Вегетарианство Халяль - Ислам
которые уверовали, совершали праведные деяния,
заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение»
(103: 2-3).
В последние годы начала распространяться мода на вегетарианство. Не обошла она стороной и мусульман. Так что же стоит за этими загадочными словами – «вегетарианство» и «веганство» и как они соотносятся с исламом.
Вегетарианство – это отказ от употребления в пищу продуктов животного происхождения (полное или частичное), чаще всего его практикуют ради здоровья (иногда – по религиозным соображениям). Веганство (иногда называется «строгим вегетарианством») – образ жизни, исключающий использование продуктов, связанных с эксплуатацией и убийством животных, к нему чаще всего приходят их этических соображений.
Вот некоторые из причин, по которым люди становятся веганами:
• этические причины — веганы считают, что уменьшают страдания животных от современного промышленного животноводства.
• религиозные убеждения (индуизм, джайнизм, буддизм, некоторые направления христианства);
• сохранение и/или улучшение здоровья;
• аллергия на животные продукты или неприятие их организмом;
• Веганы отказываются от молока и молочных продуктов в связи с тем, что в современном промышленном животноводстве коровы содержатся в неволе в течение всей жизни. Кроме того, постоянное доение, по мнению веганов не является нормальным режимом для коровы.
• Яйца не употребляются, прежде всего, по причине жестокого содержания несушек на птицефабриках
• Веганы не употребляют мёд, поскольку пчеловоды хоть и заботятся о выживании, сохранении и содержании в хороших условиях всего улья, но вынуждены отбирать у пчёл полученный ими мёд, а также иногда убивать отдельных пчёл (лишних или неудачных маток и трутней).
• Веганы не используют мех и изделия из натуральной кожи, выступают против охоты с целью добычи пушных зверей, так и ещё менее гуманного, по их мнению, варианта — разведения зверей в плохих условиях на зверофермах и последующее убийство.
Согласно Исламу положения веганства можно интерпретировать следующим образом.
Вообще – человек поставлен ханифом (наместником) в этом мире и все что здесь есть, создано на службу ему. Но как рачительный хозяин, человек должен и беречь все, что ему дано в пользование. Животные созданы быть едой, транспортным средством для людей, но человек тем не менее не имеет права причинять им боль, обижать их.
Мусульмане не имеют права причинять страдания любому живому существу без веской на то причины. Хотя мусульманам и дозволено мясо в пищу, но только мясо "халяль", когда животные и птицы содержатся в гуманных условиях и лишаются жизни без лишних мучений, как предписано сунной Пророка Мухаммада (солла Ллаху алейхи ва салам).
Животное, предназначенное для жертвоприношения или просто в пищу «халяль» (дозволенную), должно содержаться в гуманных условиях, приближенных к естественной жизни, должно быть выкормлено естественным кормом, не кастрировано, не иметь существенных дефектов.
Закалывание животного должно производиться острым ножом и с наименьшими страданиями для животного. Пророк (Мир ему) предписывал остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умервщлять, то умервщляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение» (передано Муслимом со слов Шаддада Ибн Ауса).
При таком способе убоя животное до конца не осознает своей смерти. Дело в том, что при пересечении сонных артерий происходит мгновенное обескровливание мозга и как следствие – его неспособность получать и обрабатывать информацию. А поскольку обычно животное не знает, что его ведут на заклание, то и стресса не испытывает. А отсутствие стресса и страха – это гарантия того, что животное будет спокойно, расслаблено и все произойдет намного безболезненнее.
Здесь уместно следующее сравнение по рассказам людей, которые были приговорены к высшей мере наказания, но непосредственно на месте казни их помиловали. Они утверждают, что самое страшное – это ожидание смерти, страх последней ночи (когда любой шорох воспринимается как шаги палачей)…, многие из них именно поэтому лишились психического здоровья.
Из Священного Корана: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Священный Коран, сура Аль-Ма'ида; аяты 1-3)». К разряду запрещенных мясных продуктов относятся (дополнено запретным на основании хадисов):
• мертвечина;
• кровь;
• свинина;
• животное, забитое не с именем Аллаха (Бога);
• животное, убитое через удушение или другим животным; умершее в результате высокого напряжения, удара или падения;
• хищные животные (волк, лев, тигр и др.) и хищные птицы (сокол, ястреб, орел и др.); мясо собак, ослов и мулов;
• гениталии, железы внутренней секреции, желчный пузырь и мочевой пузырь животных, зарезанных в соответствии с мусульманской традицией.
