правильные» представления широко используются спортсменами, людьми, овладевающими трудовыми навыками.

В.Н.Мясищев одной из  задач  своей психотерапевтической практики считал формирование у пациентов «правильных  представлений» о здоровье/болезни . Формирование адекватных образных представлений в которых был бы представлен динамический и прогностический компонент терапевтического процесса оказывает положительное влияние на адаптационные процессы .

В психологии образ будущего тождественный цели деятельности называется мечтой, обладающей качеством реальности, когда человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения. При определенных условиях мечтание образами, приобретает качество внушения . В тоже время установлено, что способность человека генерировать живые мысленные образы и получать удовольствие от процесса воображения, является показателем гипнабельности человека .               

Вероятность достижения цели.   
Перед тем как цель окончательно будет сформирована, человек пытается сформировать образ цели в будущем в своем воображении, при этом он делает некий прогноз относительно вероятности достижения своей цели на основании уже имеющегося опыта, запечатленного в его памяти .

Согласно исследованиям, для достижения заданной цели (или удовлетворения потребностей организма)  «исполнительные системы» организма осуществляют преднастройку — подготовку к действиям тех органов, которые должны будут работать. Преднастройка осуществляется согласно прогнозируемой ситуации (учитывается вероятностный прогноз и значимость прогнозируемого события). Степень преднастройки каждого исполнительного органа тем больше, чем вероятные и значимее наступления того события, при котором потребуется работа этого органа .

Когда цель человека не ограничена просто отдельным действием, а ориентирована на дальнейшую перспективу, то  прогнозирование и программирование этой деятельности является результатом интегральной работы интеллекта, а, также, несет на себе  эмоциональную и мотивационную нагрузку .

Достижение целей находится в непосредственной зависимости от способности человека  правильно оценивать свои возможности и является показателем такого  качества личности как мотивация на успех.  Люди, ориентированные на успех обладают способностью правильно оценивать свои возможности и выбирают задачи средней или слегка повышенной трудности, и, благодаря этому обычно их достигают. Более того такие индивиды, даже после неудачи не сдаются,  и  обычно добиваются еще лучших результатов. Напротив, люди мотивированные на неудачу, зачастую неспособны адекватно оценивать свои возможности и имеют нереалистичный уровень притязаний (либо заниженный, либо слишком завышенный). Они обладают заниженной самооценкой  и стремятся только к избеганию неудачи. В отличии от людей ориентированных на успех и испытывающих положительные эмоции, связанные с ожиданием одобрения за свои действия, мотивированные на неудачу испытывают отрицательные эмоции от деятельности, вероятность неудачи которой они хотят избежать. В результате они часто оказываются не победителями, а побежденными .               
Вероятность достижения цели является одним из главных факторов, определяющих силу внутреннего стремления человека к достижению соответствующей цели, компонентов.

Цель как установка.   
Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи.

Впервые, факты появления целевой установки были обнаружены психологами Вюрцбургской школы в ходе исследований, посвященных изучению мышления. Ими же были проведены первые эксперименты, посвященные изучению влияния установки на избирательность восприятия. Исследования посвященные сопоставлению эффектов влияния на поведение человека потребностей и намерений, образующихся после принятия субъектом задачи, доказывают факт возникновения определенного динамического состояния, напряжения, стремящегося после принятия задачи к реализации. Эта позиция с современной точки зрения может быть расценена как явление целевой установки.

Характеристиками целевой установки является то, что эта установка, вызванная инструкцией, во-первых, может привести к искажению материала и тем самым к сохранению направленности действия в заданном направлении, и, во-вторых, целевая установка не исчезает после выполнения задания, продолжая влиять на следующее решение сходных задач. Необходимо отметить, что целевая установка — это не модель будущего результата, а скорее, обозначение значимости и специфической роли образа той цели, которую субъект предвидит, и к которой стремиться. Эта роль состоит в стабилизирующем организующем влиянии со стороны предвосхищаемой цели на протекание процесса. Таким образом, целевая установка, представляет собой готовность действовать и выполняет функцию стабилизации действия.

