Мозаика любви 3

64. Сорок-пятьдесят лет – это пик зрелости мужчины: как говорил французский поэт Виктор Гюго, «старость молодости и молодость старости».
Умирающий Виктор Гюго произнес: «Я вижу черный свет». Гениальная метафора, в которой глубочайший философский смысл. Вероятно, мрак небытия все-таки пронизан какими-то фосфоресцирующими лучами любви, славы и бессмертия.
65. Мужчины не верят в творческие дарования женщин, однако они падки на громкие имена. Вспомним, как пышные псевдонимы Клара Газуль и Черубина де Габриак помогли Просперу Мериме и Максимилиану Волошину «протолкнуть» в печать свои стихи, которые ранее пренебрежительно отвергались издателями.
Мериме прикрывал напускной иронией и показным цинизмом свое безудержное сладострастие, интеллектом – похоть, холодным отчуждением – греховный зуд.
66. Поэтический идеализм – большая сила. В женщине-писательнице нередко под его воздействием проявляются качества сильного пола. Это отчетливо видно в романах Жорж Санд – не зря она взяла мужской псевдоним!
Французская писательница Аврора Дюдеван перестаралась, когда избрала псевдоним Жорж Санд. В двадцатом веке едва ли не каждая вторая «образованная» женщина искренне убеждена, что автор «Консуэло» – это мужчина.
Нужно быть мужественной особой, чтобы, как говорила Жорж Санд, «не получать ни от кого ни милостыни, ни милости». Была ли таковой сама писательница? Или же она попросту бравировала мнимой свободой, потеряв женственность?
Жорж Санд выпустила в свет десятки романов, исписала многие тысячи страниц, отстаивая право женщин на свободную любовь. Ироничный романист Писемский весьма едко сформулировал ее кредо: во-первых, у каждой женщины должен быть муж, во-вторых – боготворимый ею любовник и, в-третьих – поклонник, который сам безумно влюблен в нее. Писемский прекрасно понял суть феминизма: стремление некоторых дамочек поменять мужчин и женщин местами.
Современные эмансипированные интеллектуалки скоро забудут, что материнство, как говорила Жорж Санд, - «невыразимое счастье», которое далеко не каждой женщине дается Творцом.
Смехотворны претензии женщины на величие: Жорж Санд, при всем ее писательском апломбе, так и не стала Оноре де Бальзаком.
Порою диву даешься, взирая на груды книг, написанных женщинами-литераторами: Жорж Санд, Агатой Кристи, Александрой Марининой. И хотя чаще всего эта  проза малоинтересна, порою их озаряло воистину мужское вдохновение. Тогда рождались такие шедевры, как «Консуэло», «Восточный экспресс», «Иллюзия греха».
67. Французский писатель Александр Дюма и наш поэт Александр Пушкин, как известно, имели некоторую примесь африканской крови в жилах. Оба отличались неистовым темпераментом, имели множество любовниц. Однако Дюма, в отличие от «солнца русской поэзии», не был ревнив. Однажды, застав своего друга Роже де Бовуар выходящим ночью из спальни жены, он предложил ему остаться там до утра, а на следующий день, как ни в чем ни бывало, пожал руку и забыл все вчерашние обиды. Пушкин же по вздорному подозрению в неверности супруги вышел на дуэль – и погиб. Видимо, в нем было что-то от шекспировского мавра Отелло, который тоже поверил клевете и погубил свою прекрасную любовь.
Порою жизнь ставила перед знаменитыми писателями трудный выбор: или долговая тюрьма, или брак с богатой женщиной. Так Александр Дюма, в 1840 году имевший 16-летнего сына и сотни любовниц, нежданно для всех женился на актрисе Иде Феррье – знаменитой парижской куртизанке, принесшей ему 120 тысяч франков приданого. Воистину бесстрашный поступок, вполне в ду-хе его славных мушкетеров!
Александр Дюма-отец обожал секс, причем обставлял дело так, что его амурные приключения обрастали скандалами и слухами. Он волочился за актрисами, известными куртизанками и дорогими проститутками. В его поместье Монте-Кристо постоянно проживали женщины легкого поведения. В итоге – сифилис и смерть в возрасте 68 лет от паралича мозга.
68. Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен – это человек с нежной детской душой в мужской оболочке. В его сердце словно жила Дюймовочка – то существо, которое покорило мир искренностью, красотой и благородством.
Утонченные, женственные мужчины нуждаются в любви-жалости. Их робость, неуклюжие манеры и врожденная застенчивость отпугивают потенциальных невест и не позволяют прибегать к услугам путан, что обрекает несчастных на вынужденное целомудрие. Таким был великий сказочник Ганс Христиан Андерсен, умерший в 70 лет девственником.
69. Гордых и сильных женщин невзгоды закаляют, делают чище и благороднее. Судьбы двух жен декабристов, Марии Волконской и Екатерины Трубецкой, добровольно последовавших за мужьями в Сибирь, лучшее тому подтверждение.
