ПЕрвый урок 9

Первый урок 9

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Утром меня разбудило позвякивание  монет. Я проснулась, но открыть глаза  не было сил, так хотелось спать. Но опять заснуть не удалось, потому что кв комнате,  что-то  явно происходило. Открыв глаза я увидела, что папа и мама ссыпают мелочь , разные монетки на стол, выгребая их из карманов , сваленной рядом одежды. И уже значительная горка денег красовалась на столе. Эту мелочь папа засыпал в кулёк, скрученный  из обложки его любимого журнала «Техника молодежи». Этих журналов о развитии техники у папы на столе всегда было много. В то время он был увлечен идеей создания научно-популярного журнала «ЭВРИКА»-он и придумал это название. Мне оно так нравилось, что я сожалела, чтоменя так не назвали. В  «Эврике» было много статей о  истории  и современном развитии науки, о космосе. Он общался и брал интервью у наших замечательных ученых, ездил к ним в Дубну. И возвращался оттуда такой окрыленный ,с восторгом рассказывал нам с мамой о будущих чудесах, которые подарит нам наука и техника.Я запомнила только, то , что он уверял нас, что скоро не нужно будет вставать и подходить к телевизору, чтобы челкать переключателем в поисках интересной программы телепередач.  И что это будет делаться нарастоянии, не сходя с дивана, при помощи коробочки, которая уместиться на ладони. Это казалось невероятным, но ….время летит быстро. И многое, казавшееся чудом, теперь  привычно окружает нас в нашей повседневности. Поэтому видя , что папа оторвал обложку  любимого журнала, чтобы скрутить из него кулёк- меня удивило. Но еще удивительнее было то, что  родители из собранной их одежды доставали мелочь, рассыпанную по карманам. И собирали мелочь в тот кулёк. Потом папа достал три бубля-очень большие деньги в 60-е годы, примерно 330 долларов в наши дни, и сказал маме:
  - Ничего! До зарплаты дотянем!- улыбнулся папа.
  -Ладно!_ вздохнув , ответила мама.
  Тут они оба заметили, что я проснулась.
  - Вставай! Пора! Нам нужно идти!- сказал папа. Маме нездоровилось. И она  осталась дома. Уже одетая , я привычно потянулась к  берету. Но мама на прощанье завязала  на моей голове свой платок, вместо моего любимого желтого берета.