Цель как активное начало в субъекте. 
Согласно теории деятельности цель знаменует  активное начало в субъекте.  Принцип активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.  Он противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт - движение, действие - определяется внешним стимулом. Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий.

Н.А.Бернштейн   разработал многоуровниевую  систему организации движений тела человека, где верхнюю ступень в иерархии занимают произвольные акты . Он предложил следующую схему: если расположить все движения,  которые имеются у животного или человека, в ряд на некоторой воображаемой оси по степени определяемости его внешним стимулом, тогда на одном конце этого ряда окажутся безусловные рефлексы типа чихательного, мигательного, коленного (они запрограммированы морфологически), а, также, сформированные при жизни условные рефлексы типа выделения слюны у собаки на звонок. Эти движения, или акты, действительно, запускаются стимулом и определяются его содержанием. Следующими в этом ряду окажутся движения, которые тоже включаются внешним стимулом, но уже не так жестко связаны с ним по содержанию. Например, когда в аудиторию входит преподаватель, то не все студенты встают - здесь уже нет ни безусловно- ни условно-рефлекторного акта. Или, например, получив удар, человек может отреагировать различным образом: тоже ударить в ответ или "подставить другую щеку". Итак, возможны вариации ответных движений; нет их жесткой запрограммированности, жесткой связанности со стимулом. Это акты, в которых стимул приводит не к движению, не к действию, а скорее к принятию решения о действии. В этих случаях он выполняет роль спускового крючка. Он "включает" одну из возможных альтернативных программ. Такого типа акты занимают промежуточное положение в этом воображаемом ряду. И наконец, на другом крайнем полюсе оказываются акты, для которых, как пишет Бернштейн, и инициатива начала и содержание, т. е. программа, задаются изнутри организма. Это так называемые произвольные акты. 

Вот так, переходя от одного типа программ к другому, мы можем выстроить ряд внутренних программ, качественно отличающихся друг от друга и в то же время имеющих общие черты . Ряд этот начинается с генетического кода и кончается сознательными целями. Общие черты таких программ следующие: каждая из них является моделью потребного будущего и детерминирует соответствующий процесс жизнедеятельности в его существенных чертах.

А.Н.Бернштейн считал, что реакции представляют собой «частный, "вырожденный" случай активности» . Подобно тому как покой есть вырожденный случай движения - движения с нулевой скоростью, безусловно-рефлекторные реакции - это акты с нулевой степенью активности, и они составляют очень небольшую часть всех актов жизнедеятельности. Многие жизненно важные действия относятся к промежуточному и крайне правому положению на только что описанной оси.
 
Сознательные и осознанные цели.
Согласно определению цели, принятому в теории деятельности цель — это  образ желаемого результата. Гиппенрейтер, Ю.Б. отмечает, что имеется ввиду сознательный образ результата, который удерживается в сознании, пока осуществляется действие. Цель в отличие от мотивов всегда сознательна, т.к. сознанию необходимо контролировать и координировать осуществление деятельности по отношению к цели. Однако, так как мотивы в большинстве своем человеком не осознаются, цели, которые  осуществляются человеком с непременным участием сознания, хоть и являются сознательными, но не могут называться осознанными.  Неосознанность человеком мотивов своей деятельности может приводить к тому, что  цели, которыми человек сознательно руководствуется могут не совпадать с мотивами. Человек может думать, что он поступает по одной причине,  хотя в реальности его поступок будет побуждаться другой, скрытой от его сознания причиной .

Гиппенрейтер, Ю.Б. выделяет также катерегорию целей, которые в основе которых лежат осознанные мотивы. Такие  цели затрагивают ценности человека,  имеют непосредственное отношение к смысловой сфере личности.  Эти цели относят к большим жизненным целям: они направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Они характеризуется осознанностью, в данном случае человек  хорошо осознает не только цель, но и смысл  своих действий и те усилия, которые он готов приложить для достижения цели. Более того, в данном случае цель, является не следствием, а причиной мотивационного состояния, т.е. человек, сделав сознательный выбор способен сам побуждать себя к действию.  Существование таких целей характерно для  зрелых  личностей .