70. Часто писатели, профессионалы в литературе, являются неудачниками в личной жизни. Яркий пример – Николай Гоголь.
Тайны женской психологии не разгадать даже трем академическим институтам. И, конечно, инженерам человеческих душ такое не под силу. Так, великий писатель Гоголь не создал ни единого реалистического женского портрета, у него сплошь карикатуры да шаржи.
Предаваясь ранним необузданным плотским утехам, этому «веселому беснованию», как выразился Гоголь, следовало бы помнить, что такой образ жизни ведет в преисподнюю разврата.
71. Композитор Ференц Лист и в жизни, и в музыке отдавался сладкой неге любви с чувством упоения и восторга.
72. Редкостный пример добропорядочности в семейной жизни показал нам прославленный английский писатель Чарльз Диккенс. У него было 10 детей – и нет ни одного убедительного доказательства, что существовали какие-то внебрачные связи. Биографы отмечают лишь его привязанность к актрисе Эллен Тернан, к которой жена его иногда ревновала. Среди людей творчества это невероятно!
73. Композитор Рихард Вагнер и его супруга (в прошлом певица) тяготились совместной жизнью. Во второй жене (дочке Ференса Листа) он нашел свой идеал, с которой имел общие духовные интересы. После смерти мужа она в доказательство любви и преданности отрезала свои волосы, которыми он восхищался, и положила в гроб под его голову. Их любовь была любовью-подвигом во имя искусства.
74. Романтически настроенный мужчина не считает любовью то спокойное, преданное и мирное чувство, которое испытывает к нему подруга. Как бы не так! Ему подавай кипение страстей, борьбу, муки ревности и много еще чего. «…А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой» – так гениально описал подобные настроения Михаил Лермонтов.
75. Глупые самонадеянные дамочки уверены, что их умственные способности не хуже мужских. Когда они рассуждают о политике, так и слышишь ин¬тонации железного  канцлера Отто фон Бисмарка!
76. «Удивительно умирают русские люди», - сказал некогда Иван Сергеевич Тургенев. Но он-то знал, что жизнь и любовь их не менее удивительны!
77. Хотя Флобер и утверждал, что чернильница - это «единственная ваги¬на для писателей», сам он не брезговал и живыми «чернильницами», ку¬да обмакивал вовсе не стальное перо.
Инициация юношей с распутными женщинами обычно ведет к негативным последствиям. Шестнадцатилетний Флобер, посетивший впервые низкопробный бордель, вспоминал об этом так: «Передо мной предстала женщина, я овладел ею и вышел из ее объятий, переполненный отвращением и горечью… Священный огонь моей души погас в грязи». Его рыцарское отношение к прекрасному полу с той поры было скорее позой, нежели искренним восхищением.
В скабрезном письме к интимному другу Буйле Флобер с плоским юмором простолюдина классифицировал женскую грудь на следующие виды: яблоко, груша, тыква, вымя. Кроме того, он выделил и такие разновидности: грудь похотливая, стыдливая, бульварная, белая, искренняя и круглая. Нетрудно заметить, что гениальный стилист намеренно шаржировал самого себя. Невозможно представить, что автор «Мадам Бовари» и «Саламбо» не сумел бы найти более поэтичных и возвышенных метафор!
Откровенно циничный с друзьями, Флобер в общении с женщинами был невероятно галантным. Даже шлюху из борделя он по обыкновению называл не иначе, как «мой маленький ангел».
Такую банальную мысль, что любящая женщина хочет владеть объектом своей страсти безраздельно, высказывал еще Гюстав Флобер. Однако он, знаток тайн женской души, как правило, уточнял: если ей это не удается, пылкая любовница начинает ненавидеть и мстить.
Флобер в письме к своей интимной подруге сказал так: «Чтобы занимать¬ся литературой, будучи женщиной, надо раньше перейти воды Стикса». Мет¬кое наблюдение! Ядовитые воды аркадской реки были не страшны для сла¬бого пола, они только усиливали женское обаяние таких знаменитых романисток, как Жорж Санд, Мария д’Агу, Луиза Колле.
Возвышенная, мечтательная любовь безгрешна, в отличие от страсти. Как метко заметил Гюстав Флобер, «натуре, склонной к преувеличениям, чужда опасность впасть в излишества».
Флобер, имевший массу любовниц, однажды изрек: «Сказать прямо, я своего рода девственник». Предаваясь сексуальным забавам, он тешил себя мыслью, что все это временно, так сказать – не по-настоящему, и что впереди – настоящая Любовь.
Законы духовной любви «Вечны, Непреложны, Абсолютны, Идеальны» – такой синонимический ряд применил бы Флобер, задумайся он над этой проблемой.
