1921 год. Дело Таганцева и показания на Гумилева

1921 год.  Дело Таганцева и показания по делу

     Информация о том, что в Петрограде существовала Петроградская боевая организация, была опубликована 24 июля 1921 года газетой «Известия». Кроме того, указывалось, что это был крупный заговор, и шло приготовление к вооруженному восстанию.
 
     Количество арестованных по этому делу было огромным, само дело приобрело исторически еще одно название, по имени руководителя организации, и сейчас называется как Дело Таганцева.
 
     Это дело Петроградской боевой организации было продолжением событий, которые ему предшествовали.  А именно, продолжением Кронштадтского мятежа.
 
     Начало Кронштадтского мятежа определено сроками 1 марта 1921 года на Якорной площади Кронштадта состоялся митинг моряков, на котором были выдвинуты политические лозунги.  Этому предшествовало собрание членов команд линкоров «Севастополь» и «Петропавловск» 28 февраля, на котором тоже были выдвинуты политические лозунги. Создан был «Временный революционный комитет», который возглавил матрос С.М. Петриченко, а затем 3 марта и штаб обороны.
 
     Но уже 5 марта 1921 7-я армии под командованием М.Н. Тухачевского дано было указание подавить восстание. И 8 марта, в день открытия  Х съезд РКП(б),  было намечено днем наступления на крепость. Было два штурма Кронштадтской крепости - 8 марта и 16 марта. Восстание было подавлено, часть мятежников ушла в Финляндию.
     Расправа была неминуема, к высшей мере наказания были приговорены более двух тысяч человек и к различным срокам наказания почти четыре с половиной тысячи человек.
 
      По «Делу Таганцева» 1921 года было арестовано 833 человека. Это дело «Петроградской боевой организации»  проходило под номером  Н-1381, или 214224. По этому делу было расстреляно  96 человек по приговору или убито при задержании, 83 отправлено в концентрационный лагерь,  были и те,  кого освободили из заключения. И по этому делу проходили и матросы, участники  Кронштадтского мятежа, как об этом говориться в книге Георгия Миронова,  «Заговор, которого не было». (Георгий Миронов.  Заговор, которого не было. М., 2009).

     Столь важное дело вел Яков Саулович Агранов. Для такого количества задержанных, арестованных требовалось и огромное количество следователей, уже  даже, и потому, что временные рамки дела были ограниченны.

     Георгий Миронов характеризуя это дело, говорит: «Словом, «Дело № Н-1381» интересно и как наиболее типичное, и как весьма специфическое для тех лет, отражавшее и конкретное время, и конкретное место «Петроград».

     Вызывает большие сомнения тот факт, что руководитель заговора В.Н. Таганцев, вообще, мог объединить совершенно разных людей в одну организацию, это ведь не экипажи военных кораблей, как было в Кронштадте, а совершенно разрозненные группы людей.
 
     Владимир Николаевич Таганцев, 1890 года рождения, проживавший в городе Петрограде, Литейный проспект, дом 46, квартира 20, профессор-географ, секретарь Сапропелевого комитета Академии Наук, арестованный 1 июня 1921 года и расстрелян по постановлению президиума Петрогубчека от 24 августа 1921 года. В первый раз В. Н. Таганцев был арестован ВЧК в 1919 году за то, что пытался послать  своим голодающим коллегам в Петроград картофель.

     В отношении поэта Гумилева, Таганцевым были даны показания 6 и 23 августа.
 
Протокол показаний профессора Таганцева от 6 августа
Протокол показания гр. Таганцева
Поэт Гумилев после рассказа Германа обращался к нему в конце ноября 1920 г. Гумилев утверждает, что с ним связана группа интеллигентов, которой он сможет распоряжаться и в случае выступления согласна выйти на улицу, но желал бы иметь в распоряжении для технических надобностей некоторую свободную наличность. Таковой у нас тогда не было. Мы решили тогда предварительно проверить надежность Гумилева, командировав к нему Шведова для установления связей. В течение трех месяцев, однако, это не было сделано. Только во время Кронштадта Шведов выполнил поручение: разыскал на Преображенской ул. поэта Гумилева, адрес я узнал для него во «Всемирной литературе», где служит Гумилев. Шведов предложил ему помочь нам, если представится надобность в составлении прокламаций. Гумилев согласился, что оставляет за собой право отказаться от тем, не отвечающих его далеко не правым взглядам. Гумилев был близок к Совет. ориентации. Шведов мог успокоить, что мы не монархисты, а держимся за власть Сов. Не знаю, насколько мог поверить этому утверждению. На расходы Гумилеву было выделено 200 000 советских рублей и лента для пишущей машинки. Про группу свою Гумилев дал уклончивый ответ, сказав, что для организации ему потребно время. Через несколько дней пал Кронштадт. Стороной я услыхал, что Гумилев весьма отходит далеко от контрреволюционных взглядов. Я к нему больше не обращался, как и Шведов и Герман, и поэтических прокламаций нам не пришлось ожидать.
В. Таганцев
6.VIII.1921

     В этих показаниях Таганцева звучит тема Кронштадтского мятежа, и названы конкретные люди, а именно Герман и Шведов. При этом отмечено, что сам поэт Николай Гумилев придерживается Советской ориентации. Связь с ним переговорщиков была утеряна, никаких действий им не производилось, и кроме обсуждения некоторых тем, ничего сделано не было.