2.2. Цель как психофизиологическая категория

Материальная (нервно-мозговые процессы) основа цели. 
Организация активной, сознательной и целенаправленной деятельности обеспечивается третьим функциональным блоком мозга. Аппараты третьего блока головного мозга, расположены в передних отделах больших полушарий. Отличительной чертой этого функционального блока является то, что процессы здесь идут в нисходящем направлении, начиная с зон (наиболее высоких), где формируются двигательные планы и программы. Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являются лобные доли (префронтальные отделы мозга). Именно эти отделы мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, а также и в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. 

Особенностью данной области мозга является ее богатая система связей как с нижележащими отделами мозга и соответствующими отделами ретикулярной формации, так и со всеми остальными отделами коры. Лобные доли оказывают как тормозящее, так и активирующее и моделирующее влияние на аппараты первого блока РФ.  Лурия, А.Р. пишет: «Всякий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленный к достижению этой цели. Всякое достижение ее прекращает активность, в то время как обратное ведет к дальнейшей мобилизации усилий» .   Возникновение намерений и формулирование целей не является чисто интеллектуальным актом. Осуществление замысла, достижение цели требуют затрат энергии, которые обеспечивается достаточным уровнем активности. Это наиболее высокая форма организации активности, порождаемая нисходящими связями между высшими отделами коры и нижлежащей РФ.   Лурия, А.Р. пишет: «...выяснено, что посредством  кортико-ретикулярных путей раздражение отдельных участков коры может вызывать генерализированную реакцию пробуждения, оказывать облегчающее влияние на специальные рефлексы, изменять возбудимость мышц, понижать пороги различной чувствительности и обусловливать ряд других изменений»  .

Многочисленные исследования проведенные И.П.Павловым, В.М.Бехтеревым, П.К.Анохиным и А.Р.Лурия,  выявили, что высшие отделы мозговой коры (прежде всего лобные отделы) непосредственно участвуют в формировании намерений и планов, вовлекают в это и нижележащие аппараты ретикулярной формации таламуса и ствола, тем самым модулируя их работу и обеспечивая наиболее сложные формы сознательной деятельности .
Влияние цели (задачи) на организацию и протекание физиологических    процессов. Влияние цели на организацию и протекание физиологических процессов было исследовано Ю.Б.Гилкенбейгер, ею были исследованы движения глаз при изменении цели (задачи) . Человеческие глаза, как известно, очень подвижны, и их движения очень разнообразны. Среди этих движений есть и такие, которые субъект не замечает; их нельзя заметить также, глядя в глаза другого человека со стороны; это - непроизвольные микродвижения глаз. Они происходят и тогда, когда человек, как ему кажется, неподвижно смотрит на точку, т. е. фиксирует ее взглядом. Для выявления этих движений приходится прибегать к очень тонким и точным методам регистрации. С помощью таких методов давно было обнаружено, что при фиксации точки глаза совершают движения трех разных типов: тремор с очень большой частотой, дрейфы и скачки, которые обычно возвращают глаз, сместившийся в результате дрейфа, на фиксируемую точку. Каждый из этих типов движений имеет свои параметры: частоту, амплитуду, скорость и др. Факт, который удалось установить , состоит в том, что при изменении задачи существенно меняются все параметры перечисленных движений глаз. Например, в одном случае испытуемому предлагалось "просто смотреть" на световую точку, в другом - "обнаруживать моменты, когда будет меняться ее цвет".  Задача менялась, казалось бы, очень незначительно: во втором случае, как и в первом, испытуемый должен был фиксировать точку, чтобы не пропустить смену цвета. И тем не менее изменение цели (смысла) фиксации приводило к изменениям фиксационных движений: другим становился частотный спектр тремора, скорость дрейфов уменьшалась, скачки происходили реже и с меньшей амплитудой. Подобные факты, как и общий вывод из них, замечательны тем, что показывают решающее влияние такой психологической категории, как задача, или цель  движения на организацию и протекание физиологических процессов.