 «Романтики» стремятся к идеальной любви, «догматики» – к абсолютной истине. Эти ориентиры формируют односторонний взгляд на мир. Гюстав Флобер, человек несдержанный и эмоциональный, считал наши чувства первичными и самодостаточными. Великий биолог Чарльз  Дарвин, напротив, предпочитал усердно трудиться. Мысль, идея, гипотеза, закон – вот что для него было превыше всего.
78. Любовь эпилептика может быть странной, далекой от привычных норм. О Федоре Достоевском, страдавшим этим недугом, ходило множество сплетен. Поговаривали о его садомазохистских наклонностях (Иван Тургенев, например, назвал его «русским маркизом де Садом»), а некоторые страницы автора психологически заостренных романов породили слухи о его пристрастии к маленьким девочкам. Как бы то ни было, Анна Сниткина,  юная жена, боготворила мужа: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя перед ним на коленях». Даже после кончины писателя, на склоне лет, она заявляла: «Достоевский – это солнце моей жизни!»
Критик Николай Страхов, побывав в гостях у Достоевского, стал свидетелем редкостной сцены. Великий писатель с такой барской пренебрежительностью помыкал слугой, что тот обиделся и с укоризной сказал: «Я ведь тоже человек!» Страхов позднее записал: «Помню, как тогда же мне было поразительно, что это было сказано проповедником гуманности». А ведь верное и точное наблюдение! Как правило, проповедники новых этических и религиозных теорий не считают нужным придерживаться собственных принципов, они, видите ли, выше всех остальных людей, кого учат. Следует с особой осторожностью слушать доводы этих лжепророков, памятуя о том, что один лишь Христос жил и любил человечество так, как заповедовал своим апостолам.
Существует такая порода современных женщин, которые мнят себя знатоками искусства. Они не пропускают ни одной премьеры, выставки, презентации, они вездесущи. И вот этакая «эстетическая вошь», как говаривал Достоевский, решает судьбы великих художников!
79. Сколько бы ни было в России демократов-краснобаев, клянущихся в своей любви к народу, Русь, вопреки суждению поэта  Некрасова, не может существовать «без барщины… без подати… без палки».
80. В реальной жизни трудно держаться на плаву, не поступившись некими принципами. Например, романтики, становясь в позу, именуют деньги грязью. Казалось бы, после такого заявления рубли, франки, доллары нельзя брать в руки. Ничуть не бывало! Шарль Бодлер, который и пустил в обиход данное высказывание, не гнушался презренным металлом. Спрашивается, чем он платил за хлеб, за вино, за женщин, если не пятифранковыми серебряными монетами, каковые именовал по-французски не иначе, как «merde»?
81. Непомерная гордыня и амбиции даже великого мыслителя превращают в колосса на глиняных ногах. Так случилось с немецким политическим деятелем Лассалем.
Надломленный духовно мужчина, изнемогая от любви, в критическую минуту идет на самоубийство. Достаточно привести два примера: Фердинанд Лассаль и Владимир Маяковский.
82. Женские взгляды на брак почти неминуемо предполагают систематическое «осквернение супружеского ложа», о чем говорил писатель Салтыков-Щедрин. Почти всегда их измены декорируются ссылками на черствость и невнимательность мужа.
Мятущийся интеллигент никогда не сколотит состояния, равно как и не создаст уютного семейного очага, поскольку не обладает «целостностью современных проворных людей», как считал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
83. Женская «диалектика души», по выражению литературного критика Николая Чернышевского, гибче, и разнообразнее психического мира мужчины, который часто ограничивается ложно понятой идеей общественного долга и служебных обя¬занностей.
Чернышевский в 60-х гг. XIX в. создал теорию «разумного эгоизма» с социалистическим окрасом. Возвышенные чувства, благородные порывы, как ему казалось, совершенно ничтожны «перед стремлением каждого к своей пользе». Следует лишь соотносить личную выгоду с общественными интересами. Однако в жизни писатель придерживался других принципов: был до конца предан общественным идеалам, отличался душевной чистотой, бескорыстием и самоотверженностью, по-рыцарски любил жену и, находясь в каторге и ссылке в далекой Сибири, по мере возможностей воспитывал двоих детей. Его умопостроения так и остались на бумаге.
Отцовское чувство иногда проявляется в мужчине парадоксальным образом: не к своим детям, а к чужим. Чернышевский, воспитатель и наставник гениального критика Наколая Добролюбова, спустя 16 лет со дня смерти ученика, признавался: «Я любил его сильнее, чем Сашу или Мишу» (то есть родных сыновей!).
84. Лев Толстой, конечно же, велик. Но когда начинаешь вчитываться в его дневники и письма, в один прекрасный момент осознаешь, что этот титан мысли – грязный, похотливый старикашка.
