Радист без имени. Часть 3

Джон вышел из подъезда, остановился, прислонившись к стене. Вдохнул сквозь зубы прохладный влажный воздух. Было очень обидно.
Почему Шерлок всегда ведет себя так, словно весь мир создан только для его удовольствия, а окружающие его люди – всего лишь средство для достижения сиюминутной цели?
Внезапно отчаянно захотелось курить. Несвоевременное желание – Джон не курил, уже очень давно, и сигарет, естественно, с собой не носил. Задумчиво посмотрел на суетящихся у машин полицейских, наконец, решившись, оттолкнулся от стены и двинулся к ним.
- МакРейн, я видел, вы курите? – паренек из экспертного отдела обернулся и, заулыбавшись, протянул Джону полупустую пачку.
- Берите, конечно! – Джон благодарно кивнул, вытаскивая сигарету, а парень зашарил в кармане в поисках зажигалки. – Шерлок Холмс – он действительно гений, верно? – парень с восторгом уставился на Уотсона, ожидая подтверждения своим выводам. Вот что интересно – если «мостодонты» вроде Салли или того же Андерсона Шерлока терпеть не могли, то вот такие молодые ребята, только что пришедшие в полицию, на консультирующего детектива только что не молились, преданно заглядывая в рот и приходя в восторг от его эксцентричных выходок. Может, все дело в том, что они из-за своей молодости не испытывали чувство неполноценности рядом с Холмсом – все вокруг были умнее и опытнее их. Джон коротко улыбнулся и кивнул, парень открыл было рот, чтобы осчастливить слушателя еще одним восторженным эпитетом гению дедукции, но оклик незнакомого Джону сержанта заставил его огорченно скривиться. Он тяжело вздохнул, сунул Уотсону обнаруженную наконец зажигалку и скрылся за машиной.
Джон задумчиво покрутил зажигалку в пальцах, отошел, сел на скамейку и прикурил сигарету. Да, хорошо начался его выходной, ничего не скажешь. Испугом, дракой и ссорой с лучшим другом. Страшно представить, чем он закончится.
Какого черта он вообще связался с этим ненормальным?! Нет, а если серьезно, что его держит в этой квартире, кроме того, что на другую его скромных финансов не хватит? Да ничего! Ну, разве что кроме миссис Хадсон, отечески относящейся к своим «мальчикам». Нда… Не легче ли будет плюнуть на всё и просто съехать? Найти себе нормального компаньона, который не будет стрелять по стенам и засовывать в холодильник человеческие головы, перестать опаздывать на работу и наконец наладить отношения с Элен – пока она не послала его, как все предыдущие.
Джон тихо выругался. Не легче. Он с ума сойдет, представляя, как этот идиот полез на очередное расследование один и без оружия. Вот ведь зараза! Налицо все симптомы наркотической зависимости. Кайф от «дозы» - ага, только вот от дозы наркотика по имени  «Шерлок» вполне можно скончаться от передозировки. Потом идет абстинентный синдром – как раз то, что с ним происходит сейчас – мерзкое самочувствие и клятвы больше не притрагиваться к отраве. И, апогеем всему – ломка и новая долгожданная доза. Джон зло фыркнул, почувствовав, что уже не так уж сильно сердится. Шерлок неисправим – что тут можно поделать.
Джон понимал, конечно, что на самом деле младший Холмс вовсе не равнодушная хладнокровная сволочь, которой, кажется, очень хочет казаться. Он видел Шерлока в разных ситуациях, когда тот был встревожен, сочувствовал жертвам очередного преступления, сожалел о не спасенной им жизни. Сегодня он, кажется, был здорово напуган обещанием историка застрелить Джона. Джон вдруг вспомнил, как в сентябре Шерлок укачивал его на руках, боясь разжать объятия, и как жгучая дергающая  боль  словно отступала…  Тем  более  обидным  было  его поведение сейчас.
Неожиданно чьи-то ловкие пальцы выдернули у него сигарету и, смяв, бросили на землю.
- Джон, ты же не куришь, забыл?
- У тебя устаревшие сведения, - Джон поднял голову и мрачно посмотрел на неслышно подошедшего Шерлока.
Тот неловко помялся, явно не зная, как себя вести. Уотсон вздохнул и подвинулся, освобождая другу место на скамейке. Похоже, он пришел извиняться, но не знает, как. Что ж, это его проблемы. Помогать Джон не собирался.
Шерлок радостно заулыбался, сел рядом с доктором и выжидательно уставился на него. Кажется, он решил, что его уже простили и извинения отменяются. Ну уж нет!
Несколько минут мужчины сидели молча. Джон смотрел на низкие серые тучи, готовые пролить на Лондон противный осенний дождь, Шерлок смотрел на Джона. Наконец, он не выдержал.