Вот, что по относительно этой темы пишет Анохин: «Специфическое свойство целенаправленности — это принятие решения и предсказание эффекта. Существенным является то, что потребность в каком-либо полезном результате и цель получения этого результата зреют внутри биологической системы, в глубине ее метаболических (обменных) и гормональных процессов. Таким образом, содержание результата или его параметры формируются системой в виде определенной идеальной модели раньше, чем появляется сам результат или до окончания формирования поведенческого акта» .

Г.Селье  утверждал, что достижение целей связано с биологической потребностью в активности.  Он писал: « Ничто,  так не изнуряет,  как бездеятельность,  отсутствие раздражителей  и препятствий, которые предстоит преодолеть» .  По его мнению, необходимой частью любой человеческой деятельности является стресс, который он связывал с  успешным достижением целей и приравнивал к  успешной адаптации. Достигать целей полезно. Исследования  позитивного  действия стрессового возбуждения показали, что когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, то происходят полезные физиологические реакции, включающие возбуждение симпатической нервной системы. Возрастание уровня эпинефрина и норэпинефрина положительно коррелирует с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных учащимися до совершения тренировочных прыжков парашютными десантниками): с высоким уровнем этих гормонов в крови и моче связывают лучшую производительность. Физиологические реакции, являющиеся скорее вредными, включают возбуждение адренокортикальной системы и происходят, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией . Другими словами это происходит тогда, когда человек не видит решения из сложившейся сложной ситуации, т.е. не может поставить цель, или же оценивает вероятность достижения цели как очень низкую.

Стрессовые эмоции направлено мобилизируют человека, изменяя его «готовность к действию» для определенных адаптивных реакций (копинг — адаптивного поведения с целью восстановления равновесия). Если человек игнорирует или не реализует какие-либо свои цели, ценности, оценки, то это может оказаться  для него стрессором, имеющим негативные последствия.

2.3. Роль сознания в формировании саногенной установки.

Известно, что, если  заболев, человек не будет  стремиться выздороветь, то ни один, даже самый лучший врач, не сможет ему помочь. «Реабилитировать человека без его активного участия невозможно», - говорится в положении  системы реабилитации Всемирной организации здравоохранения.

Согласно теории деятельности, активное начало в субъекте характеризует цель, представленная в функции сознания и являющаяся структурным компонентом деятельности. По мнению Б.Ф.Бассина, здоровье - есть продукт сознательной деятельности личности, который обеспечивается потенциальными возможностями человека сознательно направлять свою нервную деятельность, в свете идеи «психической регуляции вегетативных реакций».

Управляющая функция психики имеет природные основания в организме и психике. Жизнедеятельность каждого организма есть, по выражению Бернштейна, не уравновешивание его со средой и с падающим на него потоком стимулов, а активное преодоление среды, определенное «моделью потребного будущего» .  «Модель потребного будущего» по выражению Н.А.Бернштейна или «акцептор действия» по терминологии П.К.Анохина - эта идеальная модель, которая выполняет функцию регуляции деятельности . Еще не начав действовать, человек имеет представление о результатах своей будущей деятельности, которое формируется сознанием человека  и  представляет его важнейшую целеполагающую функцию. 

Б.Ф.Бассин особенно выделял роль целеполагающей  функции сознания при формировании  установки на выздоровление .

Многие исследователи рассматривают ВКЗ и ее  компоненты в системе  саморегуляции. Не затрагивая всей этой сложной темы, следует отметить, что в произвольный уровень саморегуляции характеризуется как осознанный уровень регуляции, предполагающий намеренность, планомерность, осознание причин, контроль, регуляцию хода действий. И с этих позиций ВКЗ может рассматривается  как  цель   «специфической», по мнению Л.Г.Дикой, деятельности — саморегуляции.