Причиной старческого маразма, который мы наблюдаем в поведении Льва Толстого, была раздвоенность его сознания. В молодости писателя одолевала похоть, которую он безуспешно пытался обуздать. Начиная с его первого посещения публичного дома в 16-летнем возрасте, когда после полового акта расплакался на постели проститутки, Лев Николаевич оставшуюся жизнь не уставал корить себя за свои мнимые грехи. Биография великого моралиста еще ждет исследователя-психиатра, который поставит диагноз…
Шаткость, неустойчивость мужского характера ведет к непоследовательно¬сти в любовных отношениях. Не этими ли чертами отличался в юности Лев Толстой, чье сердце было изъедено поисками смысла жизни и неодолимыми противоречиями?
Лев Толстой зачастую в своих суждениях был излишне категоричен. Однажды он запальчиво сказал, что общество женщин – это «неизбежное социальное зло». И все же не стоит сходу  отвергать парадоксы великого человека. «Глупости» гениев требуют осмысления, ибо в них непременно есть крупица истины.
Лев Толстой был любителем афоризмов, то есть коротких высказываний о тех или иных проблемах жизни. Однако когда писателю понадобилось сказать правду о любви, ему пришлось создать «Анну Каренину», роман, отнюдь не претендующий на лаконичность. Тема оказалась неисчерпаемой, как и самое прекрасное из человеческих чувств.
Большинству красавцев, избалованных женской лаской, свойствен¬ны «черты легкомысленного эгоизма,  тщеславия, дерзости и невеже¬ственной самоуверенности». Так однажды сказал о французах, этих прирожденных ловеласах, Лев Толстой.
Худшее зло для мужчины, по мнению Льва Толстого, - «жить с неверной и аморальной женщиной». Даже такие поступки, как совращение жены друга или же «культпоход» в публичный дом, считал он, менее греховны. При всей па¬радоксальности этой мысли, с ней нельзя не согласиться!
Немало на белом свете эгоцентричных людей, которые ставят собственные проблемы выше общественных. Чего стоит, например, высказывание Толстого о том, что ужасы эпидемии куда менее страшны, чем «трагедия спальни». Свой малоудачный сексуальный опыт гениальный писатель возвел в ранг всемирного бедствия, наряду с землетрясениями и всякого рода цунами. Великому психологу как-то невдомек, что искренняя взаимная любовь между нормальными людьми не создает никаких трудностей. Напротив, она помогает одолевать бедствия!
Лев Толстой был, как и все гениальные люди, не вполне нормальным человеком. Нередко свои здравые идеи он доводил до логического абсурда. Например, во время работы над «Крейцеровой сонатой» он пришел к выводу, что  сексуальные отношения между людьми – это безус¬ловное зло, и для достижения гармонии в мире каждый должен дать обет безбрачия. Забавно, что вскоре после публикации этого произведения его же¬на Софья Андреевна в очередной раз забеременела от мужа. С непередавае-мым ехидством она как-то бросила фразу: «Вот вам и постскриптум в «Крей¬церовой сонате».
Голос Софьи Андреевны Толстой – это голос великого любящего женского сердца. Она активно защищала идею равенства полов и сознательно выступала против гнета мужчин. Ей выпала честь бросить вызов одному из кумиров человечества, и она не побоялась это сделать!
Женщины – «опасные» импульсивные натуры. Чего стоит высказывание Софьи Андреевны Толстой в адрес гениального русского писателя: будь ее воля, она бы убила, а затем заново родила своего мужа. А повод-то ничтожный: ей, видите ли, показалось «гадко, тяжело» читать некие сексуальные откровения супруга!
Женщина, в отличие от мужчины, как считала Софья Толстая – умеет «выставлять все свое лучшее». Она показывает себя в самом выгодном освещении, и ей часто удается обмануть проницательных и недоверчивых людей.
Софья Андреевна Толстая говорила, что каждой женщине «хочется личных радостей, личной жизни, своего труда». Именно этим она была обделена в супружестве с великим русскими писателем, знатоком женской души. Она одной из первых поняла, насколько далеки от реальной действительности теории ее мужа, и заявила о необходимости раскрепощения слабого пола. Это была умная, образованная, а не вздорная, как некоторые полагают, дама.
Софья Андреевна Толстая представляется нам зрелой матроной, женщиной мудрой, хозяйственной, суровой. Она родила 12 детей, занималась их воспитанием, взяла под контроль литературные публикации мужа. Дело дошло до того, что Лев Николаевич, не выдержав ее тирании, на склоне лет ушел из Ясной Поляны. А ведь в юности она была другой! В образе Наташи Ростовой много общего с молодой Софьей. Прообразом этого персонажа были сестры Берс. По признанию писателя, он «взял Таню, перетолок ее с Соней, и получилась Наташа» – веселая, задорная, влюбчивая и музыкально одаренная девушка.