- Джон, извини.
- Да? – Уотсон заинтересованно вскинул бровь.
- Я вообще не собирался брать тебя на это задержание, - Шерлок мгновенно вспыхнул. – Так  что ты сам виноват.
- Ааа, теперь уже я виноват… - недобро усмехнулся доктор.
Шерлок растерянно притих, чувствуя, что разговор идет как-то не так, как планировался.
- Я ведь специально не стал тебя будить, чтобы ты побыл в безопасности, пока мы берем этого придурочного мстителя!
- У тебя странные понятия о безопасности, - Джон недовольно откинулся на спинку скамьи, с тоской покосившись на поломанную сигарету. – Я все эти дни был на работе, где убить меня – проще простого, и ты даже не подумал предупредить меня об опасности!
- Тебя не могли убить! Я специально договорился с твоим сменщиком, чтобы ты поработал дополнительный день и не путался под ногами!
Джон медленно выдохнул сквозь зубы. Так, спокойно. Бить его сейчас нельзя, он и так раненый.
- Ты. Договорился. С Фредом. Чтобы я поработал лишние сутки? Спасибо, Шерлок, ты очень заботливый друг. Шерлок, твою мать! Ты что, издеваешься надо мной? Единственное, чего ты добился – это то, что я уже ничего не соображал от усталости и был легкой добычей для любого маньяка!
- Ты не был легкой добычей! – Холмс сердито уставился на друга. – О'Хайли убили во время обеденного перерыва, а у  тебя его в эти дни не было!
- Хорошо, - Джон скрипнул зубами, закрыл глаза. Для того, чтобы разговаривать с этим парнем, нужны просто железные нервы. – Ладно, будем считать, что с этим мы разобрались. Но давай все-таки вернемся к тому, с чего все началось: почему ты не предупредил меня, что на тебе надет бронежилет? Ты представляешь, что я успел передумать за эти десять минут?
Шерлок нервно поежился. Ну уж нет, говорить правду он не станет! После этого Джон точно перестанет с ним общаться.
- Я не подумал, что это может тебя испугать.
- Ш-шерлок, ч-черт! Знаешь, ты просто идиот! Надеюсь, если меня всё-таки пристрелят по твоей милости, ты тогда поймешь, что я чувствовал сегодня! Не может испугать! – он зло встал со скамьи. С ума сойти! Шерлок что, действительно не понимает?!
Единственый в мире консультирующий детектив замер, вцепившись пальцами в сиденье. «Я знаю, что ты чувствовал. Я уже чувствовал это. Я не хочу, чтобы это повторилось…»
- Джон…
- Ну что? – в голосе уже даже злости нет, только усталость.
- Ну ладно, я повел себя по-свински, - Шерлок недовольно скривился. – просто я… - он вскочил на ноги и зашагал размашистым шагом возле скамейки.
- Мне жаль, что я не сказал тебе про бронежилет, - наконец выдохнул он. – Наверное, все дело в том, что я давно уже отвык думать о ком-либо еще, кроме себя. Нет, не так. Я не привык к тому, что кому-либо есть дело до меня. Что кто-то может обо мне беспокоится. Мне странно, что тебя волнует моя безопасность. Черт, я не знаю, как объяснить! Джон, прости меня.
- А как же Майкрофт? – Джон попытался осмыслить последние слова Шерлока и понял, что ничего не понимает. – По-моему, он о тебе постоянно заботится. Неужели ты этого не замечаешь?
- Он постоянно действует на нервы!  - зло огрызнулся детектив.
- Значит, я тоже? Я действую тебе на нервы своим беспокойством?
- Нет!  - яростно выкрикнул Холмс и остановился напротив скамейки. – Ловишь меня на слове?
- Нет, просто пытаюсь понять, - Джон спокойно смотрел на Шерлока, ожидая ответа.
- Нет, твое беспокойство меня почему-то никогда не раздражает. Я не знаю, почему так. Нет, знаю! – он вновь заметался по двору, как диковинная бескрылая птица с длинными полами-крыльями. – Ему всегда от меня что-то нужно. Его помощь – это всегда долгосрочный кредит, за который мне когда-нибудь придется расплатится. А ты ничего не требуешь. Я не знаю, зачем ты это делаешь, но… - он замолчал, пытаясь подобрать слова. – Мне это приятно.