Основой использования принципа саморегуляции в психологии является положение об управляющей функции психологического образа. Согласно теории деятельности цель - это сознательный образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия . Если человек ясно представляет цель, то действие хорошо организуется. Если же эти представления неясны, не определены, то действие может распасться, не реализоваться.  С этих позиций ВКЗ может рассматривается как цель саморегуляции индивида, имеющая решающее значение в лечебно-восстановительном процессе.

В.Н.Мясищев,  одной  из  задач  своей психотерапевтической практики считал формирование у пациентов «правильных представлений» о здоровье/болезни . Установлено, что формирование адекватных образных представлений, в которых был бы представлен динамический и прогностический компонент терапевтического процесса, оказывает положительное влияние на адаптационные процессы.

Ежова, О.Н. пишет, что в задачи формирования ВКЗ входит:
1. Осознание и идентификация собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого.
2. Осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, т.е. идентификация в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья.

В функциональной структуре ВКЗ Васильева, О.С. выделяет следующие аспекты:
1. Рационально - когнигтивный  аспект ВКЗ  —   фиксирует личностный опыт заболевания и выздоровления, и определенные теоретические представления. Наличие этого аспекта проявляется в сформированной субъективной  модели  здоровья.
2. Эмоционально - чувственный аспект характеризуется эмоциональным реагированием на проявление здоровья.
3. Сенсорный аспект представлен  различными сенсорными сигналами организма, складывается преимущественно на основе «схемы тела» и дополняется аудиальными и визуальными сигналами. «Человек не только чувствует, но и «видит» и «слышит» свое здоровье.
4. И,  мотивационный:   отражает потребность быть здоровым, степень ответственности за свое здоровье, готовность к определенным действиям для сохранения и развития здоровья.   

Васильева, О.С. выделяет, что особое значение при исследовании ВКЗ имеет исследование личности с позиции теории деятельности и социальной ситуации развития, представленных в работах отечественных психологов (Выготский, Л.С.; Эльконин Б.Д.; Божович Л.И и др.) .

Сталкиваясь с болезнью, большинство людей не владеют достаточной информацией и опытом для самостоятельной постановки цели, принятия решения, не говоря уже о прогнозировании своих действий.  Здесь мы имеем тот случай, когда даже взрослый человек оказывается беспомощен как ребенок, которому  необходимо помогать, чтобы он научился справляться с затруднениями.  Основная же помощь заключается в передаче «социальной информации», социокультурного опыта. Только человек из всех живых существ на планете  не имея возможности полностью полагаться на  природу, в следствии своей биологической неполноценности, зависим от «социальной информации». Зависим настолько, что какого бы качества эта информация не была, человек будет вынужден ее пользоваться. Более того, даже восприятие человека зависит от информации. Многочисленные эксперименты показали, что восприятие социально детерминировано; установлено, что отсутствие в социуме определенной информации приводит к тому, что люди просто не  воспринимают те или иные факты. Недостаток информации или ее искажение, в случае заболевания человека, приводит к тому, что у него на основе субъективных, зачастую болезненных ощущений, сомнительного жизненного опыта и не вполне достоверной информации, почерпнутой в социуме, формируются    «неадекватные представления», которые могут приводить к ухудшению самочувствия и даже послужить поводом для отказа от лечения.  Самое печальное, что иногда распространителями искаженной информации становятся сами врачи, например, когда на вопрос пациента о причине своего заболевания они отвечают "это возрастное". Но разве кто-нибудь установил, в каком в каком возрасте человеку уже пора болеть, а в каком еще можно оставаться здоровым? Такой подход трудно назвать научным, и, совершенно очевидно, что подобная информация никак не будет способствовать выздоровлению пациентов. Или же информация, звучащая из уст врача: «это неизлечимо», - такие приговоры  как правило убивают быстрее, чем сама болезнь.