85. Норвежский драматург Генрик Ибсен на склоне лет не раз влюблялся в молодых девушек, вел с ними переписку, однако эти отношения никогда не переходили черту дозволенного, так и оставались платоническими. Супружеский долг и врожденное чувство порядочности останавливали его от рокового шага. Реальная любовь к жене и духовная – к своим юным красавицам мирно соседствовали в его сердце. Он довольствовался тем, что делал их героинями пьес. Грех ли это? Если да, то простительный.
86. У биолога Альфреда Брема иногда встречаешь описания редких животных,  которые изумительно характеризуют конкретных особ. Например, снеговая, или белая горная коза (по латыни это звучит куда благороднее – Аплецерус монтанус). Мясо ее, уточняет скрупулезный немец, «не едят даже индейцы». Неужели вы не встречали поутру у винных прилавков таких, мягко говоря, отвратных в сексуальном отношении коз?
87. Когда женщина, подражая мужчине, принимается писать философские труды, из-под ее пера выходит наукоподобный бред  вроде того, что издавала теософ Елена Блаватская.
88. Английский писатель Льюис Кэрролл, автор сказочных  историй о приключениях Алисы в Стране Чудес, испытывал тягу к маленьким девочкам. Он дружил с ними, зазывал в гости, целовал, но не преступал черту дозволенного. Он грешил целомудренно, рискованно балансируя на грани разврата.
89. Женщинам и детям нравится, когда их носят на руках. Они чувствуют себя в этот миг кем-то вроде императрицы Цыси, которой китайский придворный эти¬кет запрещал ступать по грешной земле.
90. Подвижники-интеллигенты, отдающие себя народному делу, - это одухотворенные мученики в пантеоне истории. Их любовь к человечеству велика, но она безответна. Один из них – русский революционный демократ с весьма символической фамилией Добролюбов.
91. Удобно иметь слугу и в лице слуги – своего любовника. Есть что-то пикантное в таком положении, в каком находился великий композитор Чайковский!..
Надо быть ненормальным человеком, чтобы, имея гомосексуальные наклонности, вступить в брак. Именно так и сделал русский композитор Петр Ильич Чайковский, женившись на бывшей студентке консерватории Тоне Милюковой. Изначально эта связь не сулила ничего хорошего. Так и случилось: они были вместе всего одну неделю из 16 лет их юридического супружества. Психически неуравновешенный Чайковский умер в 53 года при загадочных обстоятельствах, а его жена последние два десятилетия провела в сумасшедшем доме.
92. Незаурядная, душевно щедрая баронесса фон Мекк дружила с двумя легендарными личностями: композиторами Петром Чайковским и Клодом Дебюсси. Какое-то роковое знакомство, не принесшее счастья никому из всех трех!
93. Женское притворство создает настолько правдоподобные сцены любви и ревности, какие не удается поставить даже гениальному режиссеру. Писатель Эмиль Золя называл этот дешевый фарс «комедией нежности».
Особенно прельстительны для ловеласов девушки, которых отличает «волнительная скромность» (если воспользоваться словами Эмиля Золя): горящие угли с шипением принимают холодную воду.
В душах, в которых скопился беспросветный «гнусный мрак», как заметил Эмиль Золя, любовь не поселяется. Там царит обыкновенное скотское вожделение.
По убеждению Эмиля Золя, едва ли не каждый мужчина относится к своей жене, как «к полезной и необходимой вещи», что не мешает ему погуливать на стороне. Одна «вещь» - хорошо, а две – лучше.
Многие супруги скрывают свои семейные трагедии, изображая на публике идиллическую картинку «непреходящего медового месяца», о чем писал в своих романах Эмиль Золя.
Эмиль Золя утверждал, что, каждой женщине грезится «великая любовь, которая озаряет целую жизнь» – яркое весеннее солнце на голубом небе.
94. «Сад в цвету» Клода Моне – это символ зарождающегося светлого чувства. Художник, написавший гениальное полотно, не пейзажист, – певец любви!
Откуда взялись необыкновенно красочные,  залитые солнечными лучами пей¬зажи Клода Моне? Из дремлющего в нас родительского  подсознания, и в первую очередь из предчувствия любви. Это означает, что наши  инстинкты «знали» некогда яркое солнце,  «видели» красо¬ту земной колыбели. Любовь изначально ослепительно солнечна!
Клод Моне понимал, что красивые женщины не умирают, их чудный образ сначала парит над землей, а потом уносится в голубые просторы Вселенной.
95. Когда жена обрушивает на тебя залпы проклятий – держись гордо и мужественно, как генерал Скобелев в белом кителе и на белом коне под градом турецкой картечи. Рано или поздно супруга станет тебя уважать, если даже вы разведетесь.
