Воспоминания

 ВОСПОМИНАНИЯ ВАСЬКОВА М.А., 1930 ГОДА РОЖДЕНИЯ, ЖИТЕЛЯ ГОРОДА КАЗАНИ

      Начало войны я встретил в районном селе Красногорское Удмуртской АССР, а конец её – в деревне Атабаево  Пычасского района Удмуртской АССР. В этих населенных пунктах я и учился в средней школе, а в летние каникулы работал в колхозе имени Сталина на разных работах: на лошадях, и коровах, прополке, ручном тереблении льна, ручном обмолоте льна, расстиле льна на лугах.
     Моя мама работала учительницей химии в средней школе. Отец пропал без вести в 1941 году. Жили на одну мамину  крошечную зарплату, так как  мама с отцом развелись еще до войны. Размера зарплаты не знаю, считаю, что не нее можно было купить не более двух буханок хлеба на рынке. Карточек на селе не было.  В иные годы сажали картофель, он сильно выручал!
      Сушили картофельные очистки, потом их размалывали, и стряпали лепешки из них. Бррр…
Весной перекапывали  бывшие плантации картофеля,  находили перегнившие клубни, вымывали крахмал и то же стряпали лепешки. Ели льняной жмых.  Я ходил на ферму за сквашенным обратом – снятым молоком.  Школа подкармливала борщом из овощей, выращенных на пришкольном участке.  Мама ходила по деревням, выменивая разные вещи на продукты.
     Одежда у нас была плохонькая, я даже зимой ходил в лаптях. В Красногорском жили в деревянном бараке, мёрзли  и  голодали.  Выручала железная  печка. Спали одетыми, укрываясь всей имеющейся одеждой.
     Сестра Галя  посещала детский садик. От постоянного голода и холода она страдала рахитом и болячками на теле. В Атабаеве жили на разных квартирах, иногда вместе с хозяйкой.
     Я был примерным пионером, затем комсомольцем. Газет не выписывали,  слушали сводки Информбюро по черному репродуктору-тарелке.  Освещение состояло из коптилки-пузырька с керосином.
  Из неприятных событий отметить, как мы однажды заблудились в лесу, собирая  грибы, как меня «арестовывали» за якобы кражу лошадей соседнего колхоза, которых бригадир заперла у себя во дворе за потраву посевов нашего колхоза. Она велела мне их гнать на ферму. Я открыл ворота, лошади  поскакали домой, я за ними – не знал, что это чужие. На чужом лугу меня и «поймали».  Смех и грех!
    Однажды моя подопечная лошадь провалилась в болото, еле вытащили.
    Случались неоднократные встречи со шпаной, которая украла у меня хлеб, картошку, разрезала карман брюк.
    Светлые воспоминания  в послевоенные годы, когда я учился в 9 и 10 классах в рабочем поселке Сосновка Вятско-Полянского района Кировской области – участие  в художественной самодеятельности школы – играл мельника в «Русалке»,  Дмитрия Самозванца в «Борисе Годунове».
  В Сосновке житье также было очень тяжелым. За дровами ходили в овраг, спиливали  сырую сосну, волокли её о двор. Пилили, кололи, сырыми промерзшими поленьями топили печь. Много дыма, мало тепла!
  В школьные годы перечитал массу художественной литературы, даже громадный однотомник Пушкина. Баловался стишками.
    После окончания средней школы (был лучшим учеником) поступил на агрономический факультет Казанского сельхозинститута, который с отличием закончил в 1952 году. Бедность и нужда и здесь меня не оставили, ходил в заплатанных брюках, телогрейке. Стипендии  не хватало на самую скромную еду.
    Преподаватели были замечательные: доцент П.Д Кушников,  доцент В.Я.Куренев, профессор И.В. Утэй, профессор  Б.И. Горизонтов, профессор А.М.Алексеев, профессор М.В.Марков, профессор Р.Р.Хусаинов, Профессор П.М.Тихонов,  доценты А.К . Вершинин, К.И.Попов, Е.В. Астраханцева, С.Н. Коньков, З.А. Ротэрмель, М.И .Куркин, А.Л.Ясницкая.
    Жил я все время в общежитии. Жили бедно, но весело. Я даже прослушал более шести опер в городском театре оперы и балета.
     После окончания института я три года проработал директором Бугульминского  опытного поля. Со мной работала жена научным сотрудником - Васюхина Маргарита Николаевна. Родились дочь Людмила и  сын Александр. С помощью родителей жены еле-еле сводили концы с концами. Зарплаты были мизерными. Электричества не было, выручали лампа и керосинка. Ветряк, который качал воду, часто ломался,  переходили на ручные усилия. Еда была очень скромной.
      Три года  проучился в аспирантуре на кафедре растениеводства КСХИ. Научным руководителем был профессор Р.Р.Хусаинов. Кандидатскую диссертацию на тему  «Некоторые вопросы агротехники кукурузы в Татарской  АССР»  защитил в 1961 году в Сталинградском сельхозинституте. В Казанском сельхозинституте работал ассистентом, доцентом кафедры растениеводства.


Рецензии