По большому счету современная не халяль мясная продукция является результатом переработки мертвечины. На мясокомбинатах животных убивают с помощью электрического тока (процедура весьма болезненная кстати, но чистая – кровь при этом остается в туше). Электрический ток, проходя через тело, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведет к электролизу крови и других содержащихся в организме растворов, что приводит к изменению их физико-химических составов. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма, что сопровождается их гибелью. В целом – изменения физико-химического и биологического состава тела таковы, что оно может трактоваться как мертвечина (особенно с учетом того, что его окончательная разделка происходит не сразу, а через какое-то время, за которое эти изменения стремительно накапливаются). Конечно, это не ощущается визуально, но, тем не менее – такое мясо в итоге становится опасным для употребления, теряет многие из тех питательных веществ, ради которых его собственно и употребляют в пищу.
При закалывании животного этих изменений не происходит, и более того – кровь (возможный источник инфекции и одна из наиболее быстропортящихся субстанций) удаляется из тела. Разделка туши осуществляется непосредственно после убоя, а значит – содержимое кишечника и мочевыделительной системы не успеет просочиться через стенку данных органов и отравить окружающие их ткани. Таким образом – халяль мясо становится полезным и неопасным для здоровья продуктом.
Вот что говорят о производстве мяса и мясных продуктов сами производители. Компания «Halal» - «Мясная продукция Халяль не содержит свинины и ее компонентов. Забой животных осуществляется в соответствии с нормами Ислама. Халяль продукты могут употребляться в пищу людьми любой национальности и вероисповедания, так как в широком смысле слова это понятие обозначает чистоту. Чистота в пище - это отсутствие вредных ингредиентов, ведь благодаря особому способу выращивания и забоя мяса Халяль позволяет практически полностью избавиться от токсинов. Птица или животные, используемые для производства мяса «халяль», выращиваются исключительно на экологически чистом корме - любые гормональные добавки исключены».
Популярность халяль-продукции безусловно подтверждают цифры.
Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяль, оценивается в $500 млрд. в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд. человек. По проведенному мониторингу Комитета по стандарту «Халяль», в России, ежегодно, производство халяльной продукции увеличивается на 30-40%.
В последние 10 лет увеличилось число российских производителей халяль-продуктов таких, как «Царицыно», «Челны бройлер», «ЭКОЛЬ», «Троицкий консервный комбинат», «САФА», «Халяль-Аш», Казанская птицефабрика, «ЛИСКо Бройлер» и «Евро Мит», «Продукт Спб», Ростовский колбасный завод «ТАВР» и десятки более мелких.
В крупных городах России стали появляться и отдельные магазины халальных продуктов, и открываться отделы «Халяль» в супер- и гипермаркетах – «Метро», «Ашан», «Реал».
Самое же примечательное в развитии халяльной продуктовой индустрии то, что в основном она потребляется не мусульманами. Все больше европейцев начинают предпочитать халяльную продукцию традиционной. До половины немусульманского населения Голландии, Испании, Франции выбирают мясные продукты с этикеткой «халяль». В чем же причины такого выбора?
Как установили эксперты - главной отличительной особенностью халяльной продукции является ее качество. Европейцы в этой продукции увидели новый уровень стандарта и дополнительный знак качества, где на каждом этапе производства ведется четкий контроль.
И в России намечаются такие же тенденции. Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей РФ считает, что значительную часть «халяльной» продукции потребляют москвичи, далекие от ислама. «Спрос на продукцию производимую под каким-либо контролем религиозных общин возрастает прежде всего потому, что люди начинают задумываться, что они едят. «Халяльная» продукция - высокого качества. Например, в этой продукции к минимуму сведено использование химических добавок или субпродуктов, поэтому у потребителей больше доверия к ним» - полагает Аншаков.
Как же ислам смотрит на остальную продукцию, которую запрещают к употреблению веганы?
О вреде свинины для организма сказано уже очень много. Она как непосредственно (много общих инфекций с человеком), так и опосредовано (избыток холестерина, неусваиваемость свиного жира на клеточном и молекулярном уровне, возникновение избыточных иммунных реакций – поскольку свинья наиболее близка к человеческой антигенной природе) губит здоровье человека. Не случайно – блюда из свинины недавно были запрещены к употреблению в американских школах.