96. У прославленного немецкого философа Фридриха Ницше была необычная сексуальная жизнь. Испытав в детстве извращенную интимную связь с родной сестрой, получив в юности сифилис от проститутки, он в 38 лет попытался создать платонический тройной брак со своей поклонницей Лу Андреас-Саломе и философом Паулем Реё. Их совместное проживание ради углубления и пропаганды теории «сверхчеловека» планировалась как чисто духовное, без всякого проявления чувственных страстей, содружество. Увы, психика Ницше не выдержала этих испытаний, и в результате он оказался в больнице для умалишенных, где и умер через 11 лет.
Секс позволяет удовлетворять половой инстинкт «по ту сторону добра и зла» (Ф.Ницше), дает возможность наслаждаться физической красотой вне морали и нравственности. Секс – это безличностная любовь на короткое время.
97. Можно ли требовать от человека неуклонного соблюдения норм морали, ес¬ли его поступки диктуются болезнью? Например, известно, что туберкулез обостряет сексуальную активность. Так стоит ли порицать Сару Бернар, Анто¬на Чехова, Максима Горького за их необузданные плотские забавы?
98. Художник Поль Гоген как-то отметил: «В Европе половые сношения – результат любви. В Океании любовь – результат половых сношений». Хлесткая фраза, достойная истинного диалектика вроде киника Диогена! Но в ней таится ядовитая ложь: секс и любовь все-таки разные вещи. Они в чем-то схожи, но глубоко антагонистичны по своей внутренней природе. Здесь примерно то же соотношение, как между льдом и пламенем, твердью земной и небесной, материей и Духом.
 99.Женщины так устроены, что верят в Красоту, а не в безобразное. Поэтому-то прославленная Со¬фья Ковалевская, первая в России женщина-ученый, профессор и член-корреспондент Петербургской академии на¬ук, отличилась на математическом поприще. И в самом деле, кто, кроме мужчины, способен принять на веру теорию Дарвина, будто бы мы произошли от обезьян?!
100.Французкский писатель Ги де Мопассан сказал: «Мир принадлежит сильным». Эту мысль нужно дополнить: «Любовь – удел мужественных и волевых». Слабым любить не дано.
Утонченный аристократ-скептик неизменно отзывается о женщинах «с оттенком насмешливой почтительности», - если воспользоваться словами Ги де Мопассана.
Слова Мопассана о «врожденном, бесхитростном изяществе» имеют прямое отношение к женственности – тому качеству, которое невозможно имитировать.
Для мужчины-солдафона женщина – не более, чем «орудие наслаждения», как считал Ги де Мопассан.
Мопассан называет проституток «привратницами любви». Этот образ емкий и выразительный, но неверный по сути: любовь – не профессия, это призвание.
Осквернив свое тело с развратной женщиной, творческий мужчина, тот же Ги де Мопассан, очищает душу для новых литературных свершений. Что-то похожее на русскую пословицу: не согрешишь – не покаешься!
Распутство Мопассана удивляло современников. Сейчас его, несомненно, называли бы сексуальным гигантом. Это был истинный Минотавр – могучий бык с человеческим телом. Понятно, что подобный образ жизни в те времена неминуемо приводил к дурной болезни. В один вовсе не прекрасный день писатель с горькой иронией воскликнул: «Аллилуйя, у меня – сифилис, и теперь я больше не боюсь его подцепить!» Наступил крах. После трех неудачных попыток самоубийства пришло безумие, а вскоре – преждевременная смерть.
101. Нужно быть великодушным и чутким человеком, чтобы прощать женщине отдельные подлости. Художник Ван Гог, которому сожительница-проститутка родила сына и которого вдобавок наградила гонореей, снисходительно заметил, что рожать детей куда больнее и тяжелее, чем ходить на прием к врачу-венерологу.
 К гению с уродливой  внешностью не прикоснется ни одна сколько-нибудь порядочная женщина. А если он еще и психически неуравновешен, вроде художника Ван Гога, - тем более. Этот экстравагантный непризнанный мастер кисти однажды отрезал себе ухо и послал его почтой проститутке, которая отказалась встретиться с ним.
102. Людям «высокой культуры сопутствуют не только тончайшие любовные материи, но и самые разнузданные глубины нравственного падения. С этой мыслью английского писателя  Оскара Уайльда нельзя не согласиться.
 Оскар Уайльд мечтал быть королем светского общества, а что получилось? Это был писатель средней руки, пылкий гомосексуалист и автор нескольких остроумных парадоксов. Потребовалась жизненная катастрофа и тюремный срок, чтобы в рафинированном джентльмене пробудился настоящий поэтический дар! Нет сомнения, что «Баллада о Редингской тюрьме» написана Оскаром Уайльдом кровью сердца. Но, выйдя на свободу, он вновь почувствовал вкус к легкомысленной счастливой жизни. Оптимиста сломить нелегко!
«Красота – это подарок на несколько лет», - утверждал Оскар Уайльд. Его скептический афоризм следует продолжить: «Зато Любовь – нетленна».
103. Зигмунд Фрейд знал о любви столько, сколько Эйнштейн о Вселенной. А много ли вселенских тайн раскрыл творец теории относительности? Крупицу!