Джон задумчиво кивнул, принимая извинения, опустился обратно на скамейку, обдумывая слова друга,  и через минуту медленно проговорил:
- Мне тоже от тебя многое надо. Чтобы ты был живым, чтобы не лез, как обезумевший лемминг, в огонь, чтобы хоть изредка вел себя по-человечески, а не хамил. Я не понимаю твоих отношений с Майкрофтом, но это, в принципе, не моё дело. Ладно, проехали. Только одна просьба, Шерлок, - он встал и поднял голову, чтобы смотреть ему в глаза. – Пообещай, что в следующий раз ты предупредишь меня заранее. Иначе я с тобой скоро заикаться начну.
- Я обещаю, - неожиданно охрипшим голосом ответил сыщик. – Значит, ты не обижаешься на меня больше?
- Пока что нет, - засмеялся Джон. – До тех пор, пока ты снова не выведешь меня из себя. Ладно, пошли. Я думаю, с этим «мстителем» дальше и без тебя справятся. Давай, давай, пошли. У тебя на ближайшие дни постельный режим. И можешь не звонить Лейстреду. Я договорюсь с ним, чтобы он не подпускал тебя к расследованию, даже если украдут Биг-Бэн. И, знаешь, я думаю, что в этот раз он послушает меня, а не тебя.
***
На четвертый день Джон был готов взвыть. Шерлок маялся от скуки, изводя его «кошачьими концертами», стрельбой и постоянным нытьем. Огромный синяк менял свои оттенки подобно закату над морем, отчаянно раздражая детектива. Джон только усмехался в ответ на его жалобы.
- Шерлок, ты сам виноват. Твоя затея была идиотской и очень опасной, всего несколько трещин и гематома – небольшая плата за глупость. Он мог выстрелить тебе в голову – ты об этом не подумал? Или у тебя вдобавок к бронежилету была еще и невидимая бронекаска?
- Джон, у тебя не получаются шутки, - Шерлок сердито сверкнул глазами и зашипел, когда друг приложил к его груди пропитанную какой-то жутко холодной мазью марлю. – Он всегда стрелял  в корпус – а маньяки никогда не отступают от своей линии поведения. Кроме того, мне было надо, чтобы камера зафиксировала орудие убийства – я был уверен, что это нечто необычное, и боялся, что полицейские не сообразят, что это, а мне не дадут порыться в его вещах. Кстати, Джон, как тебе идея, а? – Шерлок с мальчишеским восторгом подскочил на диване, забыв о боли. – Я предполагал что-нибудь в этом роде, только, если честно, думал на его зонтик – он всегда таскал его с собой. Он ведь историк, более того, помешан  на истории загадочных убийств. Фокус с оружием в табакерках, зонтах и прочих таких же безобидных вещицах известен давно. Уверен, он нашел какой-нибудь чертеж времен Марии-Антуаннеты – никакого пороха, одни пружины! И сделал такое же себе.
- Он убил этим пятерых людей. И чуть не убил тебя.
- Он убил этим четверых людей и одного урода. Майкл Ритли изнасиловал девушку, причем очень жестоко, и потом бросил. Его отмазал богатый папочка, но документы из полицейского архива никуда не делись. Знаешь, я бы не стал вмешиваться, если бы он ограничился Ритли. Но остальные были ни в чем не виноваты. Они делали все, чтобы помочь несчастной девушке, и не заслужили такой участи. И, знаешь что?
- Что? – Джон ответил очень тихо, поражаясь про себя необычной горячности Шерлока и горечи в его голосе.
- Я жалею, что Лейстред послал тебе эсэмэс. Я надеялся, что ты никогда не узнаешь об этой истории. Ты ведь ни в чем не виноват, а теперь будешь расстраиваться.
Джон задумчиво посмотрел на детектива. Шерлок задумался о чьем-то душевном благополучии? Это действительно нужно занести в аналлы истории, для потомков. А если серьезно… Джон почувствовал, как внутри разливается тепло. Его действительно до сих пор неприятно уязвляло то, что Шерлок даже не подумал поставить его в известность об этом деле. Значит, вот в чем дело…
- Я буду расстраиваться, Шерлок. Но не потому, что меня обвинили в убийстве девочки. Я… Спасибо, что хотел защитить меня. Для меня это действительно важно, правда. Только не надо так делать больше, ладно? Не лезь больше на рожон, а то  у меня валерьянки не хватит.
- Там посмотрим, - нахально ухмыльнулся Шерлок. И, помолчав, спросил:
- А из-за чего ты будешь расстраиваться?
Джон отошел к окну, побарабанил пальцами по подоконнику.
