Откуда удивительное обоснование власти Христовой

    "Каждый год 28 июля по новому стилю Киево-Печерская лавра наполняется благочестивыми паломниками, иерархами, множеством духовенства, чтобы молитвенно вспомнить имя святого равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь и тем самым совершил исторический перелом в судьбах множества людей.

В личности князя Владимира сочетались и государственная власть, и ответственность, и горячая вера, и даже некое пастырское отношение к людям. Неслучайно в день памяти святого равноапостольного князя читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о пастырстве: "Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня" (Ин. 10:14). Образ пастыря - это образ власти. Именно так понимался этот образ и в Ветхом, и в Новом Завете; и когда Господь говорит о Себе, что Он пастырь добрый, Он тоже говорит о Своей власти.

Но откуда такое удивительное обоснование этой власти: "И знаю Моих, и Мои знают Меня"?

    В человеческом обществе светская власть основывается либо на уважении, либо
на страхе и принуждении, либо на выгоде. Что за обоснование Христовой власти приводится в Евангелии: "И знаю Моих, и Мои знают Меня"? Во Христе Иисусе, по слову апостола Павла, вся полнота Божества явлена телесно (см. Кол. 2:9). Поэтому, когда мы обретаем Христа, когда мы познаем Его, мы познаем Бога, а значит, власть Христа связана с богопознанием. В этой власти участвуют и человек, и Бог.

Что же такое богопознание? Человеку свойственна тяга к познанию - разумом и чувствами мы познаем окружающий нас мир. А как же познается Бог? Является ли разум столь же решающим фактором в богопознании? Опыт подсказывает, что нет. Конечно, разум присутствует; иногда при помощи разума открывается дверь навстречу Богу, но познать Бога только разумом, силой интеллекта невозможно; и никакой зависимости богопознания от образования, от силы разума не существует.

Познание Бога во Христе есть движение навстречу Богу, есть живая и реальная встреча с Ним. Если человек хотя бы раз в жизни проходит через эту встречу, если он прикасается к Богу во Христе, то это и есть познание Бога. Ибо для человека небезразлична эта встреча: как для Моисея встреча с Богом в горящей купине на горе Хорив привела к особым последствиям, так и для каждого из нас встреча с Богом всегда влечет особые последствия. Мы особенно переживаем присутствие Божие в нашей жизни, когда совершаем Таинство Святой Евхаристии. Радостное чувство, которое охватывает нас, слезы умиления, особый по силе и глубине опыт переживания встречи со Христом становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

Христос - Глава Церкви, и Его власть над Церковью связана с богопознанием, с познанием людьми Христа. Чем ближе мы приходим к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни, тем глубже - не столько умом, сколько всеми фибрами души своей, всею жизнью - мы начинаем понимать, что Бог есть любовь. И наша любовь ко Христу - это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами. И собираются верные в Церковь, собираются вокруг своего епископа, который, по преданию церковному, восходящему к апостолам, пребывает на месте Христа в общине, совершающей Святую Евхаристию. И как важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной Чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть властью и силой любви. Никакие даже самые хитроумные рычаги управления, на которые часто уповает светский мир, стремясь поддержать институт власти, по-настоящему никогда не работают в Церкви, потому что здесь власть Христа, власть любви. А если происходят разделения, то это значит, что утрачена любовь - единственная сила, способная соединять людей. Утрачено пастырское попечение, которое идет от Главы Церкви, Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения - как некий индикатор, но не крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом и любовью к Нему и друг к другу, а значит, в единстве поддерживать Его пастырскую власть над Церковью.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, не будучи рукоположенным пастырем, воспылал любовью ко Господу. Хотя историки пытаются объяснить Крещение Руси политическими или экономическими причинами, но все это человеческие объяснения. Ничто не могло бы изменить внутренней жизни язычника, переродить его, отвести слепоту душевную, вкупе же и телесную, если бы он сам не пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в Херсонесской купели, не стал другим человеком. Так язычник сделался святым равноапостольным князем, пастырем своего народа, который крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях народной жизни, определил на века духовное совершенствование и возрастание своего народа.

Вспоминая молитвенно святого равноапостольного великого князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в духовном единстве всего наследия его; о народах, которые являются преемниками народа, крестившегося в Днепровской купели; о Церкви нашей - хранительнице предания Святой Руси. Будем молиться, чтобы святой Владимир, стоявший у истоков духовного рождения нашего народа, и сегодня просил Господа, чтобы приклонил Глава Церкви милость Свою ко всем нам, помогая возрастать в любви, а значит, в единомыслии, восстанавливать единство там, где оно разрушено, и сохранять там, где оно сохраняется, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отпадения от Христа, потери связи с Ним, разрушения любви. И да сохранит нас Господь молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира на стезях спасения. Аминь"

- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира


Рецензии