За миллиард лет до пришествия гомеостазиса1

ЗАГОЛОВОК: ЗА МИЛЛИАРД ЛЕТ ДО ПРИШЕСТВИЯ ГОМЕОСТАЗИСА.

(фантастическое продолжение фантастической повести А. и Б. Стругацких "ЗА МИЛЛИАРД ЛЕТ ДО КОНЦА СВЕТА").


1. ...Дима, а почему мы уверены, что Гомеостазис не считает нас за людей? - опалённые брови Вечеровского весело задрались: - Гомеостазис создал свою природу сигналов. И это отнюдь не то, что я сказал. Я имею ввиду - о силе удара, с которой мы убиваем одного комара, а могли бы прибить всех комаров в округе. Зачем это Гомеостазису? Вот я уверен: Он или Оно не будет с нами бороться ради спортивного интереса. едва ли. Если только... мы его достали, конкретно достали... только в этом случае, Дима! И потом, тебе не показалось странным... Вернее так - тебе не показалось что Он хочет установить с нами контакт? Живой контакт, по принципу: Вы - моё подобие, вы - мой образ? Одним словом, мы являемся хоть и малой, но Его частью, Дима. И не можем не воспроизводить Его хотя бы в этом малом!

-Это называется макро и микрокосмос,  - устало бросил я, наблюдая за струйками дыма, что вились к потолку, покрытому странным желтоватым налётом. - Так это называли древние греки, Фил. Платон или Аристотель. Или все вместе.

-Точно! - длинный палец Вечеровского взметнулся к хрустальной люстре с налётом копоти: - Ну, наконец-то!

   Тут он возбуждённо забегал. Затем встал, как вкопанный, и принялся разбирать листики на полировке стола. Затем принялся хлопать богато инкрустированными дверцами антикварного шкафа. И только потом замер с гордо вытянутой рукой:

-Как говорили гладиаторы на арене : "Идущие на смерть, приветствуют тебя, о, цезарь!"  Так вот, Дима, это первый принцип контакта6 вы - на вы. Он хочет, чтобы мы общались с ним, задавали Ему вопросы и научились получать ответы. Вот тогда...

-Это ты называешь - "законы природы надо изучать, а изучив, использовать?" - я развёл руки, чтобы показать ему картину хаоса в его квартире: - Нормально, старик. И ты мне после этого говоришь о каком-то Контакте? Оно тебе как котику, как пёсику, расшалившемуся, просто по носу шлёпнуло. Причём так, что ты улетел, опрокинув своё блюдце с молочком. Они тебя поставили на место, Фил! Неужели ты этого не понимаешь, старик? Это было последнее предупреждение. Что-то, а я...

   Вечеровский на это просто отмахнулся. Как от назойливой мухи. Затем он навёл относительный порядок на столе и аккуратно распахнул окно со ставнями наверх - по-английски. в закопчённую комнату ворвалась мощная струя воздуха. Она подхватила два листика и разметала их по комнате. Один повис в воздухе и, мелодично шурша, принялся порхать прямо в чёрную вдавлину круглой формы в паркете.
 
   Я было сделал шаг вперёд, но Фил задребезжал как оборванная струна:
-Дима, нет! Не надо, не приближайся... Я умаляю тебя!

   Я внутренне  сжался: Фила таковым никто и никогда не видел. Молящим и просящим... Стало быть, он учуял в этой страшенной впадине действительно что-то серьёзное.

-В каком смысле, старик? Мы же учёные. Всё должны объяснить, и только тогда - делать или не делать. Ты боишься непознанного, только и всего.  Ты боишься признаться себе в этом. Кстати, вот это, - я показал рукой на папки "капитулянтов, - тоже своеобразная форма страха. Ребята испугались и сдали свой страх тебе. Но вместе с ним - свои мысли. А ты тщеславен, ты амбициозен, старик.

-Дима, думай, что хочешь. Ты спрашивал, в каком смысле? А вроде бы серьёзный, научный муж.  Это - воронка. В ней может быть неразорвавшийся снаряд.

-Фил, снаряд давно уже разорвался. А дважды в одну и ту же воронку снаряд не падает. Хотели б убить, убили бы давно. Э то страх, Фил. Твой Чёрный Страх в тебе говорит.

-Да, и сильный будет, и славный будет... Дима, хочешь я тебе докажу обратное?

   Я не успел обмолвиться про суеверие и прочую дребедень, как Вечеровский воздел обе руки руки ладонями кверху и призывно забубнил:

-О, Госмеостатическое Мироздание! Можно так Тебя называть! Ага, по-моему, можно. Я не спрашиваю, зачем  Ты обрушил на меня Это! Если я нарушил какой-то из Твоих фундаментальных законов, прошу, не сердись, но дай знать. Ибо в познании заключается Истина, Великое Гомеостатическое...

   Признаться, я сноровисто подхватил эту чушь и стал молиться с ним вместе. Или медитировать. Потому что мне стало не по себе. Одновременно страшно, одновременно интересно. Причём в таких случаях говорят "дико интересно". И вот я выпустил своё "дико"...

-Фил, ты дай знать, если что... В том смысле, когда молитву надо кончить.

-...если что, если что... Когда будет "если что", то позно будет. И долг будет, и честь будет, и мир будет, - к Вечеровскому понемногу возвращалось игривое настроение. -
Затем он стремительно ушёл в ванную из голубого финского кафеля, где шумно принялся смывать отстатки сажи со своеё рыжей лошадиной физиономии без бровей.

-И сильный будет, и слабый будет... - схохмил я. - Между прочим, слабость не под запретом. В конце-концов, когда по тебе и твоему жилищу шандарахнули таким предметом...
-Не говори ерунды! Слабость тут совсем не при чём, - промычал Вечеровский сквозь струи воды. - И не предпринимай ничего, пока я не вернусь.