104. Есть люди, которые стыдятся слова «любовь», они его не произносят даже тогда, когда испытывают это чувство. Одна из Моисеевых заповедей запрещает произносить имя Господне всуе – так и здесь. Священное нежное  чувство не нуждается в том, чтобы его обозначали фонетически. Женщине достаточно увидеть нежный взгляд, ощутить ласковое пожатие руки, услышать трепетное биение сердца мужчины, чтобы понять: он любит ее! Сдержанный, ироничный, образцово интеллигентный Чехов был именно таков. Как в жизни, так и в своих произведениях он говорил о прекраснейшем из человеческих чувств иносказательно, и вместе с тем предельно ясно.
Человек, который всецело отдает свои силы служению обществу и обрекает себя на безбрачие, становится иноком, не способным на жертвенную любовь к женщине. Это, как выразился А. Чехов, «монашество без подвига».
Для русского интеллигентного читателя трудно себе представить, что скромный, образованный доктор Антон Павлович Чехов обожал представительниц прекрасного пола. Он, как и плеяда французских писателей XIX века, был заражен «бордельной страстью», умело коллекционировал и классифицировал женщин. Он причислял себя, если воспользоваться его выражением, к «гастрономам и тонким знатокам блуда».
Чехов когда-то съязвил: «Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями…» А чем же, позвольте, ее украшать? Сорной крапивой или куриным пометом?
105. Легкомысленное опустошение собственного сердца в погоне за женскими юбками – путь к жизненному краху. Так был наказан преждевременной смертью французский композитор Клод Дебюсси.
106. Таких великих любовников, как Дон Жуан или Казанова, женщины обожали бы и лысых, с возрастом поблекших. Эту нехитрую сентенцию подтверждает пример известного итальянского писателя Габриеле д’Аннуцио, плешь которого была видна в 23 года, но который, тем не менее, до своей кончины в возрасте 75 лет пользовался неизменным успехом в дамском обществе.
107. Карлик с необыкновенно большим детородным органом, пьяница, разврат¬ник, сифилитик - и в то же время знаменитый французский художник. Это портрет Анри де Тулуз-Лотрека.
 108. Испанский философ Мигель де Унамуно утверждает, что «любовь женщины по самой сути своей вечно сострадательная, материнская». В корне ложное представление. Такой она становится лишь тогда, когда превозмогает плоть и делается духовной. Нужен длительный период нравственного взросления, чтобы ей освободиться из плена чувственных страстей.
Мыслящий индивид мечтает о том, чтобы его сознание было универсальным, всеобъемлющим, не зависело от капризов бренного тела. Поскольку реальная жизнь не предоставляет подобных возможностей, он начинает мечтать. Так рождается философская абстракция – Абсолютный Разум. Похожий процесс экстраполяции происходит и в душе любящего человека: он хочет, чтобы его возвышенное чувство приобрело вселенские масштабы.  Мигель де Унамуно приходит к похожему умозаключению, когда говорит: «…Из любви произрастает Бог». К этим словам нечего добавить!
Истинно любящий человек ищет и обязательно находит в предмете своего преклонения ту Божественную искру, которая может скрываться под пеплом недостатков и пороков. Это по сути дела материнская любовь, для которой дитя, невзирая на ущербность души и тела, дороже всего на свете. Поэтому нельзя согласиться с Мигелем де Унамуно, утверждавшим, что «любовь с неистовством ищет в любимом чего-то превыше него, а не находя, отчаивается».
Способность живых организмов к размножению испанский философ Мигель де Унамуно определил как «инстинкт увековечивания». Мысль совершенно справедливая, но лишь с биологической точки зрения. Неужели человеческая любовь только для того и существует, чтобы на свет появилось потомство? Неужели в ней нет возвышенного, эстетического, преобразующего мир начала? Конечно же, есть! Духовная любовь выше физиологии.
 По мнению Мигеля де Унамуно, чувственная любовь соединяет тела, но разъединяет души партнеров. Это мрачное утверждение справедливо только отчасти. Ведь вера в Бога, склонность к уважению, добру и милосердию, невзирая на интимную близость, крепче цемента скрепляет души возлюбленных.
Вера в Бога преобразует телесную любовь в духовную, - настаивает испанский философ Мигель де Унамуно. Правильная мысль, однако следует добавить: без веры в человека эта метаморфоза немыслима.
109. Несмотря на прогресс медицины, всевозможные контрацептивы не дают стопроцентной гарантии от нежелательной беременности. Однако есть старый, проверенный способ контроля над деторождением, который изобрели родители писателя-фантаста Герберта Уэллса: они стали спать в разных комнатах!
110. У несдержанных мужчин обет безбрачия порою переходит в обеды и пиршества с молоденькими девушками, что не раз случалось с борцом за независимость Индии Махатмой Ганди. Испытывая силу воли в интимных отношениях с женщинами, лидер нации время от времени терял над собой контроль...