- Я ее помню. Я действительно всех помню, ну, не всех, конечно, но вот тех, кто умер под моим скальпелем… Знаешь, я по тысяче раз перебирал всю операцию по секунде, пытаясь понять, что же я сделал не так. Почему я ее не удержал? Такое не забудется. Я умирать буду, а их лица всё равно буду помнить. И это девочка… Жутко было. У нее не одной целой кости не было. Только волосы… Светлые, и на них кровь… Я сразу понял, что – все. С таким не живут, понимаешь? Алан не хотел оперировать, он же тоже всё понимал. А я настоял. Не знаю, зачем. Не мог просто смотреть и ничего не делать. А теперь получается, что Алан из-за меня погиб…
- Не из-за тебя! – Шерлок встал так резко, что марля с лекарством упала на пол, а сам он поморщился от боли. – Роллингс – просто безумец, он бы все равно нашел виноватого. Он же просто пытался оправдать себя в собственных глазах, неужели ты не понимаешь? Если есть виноватые – медсестра, врачи, господь бог – значит, он сам не виноват. Если бы ты отказался оперировать, то был бы в его глазах в стократ более виноват. А еще – работники скорой, студенты, которые  отвлекли его от звонка дочери… Это не твоя вина, Джон. Это только его выбор, а тебе нужно перестать винить себя за каждого, кого не смог спасти!
Он резко подошел, стиснул плечи Уотсона, прижимая его к себе. Джон не уставал его поражать. У этого человека всегда было второе дно, которое открывалось в тот момент, когда Холмс был уже уверен, что изучил своего соседа от и до. Он никогда не задумывался, что Джона могут мучить воспоминания такого рода.
Внезапно вспомнилось, как давно, ещё когда они только поселились вместе, Джон метался во сне, выкрикивая шепотом какие-то фразы.
«- Нет! Джеймс, Джеймс! Вернись! Нет, не-е-ет…»
В его голосе был тогда ужас и отчаяние.  Шерлок сделал вывод, что Уотсон видит момент своего ранения. Похоже, раненого доктора бросил в бою его сослуживец, возможно даже, друг. Теперь консультирующий детектив пересмотрел свои выводы. «Что же я сделал не так? Почему я ее не удержал?» Внезапно больно сжалось что-то в груди. Джон всегда защищал его, всегда приходил на помощь. А он не мог его защитить. Он этой вот памяти, от этой вины – не мог.
- Я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны…
- Что? – Шерлок изумленно вскинул голову, слушая друга, который словно угадал его мысли.
- В госпитале, где я отлеживался… Скучно было. А из книг – только фармакологический справочник и томик стихов какого-то… эээ… Не помню автора, фамилия странная, вроде польская. «Я знаю, никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны. Что все они – кто старше, кто моложе, остались там, и не о том ведь речь, что я их мог, но не сумел сберечь – речь не о том, но всё же, всё же, всё же…»
Знаешь, меня тогда словно током ударило – словно про меня было написано…
Шерлок растерянно замер, не зная, что тут можно ответить. Отпустил плечи Джона, устало опустился обратно на диван. Грудь опять начало саднить, на синяк даже смотреть было больно, не то что прикасаться.
Джон вздохнул, словно стряхивая с себя оцепенение, и внезапно, без перехода, спросил:
- А у Майкрофта такой же зонтик? С начинкой, как у Роллингса?
- Естественно, - Шерлок пожал плечами. - А как же иначе?
Кажется, он собирался развить тему, но резкий звук эсэмэски отвлек его. Шерлок пробежал глазами сообщение,  и на его лице появилась довольная улыбка:
- Странное убийство. Лейстреду одному не справится, - и торжествующе посмотрел  на Джона. Домашнее заточение кончилось.
Джон только согласно кивнул. Хватит в них обоих. Новое расследование менее опасно для Шерлока, чем скука…
***
Светловолосый мужчина лет тридцати пяти лежал на спине, раскинув в стороны руки, посередине чистой, но бедно обставленной комнаты. На его посиневшем, как у удавленника, лице застыл ужас. Одежда мертвеца кричаще дисгармонировала с интеръером комнаты – тщательно отглаженный серый пиджак, галстук  и довольно дорогие туфли.
Лейстред у окна о чем-то негромко говорил с сержантом Донован. Она ухмыльнулась, увидев друзей.
- Эй, Джон, вам еще не надоело ваше психопатическое хобби?
- Нет, Салли, спасибо, еще не надоело, - Джон постарался говорить ровно, хотя шутка, повторенная не первый десяток раз, здорово раздражала.
Лейстред облегченно выдохнул, увидев Шерлока с Джоном, и, кивнув обоим, быстро заговорил.
- Хорошо, что вы приехали! Я вас ждал.
- Неужели? В таком случае, может быть объяснишь, что тебе непонятно с этим гинекологом?
- Гинекологом? – Лейстред покосился на труп. – Да, это все объясняет. Ладно, Шерлок! Я все расскажу, но сперва твоя очередь. Что ты можешь сказать еще об этом парне? В этой гостинице не спрашивают ничего, кроме имени и фамилии, так что мы почти ничего о нем не знаем.