Папа вел меня сосредоточено,  думая о чем-то. Обычно шутливый и словоохотливый он был спокоен и молчалив.  Увидев киоск СОЮЗПЕЧАТЬ он достал те три рубля и разменял их на мелочь, чем очень обрадовал киоскера.Он привел меня к церкви. Это был большой  церковный праздник. У икон горели свечи. Папа водил меня от иконы к иконе. И мы смотрели на них, любовались. Папа был очень рад, что они так понравились мне.
   -Папа!Тут все крестятся, а ты, то есть мы-нет…это  как-то..
  - Кто хочет- крестится. А мы с тобой не крещеные, мы с тобой пришли посмотреть. –шептал мне папа на ушко:
-Послушать, как поют в храме, полюбоваться древней живописью, сегодня праздничная служба. Это старинное действие, так было из века в век. Все  это видели и твои предки-прабабушки, прадедушки…А эти молитвы они произносили, когда им бывало трудно или случалсь беда. Эти молитвы  произносили они в надежде на Бога.
  -А где же опиум, папа?
  -Какой опиум? Неужели вам в школе говорят «Религия опиум для народа»- удивился папа.
  -Ну, тот, который для народа! Его тут продают?
-Сама смотри, есть тут опиум или нет? Ну, надо же детям про опиум…странно! В школе про опиум! Безобразие!- уже самому себе пробормотал папа.
Потом папа подвел меня к людям , сидевшим у входа в церковь, внутри и снаружи. Они не молились, а словно чего-то ждали. Папа достал тот самый кулек, и насыпал мне в ладонь  мелочь.
  -Нужно подавать милостыню! Просто давай каждому , сколько хочешь! Все отдавай, не жадничай!- объяснил мне пап,а словно угадывая мои мысли. А у меня в голове действительно пронеслось: сколько на эту мелочь можно было купить карандашей, ластиков и , хватило бы их на куклу.
Сначала я смущалась. Потому что боялась, что люди обидятся и скажут –это мало! Или: «Нам чужого не надо!»
Но все шло хорошо. И люди говорили мен в ответ хорошие , добрые слова, словно в ответ делали мне подарок-пожелание:
-«Дай Бог тебе здоровья, девочка!» И это мне очень понравилось.
Раздав всё я вернулась , он дал мне еще пригоршню монет, которые я тоже так же раздавала. И я почувствовала легкость и большое удовольствие. Тем более, что папа, насыпая мне еще кучку мелочи приговаривал:
  - Это бедные люди! Вот ты милостыньку подашь, и они хлеба себе купят. Будут они тот хлеб есть, и думать, какую добрую девочку они сегодня в церкви встретили. А быть может смогут книжицу или игрушку купить своим деткам. Правда, это хорошо, доченька?!
  И я стала подавать эти монеты с еще большей радостью. Потому что я почувствовала, что не просто  сделаю, что папа сказал сделать, а что-то, что поможет, улучшит для этих незнакомых мне людей.
И, когда кончилась мелочь, я даже взгрустнула, словно закончилась очень хорошая , увлекательная игра .
Папа увидел это и достал еще целый рубль-совсем новенькую бумажку. Я схватила его обеими руками, но растерялась, кому же подать рубль.
  - Пап,…а кому?. Ведь всем подать хочется!
  - А ты сейчас всем этот рубль и подашь!- ответил папа и заговорщечески улыбнулся мне , взяв меня за руку и подведя к странному бочёнку из желтого металла, на котором было выведено «ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ». А на плоской крышке было длинное отверстие.
..-Вот в эту щель опусти рубль!
Но это показалось мне не интересным . Просто- опустить целый рубль! И никто ничего приятного в ответ ведь не скажет! Я медлила. Папа , видя мое замешательство, забрал  бумажный рубль обратно. И сам опустил в эту копилку.
На обратном пути он мне объяснял, что церковь на древнем языке обозначает- круг. А круг…ведь говорят же –«в кругу  друзей», «узкий круг», циркуль, который очерчивает идеальные круги, да и даже цирк- объединение, собранных в круг. То есть все слушают и видят кого-то , собравшись вокруг кого-то. То есть –всех объединяющий круг. Это и есть основа в понимании церкви. Собрание людей, обсуждающих что-то волнуещее их. Это и есть церковь! Поэтому в каждой церкви стоит такой бочёнок для пожертвований на ХРАМ. И опуская туда твою жертву, мы опустили свой рубль, мы помогли всем сразу. Тем, кто приходит сюда. На эти деньги что-то починят в церкви, что-то нужное купят. Ведь посмотри, какую красоту создали. И мы оглянулись на  церковь, купола её сияли отражая весеннее солнышко. Она была так красива! И на душе было чисто и светло от ощущения, что  и мы с папой стали частью какого светлого мира, в котором так важно быть добрым не только для окружающих, но и для самого себя.
И папа спросил меня- ты , когда подавала милостыньку, чувствовала, как приятно делать добро? Даже такое маленькое, как подать на хлеб незнакомым людям? Ты чувствовала в этот момент –любовь? Любовь  и доброту ко всему миру? К этим людям?
  -Да!!! Да, папа! И мне было очень хорошо! Словно могно, что-то  плохое исправить!- обрадовалась я  тому, что и папа это понимает.
  - Ты вчера спрашивала, чтотакое БОГ. Так это и есть –БОГ! Это Любовь к миру, Это-Доброта в душе. И Вера, что  все это и есть  основа всего, но беды и скверные поступки вторгаются в жизнь людей. Ломают, портят. А жизнь сама есть праздник  этой Радости и Доброты. И каждый должен делать, что от него зависит в этом мире. Каждый добрый поступок заставляет Зло отступать- это и есть вера в БОГА! Ты….ты …понимаешь?
И ты понимаешь, что нельзя сказать , что этого нет.  Но каждый волен жить веря в доброе начало  всего живого и самой жизни. Или не верить. Это не верие и есть  атеизм.
--Так…, как же так? Вера Федоровна- плохо думает?
  -На Веру Федоровну ты не обижайся и не суди! Неизвестно, как она думает на самом деле. Быть может ей так по работе нужно. И, пожалуйста , очень тебя прошу, доченька! Ни с кем это не обсуждай! Никому не рассказывай, что мы с тобой на Пасху в церковь ходили. Давай это будет наш секрет!
-Давай, папа! Это наш секрет!


