Наш дом - Россия. План-конспект урока ОПК

[Приглашаем также познакомиться с материалом "Дистанционное обучение учителей. Каталог ОУ" по ссылке http://www.proza.ru/2013/02/23/1821]


Цели урока:
1) познакомить учащихся с новым предметом;
2) сформировать у детей представление о России как о многонациональном и поликультурном государстве;
3) обозначить роль православия и православной культуры в жизни многонацио­нальной России.

Оборудование: учебник А. В. Кураева [1], аудиозапись (или видео ролик) песни архидиакона Романа Тамберга «Русь называют святой» [2], рабочая тетрадь (Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов, Кирилло-Мефодиевское просветительское общество) [3], портрет Екатерины Великой.

Ход урока

1. Вступительная часть

Здравствуйте ребята!
Вот и начался новый учебный год, который принесет вам много новых и по­лезных знаний. В том числе много интересного вы узнаете и на уроках нашего нового предмета — на уроках основ православной культуры. Но прежде, чем мы с вами будем говорить о православии и культуре, давайте познакомимся с некоторыми мудрыми мыслями, которые написаны на нашей доске.
(На доске помещены пословицы, несколько ниже портрет и слова Екатерины Великой:
«Всякому мила своя сторона».
«Чужая сторона — мачеха».
«Человек без родины, что соловей без песни».
«Россия — не государство. Россия — вселенная! Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований».)
— Объясните смысл пословиц и поговорок. Что их объединяет? Чему они посвящены?
— Все они говорят о том, что человеку плохо без Родины. Все они о родной земле.
— Правильно! И как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
— О Родине, о России.
— Верно, ребята. И поэтому давайте прочитаем слова Екатерины Великой и подумаем над ними: «Россия — не государство. Россия — вселенная! Сколько в ней климатов, сколько народов, сколько языков, нравов и верований». Ответьте, почему императрица так говорила о нашей Родине?
— Императрица говорила так, потому что наша страна очень большая и каждый народ является в ней как бы отдельной планетой, но при этом только все вместе мы составляем вселенную.
— Молодцы, ребята! А какие народы, проживающие на территории России, вы знаете?
— Русские, татары, украинцы, армяне и т. д.
— Верно, ребята. А кто назовет больше народов нашей Родины?
— … (Дети по очереди называют народы России.)


2. Введение нового материала

— Молодцы, ребята! Все знают много народов. А вы обратили внимание на то, что Екатерина Великая говорила еще и о различных верованиях или религиях. А какие религии вы знаете?
— Христианство и иудаизм, ислам, буддизм.
— Правильно! Это мировые религии, их исповедует большое количество людей во всем мире. Каждая религия определяет культуру народа, его ценности и традиции. А что же такое традиции и ценности? Традиции — это то, что дорого для человека, но не создано им, а получено от предков. Ценности — это то, что имеет значение для человека и общества (Родина, любовь, дружба). А какие традиции есть в вашей семье?
— В нашей семье принято собираться вместе на Новый год, Рождество, Пасху, поздравлять родных с днём рождения.
— А какие ценности значимы именно для вас?
— Доброта, дружба, любовь, духовность и т. д.
— Молодцы, ребята! У вас добрые семейные традиции и хорошие ценности, достойные граждан нашей Великой и Духовно Богатой Родины. Ведь, как мудро говорится в нашем новом учебнике, «наше Отечество  богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям».  Ребята, вот вы назвали 3 мировых религии: христианство, буддизм и ислам. А Какую религию исповедуем мы с вами?
— Христианство
— Правильно! А на какие 3 ветви делится христианство, знаете?
— … (Учащиеся могут назвать только православие, тогда учитель помогает им и дополняет, что есть еще католицизм и протестантизм.)
— А какую ветвь христианства исповедуем мы с вами?
— Православие.
— Правильно! А как же понимать православие? А что же такое православие? Православие буквально переводится как «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление». Именно с православной культурой и будет связан наш курс, который называется «Основы Православной культуры». Да, вы выбрали для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Мы же узнаем об особенностях нашей культуры, о её именитых деятелях, о тех, кто своей деятельностью сумел  прославить её в веках.

3. Творческая работа учащихся

— Сейчас мы с вами прослушаем песню «Русь называют святой» и нарисуем (рабочая тетрадь, задание №1) три образа Земли Русской из песни (http://sobor.ucoz.ru/_ld/0/10_04-.mp3), которую исполняет архидиакон Роман Тамберг. (Если у учащихся возникает интерес, что такой архидиакон, то учитель объясняет: «Архидиакон — старший из диаконов в монашествующем духовенстве. Диакон в свою очередь — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства».)
(Учащиеся слушают песню либо смотрят видео ролик и выполняют задание №1 рабочей тетради.)
— Ребята, какие чувства вызвала у вас эта красивая песня?
— Грусти, светлого добра, любви к Родине.
— Отражение любви к Родине мы можем встретить и у великих русских поэтов. Давайте обратимся к заданию №2. В облачке напишите наиболее понравившее­ся вам высказывание. Объясните свой выбор.
— Мы выбрали стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Потому что в нем говорится о необходимости служения нашей Родине.

4. Обобщение, предъявление домашнего задания

— Молодцы, ребята! Меня радуют ваши слова! Но давайте вернемся к заданию №1. Скажите, какие образы Русской Земли вы нарисовали!
— Белый храм, поле, церковь над рекой.
— Очень хорошо, дети! А знаете ли вы, что Ювеналий, архиепископ (один из старших служителей нашей церкви) Курский и Белгородский, сказал: «Всем миром, как повелось на Руси, построим храм»? — так и наша страна, которая на протяжении всей своей истории была многонациональным государством, строилась всем миром. Россия, как белый храм в песне архидиакона Романа Тамберга, находится «между небом и землею», между многими народами и одновременно объединяя многие народы. Наша культура развивалась и стала уникальной именно благодаря этой дружбе и взаимопомощи народов, проживающих на территории России. И именно наша православная культура повлияла на многие народы, живущие на территории нашей необъятной родины. О становлении нашей культуры, связи православия и наших культурных особенностей подробно поговорим мы на следующем занятии. Дома же вы посоветуетесь с родителями, с другими взрослыми и назовете все те традиции, которые приняты в вашей семье, в других семьях. Постараетесь ответить на вопрос: «Какие ценности лежат в основе именно семейных традиций?»

Литература

1. Кураев, А. В. Учебник ОПК (последняя редакция) [Электронный ресурс, текст] / A. B. Кураев. — Режим доступа: 30.07.2012.
2. Тамберг, Р. (архидиакон). Русь называют святою [Электронный ресурс, аудио] / Роман Тамберг.  — Режим доступа: http://sobor.ucoz.ru/_ld/0/10_04-.mp3, 20.07.2012.
3. Урок №1. Россия — наша Родина. Рабочая тетрадь. Символы Святой Руси [Электронный ресурс, текст] / Кирилло-Мефодиевское просветительское общество // Методическое обеспечение экспериментальных уроков
 по Основам православной культуры для 4-5 классов. — Режим доступа: 20.07.2012.



© Copyright: Солодкая Галина Андреевна, 2012



ИНФОРМАЦИЯ О ПУБЛИКАЦИИ:
Разработка - призер районного этапа краевого конкурса на лучший урок ОРКСЭ 2012-2013 учебного года.


Рецензии