- Сколько?
- Сколько понадобится.
Джон удивленно вскинул брови. Обычно Лейстред давал Шерлоку всего несколько минут на осмотр. Он и так рисковал, допуская на место преступления штатского. Впрочем, Шерлоку времени всегда хватало.
Сам гений сыска тем временем уже рухнул возле трупа на колени, низко, почти касаясь носом, наклонившись к его лицу. «Как принц перед гробом Спящей Красавицы» – мелькнула у Джона дурацкая мысль. Впрочем, мысли из возвышенных тут же превратились в ехидные: «Не дай бог какой-нибудь красавице такого принца!»
Шерлок внимательно осмотрел мертвого, несколько раз с силой втянул ноздрями воздух, снял с пиджака какую-то волосину и внимательно рассмотрел. Быстро ощупал покойника, вывернул карманы и довольно хмыкнул, увидев маленькую сафьяновую коробочку. Потом резко встал и сунул руки в карманы.
- Так, он гинеколог, в юности занимался спортом, скорее всего, плаванием, но давно уже забросил – он в не слишком хорошей форме.  Холост, но у него есть девушка. Черноволосая женщина среднего роста, старше его, очень обеспеченная. Замужем, муж очень ревнив, поэтому они держали свой роман в тайне. Надо будет проверить мужа – возможно, он узнал об изменах жены и решил проблему таким вот радикальным образом. Джон, твое мнение о причине смерти?
- Задушен, - доктор быстро, но тщательно осмотрел тело, особое внимание уделив следу на шее. – Двух с половиной часов назад. Как его обнаружили так быстро?.
- Именно, - Шерлок, проигнорировав вопрос,  довольно кивнул и с прежней энергией забегал по комнате, разглядывая предметы, стены и пол по только ему одному понятной системе.
- Так! Он не ждал сегодня гостей, но этого человека впустил. Однако они не знакомы, парень был насторожен, как при общении с чужим человеком, но не боялся его. Ждал свою даму сердца – видите, как приоделся! Наверное, и номер для этого же снял. Потому был невнимателен и не заметил опасности. Всё, инспектор, твоя очередь!  - он довольно уставился на Лейстреда и Джон, явно ожидая восхищенных возгласов – от Джона, и требования объяснить выводы – от Лейстреда. Но не дождался ни того ни другого.
- Так, - Лейстред коротко выдохнул и заговорил – быстро, четко. – Слушайте меня, вы, оба!   Я вызвал вас не потому, что мы не можем справится с этим делом. Убийца уже известен. Шерлок, помнишь дело Магдален Эмри?
- То, когда вы чуть не арестовали Джона? – ехидно уточнил сыщик. Естественно помню. Магдален Эмри, двадцать семь лет, беременна, задушена вечером в парке во время возвращения от лечащего врача. Муж, насколько я помню, задержался на работе и не успел ее встретить. Убийца – сорокадевятилетний Томас Данхем – и это уже не первое его подобное убийство.
- Именно, - инспектор коротко кивнул. – Джон, а вы это дело тоже помните?
-Трудно  такое забыть, - Джон поморщился. – Мало того, что меня арестовали за убийство этой бедной девушки, так еще и Колин Эмри чуть не убил.
- Хватит воспоминаний, инспектор! – раздраженно оборвал их Холмс. – Почему вы решили, что убийца – именно Эмри? У миссис Эмри был другой гинеколог, я его помню. Этот парень здесь не при чем. Тех данных, что здесь есть, недостаточно для такого утверждения. Есть что-то, что вы мне не сказали?
- Да. Есть несколько моментов, указывающих на вдовца Магдален Эмри. Кстати, к нему уже ездили – почти все вещи на месте, но нет ни денег, ни ценных вещей, а банковский счет вчера днем был полностью обналичен.
- А кольцо? Фотографии жены? Они на месте? – Шерлок впился глазами в лицо инспектора. Джону показалось, что он не просто возбужден, как в начале нового интересного дела, а даже встревожен. С чего бы это?
- Ничего нет. Я тоже об этом подумал. Это не ограбление и не похищение – фотографии  аккуратно вытащены из рамок.
- Похоже, что это действительно Эмри, - Шерлок говорил медленно, тяжело роняя слова. – Но вы не сказали мне главного, инспектор. Того, из-за чего сразу заподозрили Эмри и из-за чего вызвали меня. – И резко, без всякого перехода:
- Как зовут убитого? – резкий взмах рукой в сторону мертвого тела.
- Догадались, да? – убито спросил Лейстред.
