Страсти по Тургеневу

Классика - она потому и называется классикой, что она бессмертна, так как переводится с латинского как "образец", а образец - он и есть образец. Тургенев, когда написал свои "Отцы и дети", на века ввел в нашу жизнь еще один такой вот образец. Проблему на нашу голову, вечно актуальную.
Вышла сегодня с работы, уставшая, собираюсь ехать домой. Китайские босоножки страшно надавили ноги, поэтому от магазина до остановки шла босиком, держа злосчастных дермантиновых убийц в руках. Вечер, солнце жарит, ни ветерка, доковыляла до лавочки и сижу загораю. Чувствую себя неимоверно расслабленной телесно, и крайне разбитой душевно, из-за начальства, которое устроило сегодня партсобрание, из-за постоянного "фигаро здесь - фигаро там" в течение всего рабочего дня (хотя так, откровенно говоря, лучше, чем ничего не делать, но давали бы работать нормально, а не дергали по пустякам - было бы еще лучше), в общем, послала бы с удовольствием кого-нибудь даже не на три, а хотя бы на десять букв,
но сил нет даже на одну...
Людей на остановке практически не было. Странно было такое наблюдать в час-пик. Оказалось, все этому потому, что всего пару часов назад выгорела полностью целая трамвайная подстанция, и ждать трамвая было бесполезно. Но я все сидела на опустевшей трамвайной остановке с гудящими ногами, опустив голову, и не двигалась с места.
Рядом со мной на лавочку опустилась весьма пожилая женщина полуоткровенного бомжеватого вида (почему полуоткровенного, потому что не так уж все было запущено). И как назло, она оказалась какой-то уж очень словоохотливой. Мне не хотелось с ней говорить, но все-таки что-то заставляло меня вяло отвечать на ее вопросы. Она увидела, что я босая, а босоножки тоскливо стоят рядом с перемазанными рыночной асфальтной пылью стопами, и поинтересовалась, отчего это я сижу в таком странном положении. Я нехотя призналась, что босоножки надавили очень сильно, и ноги просто неимоверно болят, она покачала головой и сказала:
 - Мне жаль молодежь, очень мне вас, молодежь, жаль, да. Вот я в молодости носила такую прекрасную обувь - чешскую, финскую, югославскую, германскую (слово передано точно как сказал автор), а вы носите китайские подделки, и так мучаете себя, бедные... Вот когда я жила при Союзе, и была еще так молода, никогда такого не было. Я столько видела - я была и в Германии, и во Франции... а что ты видела? Ты где-нибудь вообще за границей была? Сколько тебе?
 - Двадцать два... - неохотно отвечала я.
 - Ну вот, а я в твоем возрасте уже объездила полмира... ведь образование тогда было бесплатное, ты же знаешь? (Я кивнула) А сейчас что? Кинотеатров даже нет, не сходишь фильм не посмотришь!
 - Ну почему же нет? - возразила я. - Очень даже есть, вот в центре их целых три, бери да иди на любой фильм...
 - Да? А сколько денег ты за это заплатишь? - язвительно фыркнула бомжеватая старушка. - Не меньше же, чем 40 рублей (имеются в виду гривны), а при Союзе я платила 30 копеек всего!
Тут зазвонил мой мобильный - звонила мама. Краем уха, слушая маму, я слышала, как случайная собеседница прокудахтала "И мобильных этих раньше не было - они же жутко вредные!" Тут к ней подсела еще более бомжеватого вида старушенция, и она переключила свое внимание на вновь прибывшую. Я дослушала маму, положила мобильный обратно в сумку, встала, и бросила последний взгляд на женщину и ее собеседницу.
И вот она, проблема старшего и младшего поколения. Я не могла ее понять. Мне было непонятно, за что было меня жалеть, меня как молодежь в частности и всю молодежь современной Украины в целости... Мне почему-то казалось, что человек, вот такой типа интеллигентный в молодости при Стране Советов, столько повидавший и знающий толк в жизни, побывавший за границей, должен и в наше время оставаться таким же человеком. По крайней мере, у меня сложилось такое мнение при взгляде на собственную родную бабушку, которая тоже жила при Союзе и повидала столько же, носила такую же обувь, не курившая, также учившаяся в педагогическом и не раз побывавшая за границей... Да, мы живем не так богато, она уже стара, ей 70 лет, но она по-прежнему делает себе прически, шьет себе красивые костюмы, пользуется кремом для лица и для рук и ходит в нормальной обуви. А что же я увидела здесь? Разбитые, рваные кеды, грязная выцветшая рубашка всех цветов радуги, безразмерные странные брюки, выгоревшие волосы, обшарпанная сумочка... и что с того, что когда-то в молодости она в чем-то там щеголяла? Это время давно уже кануло в Лету, важно только то, что есть в настоящем, а в настоящем, мне кажется, жалеть надо как раз ее... за то, что позволила себе опуститься и остаться в прошлом. Да, в кино можно было сходить за 30 копеек, но это ведь при каком было уровне зарплат, моя бабушка получала 40 рублей, у нее было двое детей, которых надо было ставить на ноги, и не забывать о себе... 40 рублей это было совсем немного. И стоять в километровых очередях за дефицитными продуктами в магазинах - это ли считать нормальным? Ведь пусть и были цены, но количество продуктов же ограничено, госзакупки, что вы хотите? Сейчас другой дефицит - есть продукты, но денег нет, но как-то же мы едим! И в кино ходим. И на свидания в любимые кафе. Разве что-то у нас плохо? Да, образование было бесплатным. Однако закончил ты университет - и отправляйся, товарищ, будь добр, в светлый путь в какую-нибудь глухую деревеньку исправлять безграмотность народа, или на какой-нибудь Сахалин, к примеру... и пусть молодежи трудно сейчас устроиться на работу, а условия труда порой отвратительны, но как на меня так гораздо лучше, чем жить где-то в хлеву со свиньями на Сахалине...
Так что, нужно ли оно, меня жалеть? Я хмыкнула, пожала плечами, повернулась и зашагала босыми ногами по горячему асфальту, болтая в воздухе черными китайскими босоножками, на остановку маршрутного такси...


Рецензии