Вероятность достижения цели является одним главных факторов, определяющих силу внутреннего стремления человека к достижению цели. Низкая оценка вероятности своего выздоровления приводит человека к еще большему ухудшению здоровья; как мы уже говорили, отказ от достижения цели, переход от активного сопротивления к пассивности приводит к неблагоприятными физиологическим реакциям. Пассивно-принимающая установка по отношению к болезни признана дезадаптивным копинг механизмом, ведущим к  снижению адаптивных возможностей и вероятности преодоления критической ситуации, какой является болезнь, а, также, к возникновению психических расстройств .  Американские исследователи  выявили, что пессимистически настроенные больные раком умирают раньше более оптимистичных пациентов.  В тоже время обнаружено, что оптимистические ожидания среди пациентов с трансплантированным сердцем связаны с лучшей адаптацией к болезни. Установлено, что оптимисты обладают лучшим иммунологическим профилем, говорящим о большей сопротивляемости болезни и инфекции .  Анализ этих и других подобных фактов, привел к тому, что большинство оптимистично настроенных людей —  это «конструктивные оптимисты», предпринимающие активные попытки защиты собственного здоровья и безопасности, это люди, которые достаточно уверенно контролируют свою жизнь умеют рассматривать проблемы как вызов, решать проблемы, а не избегать их. Оптимизм связан с хорошими копинг-стратегиями. Ученые теперь понимают, что оптимизм может создать физическое состояние, способствующее здоровью или быстрому выздоровлению, или быть связанным с таким состоянием. 

То, как человек оценит вероятность своего выздоровления,  зависит как от самой  личности,  так от специалистов (врачей, психологов), которые должны помочь человеку сформировать адекватные представления и ожидания. Установлено, что неадекватная оценка ситуаций  может приводить к неадекватным эмоциям, которые со своей стороны могут еще больше «расстраивать» адаптивные реакции и без того нездорового   организма .   

Большое  значение информированности  пациента о сущности болезни и проводимого лечения сейчас признается многими специалистами. Доказано, что информированность пациента  оказывает положительное влияние на адаптационные процессы, способствует формированию адекватных представлений и эффективной саморегуляции .  Информирование человека о ВКЗ как о системе представлений о сущности здоровья вообще, а также о возможностях его собственного здоровья в частности, должно занять, на наш взгляд, достойное место в системе реабилитации и профилактики заболеваний, в деле сохранения и укрепления здоровья человека.  Информирование человека  о  ВКЗ позволяет осознать объект — это значит включить его в систему своих знаний, отнести его к определенному классу предметов, обозначить словом, вербализовать. Благодаря этому, ВКЗ появляется в структуре сознания в виде единства чувственного и логического отражения, что создает базу для  формирования адаптивного отношения  к здоровью,  формирования целей по его совершенствованию, адекватных ожиданий, и, конечно, самое главное,  для  достижения состояния  полного физического,  душевного и социального благополучия.

________________________

Заключение.

В последнее время появляется все больше свидетельств тому, что большинство функций эндокринных желез подчиняется функциям высших мозговых центров, то есть, другими словами, психической жизни. Эти психологические открытия дали нам возможность понять, каким образом психика управляет телом и как периферические телесные функции в свою очередь воздействуют на центральные функции нервной системы. Тот факт, что психика управляет телом, является наиболее существенным из того, что мы знаем о жизненных процессах, несмотря на то, что медицина и психология пренебрегают этим фактом . Мы наблюдаем это постоянно, в течение всей нашей жизни, с утра до вечера. Наша жизнь в целом состоит в выполнении произвольных движений, направленных на реализацию мыслей и желаний.

Человеческое тело - хитроумный механизм, выполняющий множество сложных и точных моторных действий под воздействием таких психологических феноменов - как цели и желания. Можно сказать, что наше тело создано подчиняться и действовать так, как человеку это необходимо. Ситуация болезни и выздоровления также не может быть исключением из этого правила, хотя это и не является столь заметным фактом, таким как внешние действия. Как показали исследования зарубежных специалистов,  людям,  которые отличаются хорошим здоровьем,  присуще одно замечательное качество — они целеустремленные. Можно предполагать, что умение ставить и достигать цели просто срабатывает в тот момент, когда человек заболевает - как навык. В результате, болезнь воспринимается человеком не как проблема, а как очередная задача, которую необходимо разрешить, а здоровье - как цель, которую необходимо достигнуть. Такой подход  дает результаты, а навыки достижения цели поистине являются универсальными.