Кроме мяса веганы не употребляют и рыбу. Мусульманам, однако же, ее использование в пищу дозволено (причем специально забивать ее не нужно – достаточно, просто выловить из воды, то же самое относится и к другим животным, постоянно обитающим в море). И в этом тоже есть смысл. Поскольку животное постоянно обитает в воде – то его тело, оказывается, по химическому составу близким морю с его огромным количеством разных солей. Именно они предохраняют его от преждевременного разрушения. Тем более, что разделка рыбы тоже происходит практически сразу после вылова. Речную рыбу предохраняют тем, что вылавливают непосредственно перед разделкой (в рыбных прудах) или выловленную живую сохраняют в специальной таре.
В связи с последними научными исследованиями стало известно, что полиненасыщенные жирные кислота, содержащиеся в рыбе, крайне необходимы человеку. Они не только предохраняют печень, сосуды и сердце, но и очень полезны для работы головного мозга. У человека, регулярно употребляющего рыбу, эффективность работы мозга на несколько процентов выше, чем в среднем по популяции. Также увеличивается и скорость реакции, и уровень IQ.
Яйца и молоко, также отрицаемые веганами, крайне важны, особенно в питании детей, молочнокислые продукты – взрослых. Известный ученый И.И. Мечников открыл огромную пользу йогурта, за счет содержащихся в нем полезных веществ и бифидобактерий. Согласно современным представлениям регулярное употребление кисломолочных продуктов продлевает активную продолжительность жизни.
Конечно, в чем-то веганы правы – излишнее употребление мяса и вообще белковой пищи ведет к перегрузке печени и, безусловно, вредно. Известен изощренный способ казни, применявшийся в древнем Китае – осужденного кормили только мясом (не давая никаких иных продуктов питания) и примерно через месяц человек умирал (вероятно от печеночной комы). Однако – животная пища незаменима, и сами веганы признаются в том, что не смогли бы придерживаться такой диеты без дополнительного употребления витаминов, минералов и пищевых добавок.
Пользу меда тоже крайне сложно переоценить. Тем более, что при правильном уходе пчелам оставляется достаточное количество меда для питания и выращивания потомства.
Мусульмане не отказываются от использования кожи. Но охота, кроме как добыча дичи для пропитания, в исламе запрещена. Никаких забав травлей животных, расстрела их на сафари и прочего отдыха и снятия напряжения путем убийства беззащитных зверей в исламе нет и быть не может.
Со слов большинства богословов – мусульманин может придерживаться принципов вегетарианства по состоянию здоровья, или по собственному нежеланию есть определенные продукты пищи. Однако – он не может ставить вегетарианство себе как самоцель, и тем более – призывать к нему других людей.
Хотя, известны примеры некоторых мусульман суфиев – вегетарианцев: Шейх Исмаил, Ходжа Моинуддин Исти, Хазрат Низаммуддин Аулия. Но они не только отказывались от мясоедения, но и вообще вели скромный образ жизни, употребляли простую пищу в минимальных количествах, и не проповедовали отказ от мясной пищи обязательным для всех мусульман.
Есть и еще одно но. Многие из веганов придерживаются подобного питания, поскольку считают – что употребление мяса – это очень дорогое удовольствие, лучше его не есть, а на вырученные таким образом средства помогать, к примеру, странам Африки, в которых периодически вспыхивает голод. Однако – таким единоличным отказом вряд ли получится серьезно воздействовать на голодающие народы. У мусульман есть другой метод. После совершения хаджа огромное количество мусульман приносит в жертву животных (естественно это количество настолько велико, что остается очень много мяса неиспользованного в пищу). Поэтому в Саудовской Аравии решили эту проблему просто – мясо жертвенных животных перерабатывается в различного вида консервы и отправляется в качестве садака прямо в голодающие регионы Африки. Такого рода помощь намного эффективней.
Таким образом мусульмане не отказываясь от употребления пищи животного происхождения на самом деле придерживаются традиций гуманизма и заботливого отношения к братьям нашим меньшим. И слова Сент Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили» для настоящих мусульман не являются пустым звуком, поскольку каждый из них знает, что будет спрошен не только за отношения с людьми, но и с животными. И при этом – мусульманам дозволено употребление халяль мяса, которое способствует укреплению здоровья человека.
Свидетельство о публикации №212073101001