Первый урок 10

СТАРЬЕВЩИК



Держась за руки: моя ладошка в его большой доброй,надежной  и теплой руке, так мы с папой вошли в наш двор на Верхней Хохловке. Как это бывало в хорошие дни, когда и папа был в хорошем расположении духа, и все  в целом в порядке. И мы с папой  шли и пели:

"СолдатУшки!
Бравы ребятУшки!
А, где ваши жены?
Наши жены-
пушки заряжёны!
Вот , где наши жены!

СолдатУшки!
Бравы ребятУшки!
А, где ваши детки?
Наши дети -
пули да картечи!
Вот, где наши детки!"

Но уже издалека мы услышали: « Старьё берем! Старьё берем!»
Это была  "словесная, звуковая  вывеска" , наезжавшего в наши дворы старьевщика.  В конце пятидесятых и в самом начале шестидесятых  годов 20 века в Москве  ещё появлялись старьевщики, особенно часто в районе Таганки, которая тогда была окраиной города.
Старьевщик в повозке, с запряженной лошадью  появлялся  во дворе всегда неожиданно. И уезжал , не назначая встречу в будущем. Как правило, приезжал он днём . Потому что в это время почти все родители были на работе. А  поскольку  лозунгом тех лет было: «Кто не работает – тот не ест!» , да и запрлаты были такие крошечные, что работать приходилось и папам и мамам-поэтому днем дети первых классов школы были предоставлены самим себе . И поэтому у большинства детей того времени на шее на шнуре висел ключ от дома. И выпускали детей во двор со строгими инструкциями; пока родители на работе; на шее –ключ, его –не снимать, никому не давать! Не брать у незнакомых дядей конфеты , не заходить в чужие дома пока родители на работе. И у меня все детство на шее тоже висел ключ от  квартиры, от входной двери, потому что вторые –от наших двух комнат в коммуналке  лежали под ковриком при входе в наши комнаты.Но в этот день старьёвщик появился и в воскресенье.