Из протокола допроса профессора Таганцева от 23 августа
В дополнение к сказанному мною ранее о Гумилеве как о поэте добавляю, что насколько я помню в разговоре с Ю. Германом сказал, что во время активного выступления в Петрограде, которое он предлагал устроить (4 слова подчеркнуты красным карандашом) к восставшей организации присоединится группа интеллигентов в полтораста человек. Цифру точно не помню. Гумилев согласился составлять для нашей организации прокламации. Получил он через Шведова В. Г. 200 000 рублей.
Таганцев
23 авг 21

     В первом протоколе Таганцева ничего о творчестве поэта не говорится, а во втором все же есть упоминание о том, что творчество Гумилева обсуждалось. Если учесть то обстоятельство, что протоколы составлены не в виде вопросов и ответов, а в  виде уже результата беседы, то часть допросов могла и не войти в окончательный текст, под которым ставили подписи арестованный и следователь. Этот второй протокол не слишком отличается от первого, здесь те же две фамилии, что были раньше.
 
     Фактически в этих показаниях указаны все члены «Комитета боевой организации»,  в который входили Юрий Павлович Герман, Владимир Николаевич Таганцев и Вячеслав Григорьевич Шведов.

     Но стоит обратить внимание на то, что в показаниях, в которых называются имена членов штаба организации, название, самой организации, не упоминается ни в каком виде.
 
     31 августа «Известия ВЦИК» посвятили этой теме материалы, в которых указывалось на то, что  Петроградская боевая организация пир ликвидации контрреволюционных организаций была значительной.

     В газете «Петроградская правда» был опубликован доклад председателя Петроградской губчека Б. А. Семенова на пленуме Петроградского совета, и извещение о том, что 24 августа коллегия Петрогубчека постановила расстрелять 61 участника организации, с публикацией список расстрелянных.
 
      Книга «Заговор, которого не было» написана Георгием Мироновым, который был главным специалистом прокуратуры, которая и рассматривала это дело.
 
     О Шведове у Миронова Георгия в книге « Заговор, которого не было», сказано, что из материалов дела известно, что член «Комитета боевой организации» Вячеслав Григорьевич Шведов, 1996 года рождения, бывший подполковник артиллерии царской армии, был по постановлению Петроградской губчека приговорен 24 августа 1921 года к расстрелу.

     7 июля 1921 Владимиром Николаевичем Таганцевым были даны следующие показания, в которых  и появилась фамилия Шильдер.

Шильдер, б.Дворянская., малая
В марте месяце Шведов указал на желательность привлечения в организацию Шильдера  которого я считал как Ник. Ник. Герман слышал о нем как о хорошем офицере. Было предложено в виду отъезда Шведова что связь с ним налажу я о чем как будто он должен был быть извещен, но потеряв место, где был записан адрес я вспомнил об этом только в августе.
Связи с ним не налаживал. Шведов по приезде в начале мая узнал, что он находится в отпуску. Мы считали что тем самым он отказался от работы совместно с нами.
В Таганцев 7/V11

    Показания на поэта, офицера, участника Первой мировой войны Николая Гумилева, даны Таганцевым 6 августа, а на офицера Шильдера 7 августа 1921 года. Кстати, по одному ордеру на Н.Н. Шильдера были арестованы три офицера – братья Шильдер, ни у одного из которых, таких инициалов не было.

      В этих коротких показаниях В.Н. Таганцева, всего в нескольких строчках, содержится клубок информации. Об организации говорится как о существующей организации. Привлечение новых членов рассматривается самим Таганцевым, Шведовым и Германом. Кандидатуры новых членов организации обсуждаются. Только по причине отсутствия Вячеслава Григорьевича Шведова, сам Владимир Николаевич Таганцев собирался разговаривать с Шильдером.  Имя и отчество Шильдера Таганцевым называются не правильно, данные с адресом он потерял. Речь в показаниях Таганцева идет только о желательности привлечения в Организацию Ник, Ник. Шильдера, и нет даже упоминания на то, что с ним велись хоть какие-то переговоры.

     Гумилев был арестован на основании показаний В.Н. Таганцева 3 августа 1921 года, а показания Таганцева датированы 6 августа.  Значит, его арест был фактом, к которому и добавлены были показания Таганцева, письменные. Это интересный факт. И брать за основу ареста только показания Таганцева, не так и очевидно.
 
     Братья Шильдер были арестованы с 5 по 7 августа, столько времени заняла засада в квартире, но ордер был выписан 5 августа, а показания Таганцева появились только 7 августа. Здесь тоже есть свои противоречия при оценке важности показаний при арестах людей по делу Петроградской боевой организации.

     Теперь о Комитете Петроградской боевой организации, именно о тех людях, которые есть в показаниях Таганцева.
 
     Ю.П. Герман - убит в перестрелке с погранохраной еще 30 мая 1921 года при попытке перехода финской границы, а подполковник В.Г. Шведов – оказал вооруженное сопротивление при аресте, смертельно ранен во время перестрелки с чекистами в Петрограде з августа 1921 года, в день ареста Гумилева.
 
     Получается, что только Таганцев говорил о Гумилеве в своих показаниях, но и то, только со ссылками на Германа и Шведова, которых в живых к этому времени не было.
     Дело «Петроградской боевой организации» рассмотрено Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 1992 году, и  все осужденные по делу   были реабилитированы. Само дело признано  сфабрикованным.
 


Рецензии
Спасибо , очень интересно .Мы с мужем ходили в музей-квартиру Ахматовой А. в Шереметьевский дом на встречу с Беллой Курковой. Популярная журналистка работала в архиве КГБ и пыталась рассказать своё видение дела Таганцева. Мутное дело...Ахматова ездила туда, где расстреляли предположительно Н.Гумилёва ( около ст. Бернгардовка).

Татьяна Мюри   31.01.2021 18:30     Заявить о нарушении
Да. Ничего удивительно. отработка системы уничтожения появилась сразу. Это крупное дело после Кронштадтского мятежа. В нем все слои населения.

Екатерина Шильдер   06.03.2023 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.