   Я больше не слушал его. Стоя неподвижно, как жена Лота, которую Господь обратил в соляной столб. Её как будто не пожалели за сквернословие или пустословие... Не пожалел Тот, кто создал всех человеков по образу и подобию своему. А кстати, чем отличается одно от другого? Образ от подобия? Гм-м-м, честно говоря, старик... Но тут я вовремя запнулся, потому что понял - начал заговариваться.  Вспомнил слова Вальки Вайнгартена: "...санитары приедут и заберут". И вспомнил другие его слова: "...это не человек, а робот. Причём робот не из двадцать первого века, а из девятнадцатого. Если бы в девятнадцатом веке умели делать роботов, делали бы вот таких Вечеровских..." Чёрт, Фил всё это время держал нас под контролем - как я сразу не допёр! Старший научный сотрудник херов, полости Малянова открыл, а до такой простой истины... Он же верёвки из нас вил и вьёт! Как говорится, верёвка есть вервие простое. Вот причина моей и нашей временной тупости. Вечеровский как робот скрупулёзно и тупо просчитал всю ситуацию, когда попал под давление. Он понял, что давление требует - скидывай его на других! Пусть де закаляются и проходят испытание на Допуск. Ты де, Фил, уже прошёл, а вот они, Вайнгартен с Глуховым Захар с Маляновым... Как уверенно Фил произнёс "он не выдержал давления" про Снегового! Вот оно что...

-Ну что, Дима, и сильный будет, и славный будет! - вошёл как ни в чём не бывало прежний Фил Вечеровский, но с опалёнными бровями. - Я тебя по-прежнему раздражаю?

-Да, немножко, - я едва сдерживал свои желания, чтобы не сказать ему гадость и не хлопнуть дверью.

-Ты кое-что понял, старик. Приоткрыл дверку в Неведомое. Ты прав, Истина неприятна! Как библейский плод познания...

-Пошёл на фиг! - не удержался я. - Ньютон херов. Ты бы хоть брюки постирал...

Я бросил критический взгляд на кремовые брюки, что, покрытые сажей, лежали на стуле. Вечеровский глухо заухал. Затем кинул через плечо: "Тебе, надеюсь,чёрный, без сахара?" - и был таков. Отправился  на кухню заваривать кофе. Я вспомнил ни к месту про Штирлица, который взял себе за правило всюду заказывать чёрный кофе без сахара, сливок. Один раз сделал исключение - заказал со сметаной. По понятным причинам я не стал воспроизводить это вслух.

   На кухне тем временем затевался кофе.Чуть слышно гудела импортная кофеварка. Английская или норвежская - шут его знает... Фил завсегдатай в обоих посольствах. По случаю визита обоих королев, научных делегаций и конференцией, приглашений и предложений нобелевского комитета, что давно рассматривал Вечеровского, но никак не мог утвердить.

-Как Гомеостазис, поддерживает контакт? Больше молниями не швыряется?

-Да слава Богу. Иначе б ты меня не приманил...

   ...Малянов время от времени оживал и начинал бесстыдно подминать меня в себе. Первое, что его обеспокоило -   причины и следствия возникновения у Фила такой роскоши, как кофеварка на дистанционном управлении, с таймером и прочими прибамбасами. Второе - наличие второго телефона, тоже электронного, что можно было вынимать из ячейки и уносить с собой на расстояние до трёх километров. Там он абсолютно  точно функционировал. А первый, гэдээровский, овальной формы, с кнопочным пано, где наличествовала клавиша "громкая" и клавиша "тихая", располагался аккурат на стенке в зале. Он всё время грозился оглушить своим звонком. И он-таки зазвонил.

   Малянов мгновенно съёжился, как будто мир над ним разделился на двое.  Холодное мерзкое существо появилось снова. Затем ударила огромная забойная свая - то ли с подачи Вечеровского, то ли Вайнгартена... В крайнем случае, Вайнгартена, а в самом крайнем - Глухова, самого малозаметного, удобного и приятного человечка на Земле, с красными кроличьими глазами под стёклами старомодных очков.

   Телефон было отзвонился.Но тот, кто был на обратном стороне звонка, решил, что это явно недостаточно. И телефон зазвенел с новой силой. На этот раз по телу Малянова побежала стая мурашек, что собралась на затылке, а затем вновь разбежалась.

-Фил, я возьму? - чуть слышно промычал он сам себе.

   Запах свежемолотого кофе приятно ударил его по ноздрям. Почти физически он представил шоколадную плёнку на поверхности хрупкой, как лепесток, чашки, сделал шаг по направлению к кухне...Но там стало необыкновенно тихо. И Малянов, больше не рассуждая, сгрёб лапищей трубку  и сказал:

-Алло, вас слушают. Смольный...У аппарата дежурный военно-революционного комитета. Если нужен товарищ Троцкий, то он в туалете. Товарищ Сталин просит передать - специальная бумага кончилась, вот он и застрял...


Рецензии
Не беда, мы сами то себя не всегда считаем людьми, у меня такое бывало, конечно плохо, понимаю, а потом, после того как поплачу, обязательно
улыбаюсь и все кажется прекрасным и снова я человечина с беспокойным
сердцем, может не к месту, ну вот так так, прошу прощения...

Дебора Вишневская   06.08.2012 09:18     Заявить о нарушении
Почему же, всё к месту. Только я уверен: не обязательно плакать, что б снова почувствовать себя человеком.
Огромное спасибо за комментарий. С глубоким уважением - Ваш Друг, Стас.

Станислав Графов   07.08.2012 11:18   Заявить о нарушении