Первый урок 1

Первый урок
 1
ДЕРЕВЯННАЯ, ПЕЧНАЯ ТАГАНКА
Я родилась и выросла в Москве 60-х годов, в стране , которая называлась СССР.  Но суть не в том, как она называлась , а в том, находилась она там же , где и сейчас мы живем , вспоминая то время,  вспоминая и СССР. 
И так я родилась в живописном районе Москвы-разудалой и отчаянно-веселой Таганки, пахнущей в те годы дымом печного отопления и пирожками.
      Там, на деревянных улочках кипели страсти, комичные и драматичные одновременно.
      А незабываемое пестрое мелькание колоритных лиц участников тех событий... Словом, рисовать и рисовать! И ,писать, конечно. Но я человек обстоятельный - решила сначала учиться рисовать. А писать уж ладно - как жизнь научит... Если сочтет нужным.
Попасть, даже в обыкновенный районный детский сад в  60-е годы  в Москве, было очень трудно. Потому что их было мало и на всех детей не хватало. Поэтому , в  ожидании очереди на свободные места в дет.саду, родители  отдавали  меня разным бабушкам –нянькам на день. С собой мама протягивала и еду на день- в китайских эмалированных чашках с крышкой. Это, что предстояло  мне съесть днем, пока я буду  находиться у няньки. Эти  небольшие чашки казались мне тогда огромными
Утром , перед работой -, родители меня отдавали няньке. А вечером по пути домой- забирали. Даже двое работающих супругов, не могли на крошечные советские зарплаты нанимать няню для ребенка, чтобы она сидела с ним дома. Поэтому мне пришлось погостить в старых деревянных домах Таганки у разных нянек. И прожить ту жизнь и уклад  старинных бревенчатых , старомосковских домов  прежней Таганки с печным отоплением. Поэтому помимо туалета – типа «очко» во дворе были и дровяные сараи. К ним обычно и пристраивались  те деревянные туалеты, такие же ,как на дачках в шесть соток.
Раньше Таганка представляла собой целые улицы и закоулки  некрашеных бревенчатых , темных от старости домов. Дома эти , как старые поношенные одежды- были пропитаны запахами своих хозяев, их жизнью, прожитой их горечью , щами-борщами, как старая верно прослужившая свой век одежда.
Такие няни-«бабки» держали обычно по нескольку ребятишек. Они устраивали такой, как сейчас назвали бы- частный детский сад из таких же бедолаг,как и я - росших без бабушек-дедушек. Последней моей «бабкой» , в доме которой я пересиживала  рабочие часы родителей , была добрая баба Настя. Её дом находился, где-то напротив нынешнего кинотеатра «Рубин» или , как называлось это место до  постройки кинотеатра «РУБИН»-«Остановка «МИЛИЦИЯ!». Так торжественно и громко выкрикивала название кондукторша на остановках.  Или истошным, зачастую хриплым от крика на весь автобус или троллейбус голосом, просто:- "МИЛИЦИЯ!"- громко выкрикивала кондукторша при приближении к этому месту.
Я хорошо запомнила бабу Настю-эту хрупкую, тихую, пожилую женщину.  Она разогревала нам то, что давали с собой  мамы  и кормила нас всех. Она была аккуратная и немногословная. Но у неё была особенная безмолвная светлая улыбка.   И ей честно в голову не приходило развлекать нас или уж тем более развивать, читая что-то вслух.  Просто во время кормила, и присматривала , чтобы не безобразничали.  Во дворе мы не гуляли, чтобы не раздражать соседей. Да и из опасений , потому  что это  было для бабы Насти "нетрудовыми доходами",  то есть не законным бизнесом, за который в те годы можно было нажить большие неприятности. Поэтому и меня мама  строго предупредила, что , если будет кто-нибудь  вдруг расспрашивать:»..а зачем вы приходите к бабе Насте?» . То я не должна была сознаваться, что она моя няня.
    -« Никогда не говори , что баба Настя твоя няня! А говори, что мы всей семьей дружим  с нею и ходим к ней в гости»- напоминала мне мама, по дороге к ее старинному  домику с  двумя окошками, укращенными деревянным кружевом резьбы наличников. Очень красивых наличников, давно кем-то любовно и мастерски вырезанных И , когда приближаясь к дому бабы Насти, я видела эти окошки, мне казалось , что у домика бабы Насти такие красивые и добрые глаза, что  я  могу спокойно  довериться этому дому. Как,…   и встреченным с добрыми и красивыми глазами, людям.
Развлечением в доме бабы Насти было -всей стайкой,  таких же приёмышей , как и я, сидеть у печки с любимой игрушкой , взятой из дома. Но и  без нас в комнате было тесно, и потому играть было негде. Баба Настя именно "присматривала за нами", но ей и в голову не приходило читать нам книги или, как-то развлекать. Она целый день была занята хозяйством. Но, за то, тут процветала особая свобода слова. Поэтому игры были  "на сообразительность"-такие , как та, что традиционно начиналась со скороговорки:

"Вам барыня прилала сто рублей
и коробочку соплей.
Вы поедите на бал?
"Да" и "Нет" не говорите,
что хотите, то берите!"

Сидение у печки холодными днями для нас -детей это было настоящее удовольствие.
Чтобы приукрасить это житьё-бытье , я сама рассказывала вслух сказки. Но сказок не хватало, да и те, что я знала – знали и все остальные.Книжки давали с собой, но скорее, как собрание  красивых картинок для рассматривания. Поэтому я «нашла свою нишу»-придумывала сама приключения, завиральные расклады, в  которые , как в мясорубку попадали по моему желанию короли-цари и королевны с принцессами и волшебниками. За это баба Настя  после того, как покормила  нас  , когда приходило время налить чай для  детей , доставала  лично для меня чашку из старинного и довольно обшарпанного, но витиевато украшенного резьбой буфета. Взрослую чашку!А не детскую кружечку .
Помню эту чашку отлично- это была большая чашка Дулёвского фарфора с большой , размашисто нарисованной розовой с золотом розой на боку. Она наливала мне чай в эту призову чашку , ласково произнося: « Сказочнице чай - первой ! За сказки, потому что заработала!»
Наверное,  это и был мой первый гонорар.


Рецензии