Исходя из всего исследованного в данной работе материала можно выделить, что в основе этого умения лежит: формирование сознательного образа желаемого результата, формирование готовности к действию, основанного на осознании значимости результата для индивида и вероятностном прогнозировании. Формирование цели здоровье, конечно, является специфической целью, так как человек должен быть устремлен не во вне, а  на работу с собственным телом. Однако, это не принципиальное отличие.


__________________________________


Список используемой литературы:

1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие. —  М.: Академия, 2001. — 240 с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2000. — 512 с.
3. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.  — 352 с.
4. Аткинсон Р. Л.,  Аткинсон Р.С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов . Изд. 13-е / Перев. с англ. под ред. В.П.Зинченко— М.: Дубна, 2002.  — 732 с.
5. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376 с.
6. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998.  — 685 с.   
7. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. Т. 2.  —502 с.
8. Гальперин,  П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие. М.:  Книжный дом. Университет, 1999. —332 с.
9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии — 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. —560 с.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б.  Введение в общую психологию. —  М.: Смысл,  2002. — 334 с.
11. Мышляев, С.Ю. Гипноз. Личное влияние? Спб.: Респект, 1994. —  329 с.
12. Нагаев В.В.,  Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. Учебное пособие для студентов вузов.  —  М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.  — 463 с.
13. Селье, Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992.
14. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике — Л.: Медицина, 1983.  — 312 с.
15. Карпухина О.Н., Крайнова Ю.Е. Краткий курс по психологии: учебное пособие 2-е изд., стер.  —  М.: Окей-книга,  2009.  — 106 с.
16. Клиническая психология. Хрестоматия. — СПб., 2000. — 352 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология, глава 18 СПб: Питер, 2006. – 560 с.
18. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1: Общие основы психологии. — М.:  Владос, 2002.  — 688 с.
19. Рогов, Е.И. Общая психология (Курс лекций) / Е.И.Рогов.  — М.: Владос, 2000.  — 448 с.
20. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.  — М.: Просвещение, 1991.  —287 с.
21. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология / М.Перре, У.Бауманн. —  СПб.: Питер,  2002.  — 1312 с.
22. Фейгенберг, И.М. Мозг, психика, здоровье. — М.: Наука, 1972.  —113 с.
23. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ.  —Электрон. дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997.  — Режим доступа: http//www/rsl.ru       Ежова О.Н. Формирование у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие сохранения и поддержания их психического здоровья. Автореферат диссертации. Самара, 2003
24. Скотникова, И.Г.  Субъектный подход в психофизике
25. Урядницкая Н.А. Психологическая саморегуляция у детей с онкологической патологией: автореферат диссертации
26. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология. 2004 г. http://koob.ru
27. Васильева, О.С. Экспериментальное исследование внутренней картины здоровья в юношеском возрасте. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета.   — 2006.  —Т.69  — № 14.  —С.316-324
28. Бассин, Б.Ф. Проблема специфического и неспецифического характера отношений между аффективным конфликтом и клиническим синдромом / Раздел 1. Теоретические и прикладные проблемы /  Клиническая психология. Хрестоматия. — СПб., 2000. — С. 20-37.
29. Кабанов, М.М. Некоторые методологические и методические вопросы реабилитации больных/ Раздел 4. Клиническая психология и психотерапия/ Клиническая психология. Хрестоматия. — СПб., 2000. — С.231-241.
30. Мясищев, В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья/ Раздел 4. Клиническая психология и психотерапия/ Клиническая психология. Хрестоматия. — СПб., 2000. — С.212-225.


Рецензии