Он въехал во двор , сидя в повозке, которую тянула  за собой его запряженная лошадь. И меня всегда удивляло  и печалило его не сходство с волшебником или Дедом Морозом  А  ведь этот мрачный дядька в поношенном старом плаще, привозил много самодельных игрушек.
Мне запомнился тот кряжистый , лохматый и бородатый мужик, насмешливой,  смотрящий вокруг из-под лобья.  Он  сидел в повозке и крепко держал поводья ,  полуразговаривая со своей лошадью.
В грубо сколоченных ящиках , лежавших в повозке ,были яркие самодельные игрушки.  Они завораживали блеском разноцветной фольги. Их обилие радовало глаз . И потому  все формочки для куличиков, любимые совочки ,жестяные ведра с букетами или надписями «1-ое мая!» , « 7 Ноября!»  тотчас оставались забытыми  в песочнице. Вся малышня и подростки бежали к повозке старьевшика. Повозку тянула лошадь, старая и уныла. Но бесконечно интересная и поражающая воображение.
Насколько я помню - было три основных вида игрушек. Мои незабываемые и любимые глиняные обезьянки на резинке, они «прыгали» и смешно болтали лапками-пружинками. Их делали из куска глины, в который пока глина была сырой в неё -в тельце будущей обезьянки, вставлялись четыре пружинки , на конце которых   комочки глины изображали лапки. Когда глина высыхала , ее раскрашивали  и рисовали мордочку обезьянки. Я неизменно выбирала красную. Только многие годы спустя выяснилось ,когда у нас в стране появились восточные гороскопы , что  я по знаку как раз красная обезьяна,  и мне сразу вспоминался тот мой выбор.
Другие игрушки  тоже на резинке-очень забавные; разноцветные бомбошки, картонные барабанчики . И картонное подобие маленькой шарманки с вертящейся ручкой посередине и издававшей один единственный -«Трынц-Брынц», пока крутишь ручку.
Папа тотчас оценив мою увлеченность этим событием дал мне, оставшуся мелочь. И нарочито серьезно , обозвав меня:
«мотовкой», оставил во дворе наслаждаться этим событием.
Я была из тех счастливчиков , кто покупал за деньги. Деньги -5 копеек старьевщик  принимал почтительно с полупоклоном.Поэтому лишним будет расписывать, как я была горда папиной щедростью.
Мама всегда выбирала мне одежду с карманом, чтобы там была мелочь и записка с моим именем и адресом –«на всякий случай», поэтому я опустила туда крупную 5-ти копеечную монетку. Чтобы подольше  повыбирать, копаясь среди игрушек старьевщика , что было отдельным удовольствием. Потому что и так заранее знала, что опять куплю красную обезьянку.
Как сейчас вижу девочку , бережно и торжественно, несущую на вытянутых руках хрустальную вазу-роскошь тех лет, вынесенную из дома ,чтобы обменять  её на бомбошку украшенную фольгой. Наверное, она мне  и запомнилась , потому что поразил ее выбор; выбрать бомбошку она выбрала вместо  веселой красной обезьянки, лучше которой ничего и быть не могло, как мне казалось в то время. Мне этот выбор показалось странным. Я бы и в сотый раз, и если бы обезьянки  не бились в первые два дня, и если бы у меня их скопилось – миллион- я бы все равно-купила бы красну обезьянку у старьёвщика. Кто-то из детей выносил отцовский пиджак , кто-то мамино платье, чтобы обменять  это на игрушку. Но кто-то из взрослых и сам отдавал ему старье, радуясь , что кому-то пригодится; вышедшее из моды или откровенное старьё.
И так продолжалось это дворовое событие ,пока не выбегали взрослые, обнаружившие
в доме пропажу, и  новую игрушку у их  детишек. Они бежали , что бы  отнять унесенное ребенком добро  , а порой даже побить старьевщика.
Но это был проворный дядька и повозка с лошадью, заранее  были развернуты в нужном направлении….
Да и своя честность у старьевщиков все же была.
Мне запомнилась соседка выбежавшая из подъезда с криком:"Крепдешиновое!!!Нарядное!!!"
В руках у женщины был веник, которым она замахивалась , но никак не могла попасть по проворному и вертлявому сыну.
И старьевщик, выпрямился в своей повозке, чутко вслушиваясь в происходящее. И всё поняв,едва она приблизилась к его повозке, тотчас отбросил в её сторону красно-желтый ком, выхваченный им из набранных за день трофеев.
Но женщина, так и не выпустившая из рук  свой воспитательный веник, не смогла поймать  платье. Ветер подхватил его и на лету и расправил ....это было легкое, парящее красно-желтое платье. Оно летело, летело, как яркое знамя весны и будущего  летнего тепла. Его ловили все зеваки. Пока его не поймали к радости хозяйки этого праздничного платья. А старьевщик  уже исчез. И я , счастливая , что день такой насышенный, что красная глинянная обезьянка со мной, и так весело и дружелюбно прыгает на резиночке и машет мне лапками-пружинкамитак пошла домой обедать.


Рецензии