- Эй, эй, что здесь происходит? – Джону наконец надоело изображать предмет мебели, и он вмешался в разговор. – Может мне кто-нибудь объяснить, о чем вы тут говорите? И вообще, вы ведь перешли на ты, я не ошибаюсь?
- Нет, не ошибаетесь, доктор. Не знаю, случайно. Джон, извините. Вы же помните, из-за чего вы в августе стали подозреваемым?
- Естественно помню, - Уотсон поморщился. – В кулаке у женщины была зажата окровавленная визитка с именем доктора Дж. Уотсона. И, если бы Шерлок не доказал, что визитка не имеет ко мне никакого отношения, я бы сел. Хотя, если уж на то пошло, Уотсон – распространенная фамилия. Так в чем дело?
- Ты еще не понял, Джон? – Шерлок тяжело вздохнул. – Как полное имя парня, Лейстред?
- Уотсон, - Лейстред виновато покосился на Джона.  – Джереми Клайв Уотсон…
***
- Подождите, подождите! – Джон ошарашено замер. -  Так что, это Эмри его убил? Зачем?! Ведь доказано, что убийца – Данхем!
- Колин с этим не согласен, - Грегори мрачно поморщился.  – Он уже несколько раз подавал заявление о пересмотре дела, но ему отказывали.
- Вот черт! – Шерлок зло стукнул кулаком по стене. – Джон, теперь один – ни шагу! Ты следующий. Лейстред, ты уже обеспечил охрану всем тезкам Джона? Или даже не подумал об этом?
- Шерлок, ты меня достал! Прекрати издеваться, иначе выпишу тебе штраф за оскорбление полиции! – он сердито посмотрел на презрительно скривившегося консультирующего детектива. – Мы уже пробиваем по базе всех людей с такими инициалами, но это не быстрое дело. Джон прав – Уотсонов в Лондоне много. Даже тех, чье имя начинается на джей.
- Стойте, стойте! – Джон махнул рукой, заставляя сыщиков – официального и консультирующего – обернуться к нему. – Это ведь может быть просто совпадением! Эмри мог просто уехать куда-нибудь, а гинеколога  убил кто-то другой. Он ведь знает, как я выгляжу! Зачем бы ему убивать этого парня? Он на меня даже не похож!
Шерлок устало вздохнул. Джон иногда проявлял ужасающую несообразительность. Это раздражало.
- Стопроцентной уверенности пока быть не может, но в целом… Имя, способ убийства, исчезновение Эмри… И потом - он ведь не может быть уверенным, что Магдален убил именно ты. Твоего имени-то на визитке не было. Так что, думаю, он постарается убить всех врачей, имеющих такие же инициалы. Ты – всего лишь один из многих. У него вывернутая логика, но парень уже тогда был не вполне нормален, вряд ли за эти месяцы он переменился к лучшему, - внезапно он подскочил, хлопнув себя ладонью по лбу:
- Ооо! Я идиот! Лейстред, ты проверяешь только врачей по фамилии Уотсон?
- Да,  - голос инспектора был растерян, он явно не понял причину такого самоуничижения. - Ведь так было  написано…
- Доктор – это не только профессия, - Джон сам удивился, насколько хрипло прозвучал его голос. – Это еще и ученая степень. Может быть доктор философских, исторических – да любых  - наук.
- Именно! – Шерлок зло повернулся на каблуках и бросился к выходу. – Проверяй всех, Лейстред! И готов поспорить, у нас уже есть еще один труп!
***
- Шерлок, послушай! – Джон догнал друга и пошел рядом, подстраиваясь под его размашистый шаг. – Почему ты уверен, что у нас уже есть еще один труп?
- Подумай сам, - сыщик заговорил быстро, торопливо. – гинеколог был убит почти три часа назад, то есть – около одиннадцати вечера. Если мы с инспектором правы – Эмри постарается убить всех, кто может быть причастен к смерти его жены. Думаю, невиновность большинства его не волнует – по-моему, по нему еще в августе психушка плакала. Смотри – первое убийство – вечером. Но ведь убийца не мог не понимать, что за ним начнут охоту. Раз он сбежал, значит, учитывал вариант, что его вычислят сразу. У него нет даже нескольких дней – значит, он должен был постараться все сделать за сегодняшнюю ночь и за сегодняшний день. Словом – я уверен, что Джереми Уотсон – уже не единственная жертва. Скорее всего, многим твоим тезкам помощь уже не понадобится.
- Восемнадцать человек, - подошедший Лейстред мрачно оглядел друзей. – Включая вас, Джон, и двух ребят с именами Дональд и Дункан. Лучше перестраховаться. Наши сейчас обзванивают всех и предупреждают, чтобы не открывали дверь незнакомым.
