Проблема охраны природы в творчестве А. П. Чехова

                "Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат  испорчен,и с каждым днем земля становится все беднее и  безобразнее." ("Дядя Ваня", 1896 год).

Чехов необычайно тонко чувствовал проблемы современного ему мира, и это неизменно находило отражение в его творчестве. Эти проблемы, описанные без их формального обличения, без наставительного тона, без нравоучений; порой, как кажется, отстраненно, --при этом глубоко волновали писателя, сделавшего очень много для борьбы с ними. Писателя, прежде всего стремящегося научить внимательного читателя различать эти проблемы, причем различать самому, а не по указке мудреца-автора. Опустошенность жизни дворян, к тому времени буквально "выморочных", мелкие чины, запертые, как каторжники, в мире служебных дел и неустроенного быта, искусство, ищущее новых путей и вместо этого оказывающее под угрозой потерять всякие - главное содержание творчества писателя. Над Россией того времени нависла пошлость, скука, бесчувствие - писатель, как это всегда бывает, лучше других это сознавал.
В числе других проблем Чехов, одним из первых отечественных писателей поднимает вопрос об угрозе природе Земли в глобальном масштабе. К концу XIX века проблема стояла достаточно остро - сведение лесов достигло значительных масштабов, многие природные местообитания изменились до неузнаваемости, водоемы были загрязнены и  численность многих видов животных и растений сократилась, что стало следствием активного развития промышленности и сельского хозяйства.  Появились первые попытки избежать этой пугающей тенденции – в Северной Америке создаются первые национальные парки, появляются организации, ставящие своей целью защитить животных от жестокостей, ученые призывают к бережному расходованию природных ресурсов. Зарождается природоохранное движение, которое в следующем, XX веке, примет заметные масштабы и будет претендовать на роль новой идеологии человечества.
Пока же, в веке XIX, в бедных на броские, излишне вычурные действия произведениях Чехова простые люди из очередного NN-ого уезда (под которым читателю следует понимать именно  собственный уезд) – учителя, врачи, чиновники, мелкие дворяне и другие и – заняты «обыденными» вещами – страдают, влюбляются, ненавидят, пьют, совершают героические поступки, мстят и «стреляются». Нет сомнений, что во все времена именно эти «частные» дела и составляли суть жизни, ее настоящее содержание. И Чехов относятся к писателям, которые уже в XIX век отказались от экзотических, ярких сюжетов и персонажей, отказываясь писать «романы о том, чего никогда не бывает в жизни». Литература повзрослела и не могла больше тешиться сказками.
Чтобы передать завуалированное, но вполне определенное отношение к происходящему на страницах его произведений Чехов, в числе прочего, прибегает к использованию ландшафта. Россия очень богата разнообразными пейзажами, и для отечественного писателя естественно привлекать его в свое повествование. Поэтому те эмоции, которые в силу каких-либо причин не могут выразить сами герои, выражают за них Солнце, облака, реки и озера, различная растительность. Это также подчеркивает стихийную, вольную природу человеческих чувств.
И когда на фоне богатой, разнообразной русской природы разворачивается очередная трагедия, то разрушение, к которому оно приводит человеческую душу, повреждает или убивает и саму природу.
Когда персонаж «Скрипки Ротшильда» Яков Бронза постоянно, в виде навязчивости занимается подсчетом убытков, которые он понес, то прежде всего отмечает «неразумно» потерянные деньги, но позже, с развитие рассказа – впустую погибшие сокровища природы, сведенный бор, пропавшую даром реку, и – испорченные грубостью, невежеством, жадностью человеческие душу, его собственную души, символически представленную в виде скрипки; душу, настолько же богатую и ценную, как и «вековой сосняк». Осознание этого, однако, приходит тогда, когда уже в его жизни невозможно ничего изменить, можно лишь жестоко пожалеть…
И когда доктор Астров изображает на карте красной тушью стремительно исчезающий лес, он иллюстрирует этим обеднение своей прозябающей в глуши жизни, как и жизней окружающих. Однако Астрову посчастливилось найти способ хотя бы формально бороться с этим обнищанием – в своем питомнике он разводит молодые деревья.
Промышленность на службе ненасытной жадности в равной степени разъедает и окружающую среду, и души людей: фабрика из рассказа «Случай из практики» кажется огромным чудовищем, поработившим и работников, и своих хозяев; подобное чудовище поработоли и героев повести «Три года». Вспоминаются слова Ф.М. Достоевского, написанные чуть ранее: «Общество химически разлагается».
Перед лицом нависшей двоякой угрозы писатель неизменно призывает к мужеству. Человечество само себя поставило в положение, в котором ему предстоит сделать выбор – повзрослеть или погибнуть. Однако безвольность и привычка ко лжи это не дает этого даже осознать. Поэтому отказ от подлинного, умственного развития в пользу внешнего, технологического кажется самым разумным. Еще одного подобного невыученного урока человечество может просто не пережить.
 Июль 2012


Рецензии