- Удачи, - ехидно буркнул Холмс, подходя к дороге и подзывая такси.
- Шерлок! 
- Ну что еще?
- Любовница, - Грегори махнул блокнотом с записями. – Сведения достоверные?
- Естественно. Оставьте ее, она все равно ничего не знает.
- Объясни.
- О, Господи! Ну неужели это так трудно! – Шерлок закатил глаза.
- Мне тоже интересно, - Джон остановился и сложил руки на груди. Холмс покосился на подъехавшее такси и зачастил:
- Черный волос на пиджаке, длинный, вьющийся – у убитого волосы светлые. Одеколон дешевый, но чувствуется запах еще одних духов – шанель номер три. Понятно? Женщина, обеспеченная, не его жена – кольца нет. Если бы это была его девушка, он не стал бы снимать номер в гостинице. Если бы она была свободна – то гостиница была бы дорогая,  а не та, где не спрашивают паспорта и имени гостей съемщика. Отсюда – ревнивый муж – они боялись разоблачения. И потом – она не сообщила о смерти любовника – по этой же причине. Думаю, попросила отнести что-то в номер, чтобы горничная нашла парня. Иначе его до утра бы не обнаружили. Я  достаточно ясно объяснил?!
- Достаточно, - Лейстред кивнул. – Значит, ты уверен, что она ни при чем?
- Лейстред, неужели в вашей полицейской академии, или где ты там учился, вам не преподавали логику?! Эй! За что?! – Холмс с обидой посмотрел на Джона, который с силой наступил на ногу детективу и виновато улыбнулся Лейстреду.
- Не обращай внимания.
- Все в порядке, Джон, я к нему уже привык. Я ведь знаком с ним дольше, чем вы. Но когда-нибудь он нарвется-таки на административный арест.
- Да? И кто тогда…
- До встречи, инспектор, - Джон затолкал возмущающегося Шерлока в такси и устало назвал адрес.
- Шерлок, ты однажды действительно нарвешься. Ты чего опять напал на Грэга? Между прочим, он в этот раз вычислил убийцу раньше тебя.
- Что? Он просто скрыл от меня улики! Я не намерен так работать! Бартс!
Водитель только плечами пожал, меняя направление.
Джон тихо фыркнул – все таки Шерлок очень честолюбив.
- Ладно, ладно, гений, не кипятись… Что будем дальше делать?
- Как что? – Холмс недоуменно посмотрел на друга. – Искать Эмри. Я почти уверен, что переехал он до первого убийства. Если наш клиент был первым в его списке, то на следах должна остаться грязь. По ней найдем район, – сыщик продемонстрировал пластиковый пакетик с несколькими пылинками. Джон удивленно вскинул брови – он не заметил, когда Шерлок успел соскрести след. Да и вообще не принял бы обычную пыль за улику…
- А если Джереми Уотсон, - Джон запнулся, странно было называть свою фамилию и знать, что носивший ее человек уже мертв, – был не первым?
- Тогда мы узнаем адрес предыдущей жертвы.
Джон слегка покоробило то, как спокойно Шерлок говорит об убийстве еще одного человека, но ничего не сказал.
***
Шерлок выскочил из такси, словно пуля, как всегда, оставив Джона расплачиваться. Тот поспешно сунул кэбмену купюру и поспешил за сыщиком, уже исчезнувшим в дверях.
Шерлок, естественно, обнаружился в лаборатории. Он сидел за микроскопом, не обращая внимания ни на что вокруг, и, судя по всему, уже успел нахамить бедной Молли – судя по ее несчастному виду.
- Добрый вечер, Молли! – Джон привычно улыбнулся девушке, стараясь сгладить неловкость. – Мы не слишком помешали вам своим визитом?
- Всё в порядке… - голос Молли показался Уотсону более расстроенным, чем обычно. Она поставила перед Шерлоком кружку с горячим кофе и, как привидение, растворилась в подсобке.
- Что ты ей наговорил? – взбешенно набросился доктор на друга, как только девушка ушла. – Да что ж ты за человек такой!
- Ничего я ей не наговорил? – Шерлок надменно посмотрел на Джона и вновь уткнулся в окуляры. – В смысле, ничего сверх обычного. Но вообще, она с самого начала чем-то расстроена была.
- И ты даже не поинтересовался, что случилось?!
- А зачем мне это? Если ей понадобится моя помощь, она и так скажет.
- Шерлок, ты… ты просто… А, черт с тобой! – Джон зло хлопнул дверью, выходя. Детектив покосился вслед ему, пожал плечами и вновь вернулся к расследованию.
***
Вернувшись в лабораторию(нет, Джон, спасибо, мне не нужна помощь. Нет, что вы! Шерлок меня ничем не обижал, просто… Ну, понимаете, мне назначили свидание, и… в общем, он не пришел), Джон почти столкнулся в дверях с Шерлоком.
- Шерлок, что… что случилось?!
- Что? – детектив удивленно обернулся. – Абсолютно ничего, просто я выяснил, где живет наш грозный мститель. Джоон! – он закатил глаза. – Не смотри на меня так, словно я поставил олимпийский рекорд! За то время, пока ты утешал Молли, можно было выучить китайский язык и начать учить японский! Кстати, ей не стоит расстраиваться из-за этого бейсболиста – у него есть жена. Хорошо, что он не пришел на свидание и не стал пудрить Молли мозги. Она сэкономила месяц времени.
- Хм… Шерлок, спасибо.
- За что?! – Холмс удивленно остановился, и спешащий за ним доктор, не успев затормозить, налетел на него.
- За то, что сказал это мне, а не Молли.
Тот ничего не ответил, только вскинул бровь и, отвернувшись, зашагал по коридору.
- Почему бейсболист? – Уотсон вновь догнал друга и пошел рядом. – Остальное более менее понятно, но почему бейсболист?
- Тебе что, действительно интересно? У нее на кофте значок бейсбольной команды. Молли не интересуется спортом, значит, подарок. Такси!
В машине Джон некоторое время молчал, обдумывая следующий вопрос.
- Ты сообщил Лейстреду, что нашёл?
- Да.
Короткий ответ почему-то очень не понравился Джону, и он предпочел уточнить:
- Он будет ждать нас на месте?
- Шерлок слегка неловко покосился на него и нехотя ответил.
- Да, если успеет. Джон, ну вот только не надо так на меня смотреть! Если мы не возьмем его сейчас, он убьет еще одного человека!
- Стоп, стоп! – доктор поспешно махнул рукой, прерывая друга. – А с чего ты взял, что он будет дома? Ты ведь, кажется, говорил, что он постарается закончить месть до вечера?
- Он и не будет дома.
Джон подождал продолжения, потом, поняв, что его не будет, устало потребовал:
- Объясни.
- Ну что тут объяснять! – Холмс возмущенно обернулся на своего недогадливого соседа, закатывая глаза. – Я проверил места жительства всех потенциальных жертв и рассчитал оптимальный маршрут. Эмри изучал в институте логистику, так что он тоже будет двигаться по этому же маршруту. Смотри!
Он сунул Джону в руки распечатку со столбиком имен. Каждое имя было пронумеровано. Четыре были зачеркнуты.
 - Шерлок, подожди, ты думаешь, что трое из них уже убиты?!
- Четверо.
- Трое, кроме того парня, которого мы осматривали, - Уотсон недовольно взглянул на друга. - Не увиливай от ответа.
Шерлок, не споря, ткнул пальцем в одно из имен. Этот был убит до Джереми Клайва. – он стукнул в окошко водителю. – Сэр, можно одолжить у вас карту? Вот, Джон, смотри: Джоуи Уотсон живет… жил ближе к новой квартире Эмри. Так что он уже мертв. Я уверен, что парень специально снял комнату именно здесь – он ведь все рассчитал заранее. Я уже послал сообщение Лейстреду, он проверяет эти адреса. Еще двое – здесь и здесь. По пять минут на такси. Этих уже не спасти  А вот этот… - он отчеркнул ногтем одно из имен, - Он живет довольно далеко.  У него мы и сделаем засаду. Джон,  пожалуйста,  сделай  вид,  что  ты  понял.  Некогда объяснять.
 Действительно, такси остановилось у непримечательного многоквартирного дома середины двадцатого века. Джон поспешно сунул водителю деньги – в этот раз он заранее отсчитал нужную сумму – и поспешил за Шерлоком.
- Шерлок, подожди! – он наконец догнал детектива и загородил ему путь. – Мы что, не станем ждать полицию?
- Нет, естественно. Она всегда опаздывает. Джон, с этим парнем мы без труда и вдвоем справимся. Ты против?
- С чего бы это? – Джон усмехнулся. Шерлок очень любит изображать себя холодным и бесчувственным, но, будь он таким, он бы предпочел дождаться полицию и взять преступника на месте преступления – над свежим трупом.  - Только вот в квартиру нас не пустят, что, будем в подъезде караулить? А не спугнем?
- Почему не пустят? – Шерлок хитро усмехнулся. – Полицию – да не пустят?!
Джон, несмотря на серьезность ситуации, не выдержал и рассмеялся:
- И сколько раз ты уже обчистил бедного Лейстреда?
- Много, - сыщик вернул другу улыбку и сунул руку в карман за удостоверением. – Мы очень давно с ним знакомы…


Рецензии