111. Редкая форма сексуального отклонения, «ангелизм», была присуща французскому писателю Андре Жиду. Смысл этой аномалии в том, что человек не может иметь интимных отношений с теми, кого обожествляет. Так, впервые познакомившись со своей 15-летней кузиной Мадлен, юный Андре наделил ее в своем воображении всевозможными добродетелями и достоинствами. Через долгое время, когда писателю исполнилось 47 лет, он все же вступил в брак с Мадлен Рондо, однако, не имел половых контактов с ней вплоть до ее смерти в 1938 году. При этом следует заметить, что Андре Жид вовсе не был девственником. Он имел множество гомосексуальных связей, а также и гетеросексуальную с женщиной по имени Элизабет ван Риссельберг, от которой у него родилась дочь.
Андре Жид так написал в своем дневнике: «Никогда я не наслаждался жизнью больше и никогда вкус жизни не казался мне более сладким». Это было сказано писателем после того, как юный Мишель ответил взаимностью на его любовь. Типично женское мироощущение мужчины-педераста.
112. Григорий Распутин достиг ступеней царского трона благодаря целому ряду необычных качеств, одно из которых – невероятная сексуальная энергия – сделало его скандально известным. По воспоминаниям дочери Марии, половой член отца был диной в 32 сантиметра. Последователь секты хлыстов, «святой старец» привнес в православие элемент сексуальности, совершенно чуждый христианству, и преуспел в этом. Тысячи неграмотных крестьянок и просвещенных дам по всей России начали грешить, чтобы затем покаяться.
113. Однажды вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин изрек: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вероятно, ему довелось посетить порнозал!
114. Наслаждаясь блистательной прозой Марселя Пруста, трудно представить себе грязную изнанку души прославленного писателя. Его сексуальные извращения бьют все рекорды изощренности. Так, он был постоянным клиентом собственного мужского публичного дома в Париже, который посещал с завидной пунктуальностью. Его партнеры – лакеи, кучера, забойщики скота, телеграфисты – отнюдь не блистали умом, зато знали толк в «голубой» любви. Когда половой акт не налаживался, Прусту ставили на кровать клетку с голодными крысами. Зрелище битвы озлобленных грызунов друг с другом невероятно возбуждало автора цикла романов «В поисках утраченного времени». Для получения оргазма ему требовались необычные эмоции.
По признанию Марселя Пруста, он никогда в жизни не любил женщину, разве что духовно. Это сближает его с Петром Ильичем Чайковским. Великих художников объединяет трагедийность судьбы и какое-то проклятие Рока, устрашающее одиночество и безысходный пессимизм. Зная о своей сексуальной ущербности, они панически боялись презрения общества, и это делало их жизнь невыносимой.
Марсель Пруст совершенно прав, когда утверждает, что гомосексуалисты – это «изгои, составляющие, однако, мощную силу». Они, анархисты в сфере нравственности, внесли внушительный вклад в культуру и философию.
Марселя Пруста и Петра Ильича Чайковского сближает творческое горение духа и гомосексуальные наклонности, которые оба тщательно маскировали. Писатель прожил 51 год, композитор – 53. Неудивительно, что обоих постигла безвременная кончина: трудно дышать в атмосфере вечного страха, с неизбежной оглядкой на пресловутое «общественное мнение».
115. Безумная ревность неаполитанца Энрико Карузо едва не довела его до настоящего сумасшествия. После 45 лет он часто упрашивал горячо любимую жену Дороти, чтобы она стала «очень-очень толстой, чтобы ни один мужчина никогда бы на нее даже не посмотрел». Прославленный певец оставался ребенком, для которого супруга была самой любимой игрушкой!
116. «Бог есть любовь», она же есть «сила Божия» – эти определения религиозного философа Семена Франка раскрывают диалектическую сущность лучшего человеческого чувства. Мы объективно одарены зерном Истины и субъективно стремимся вырастить из него чудесное древо земной всеобъемлющей Любви.
Если принять на веру утверждение Семена Франка, что человек – это «сосуд Божий», то и любовь дарована нам свыше. В этом смысле прекраснейшее из чувств является Небесной энергией, которая питает наше сердце и дает надежду на счастье.
Наличие в материальном теле человека Божественной искры является первейшим признаком того, что он уже сформировался как личность. Тогда он готов к любви – умению понять, простить и приласкать партнера. Это уже Богочеловеческое качество! Примерно такую концепцию выдвигает Семен Франк, и она существенно отличается от платоновской. Античный мыслитель полагал, что эротическое влечение переходит в любовь к Красоте, Добру, Истине, а уж затем к Богу. Платоновская вертикальная пирамида умозаключений направлена русским философом внутрь человека, в его глубинную сущность.
Любовь – это «проявление Божественного первоисточника жизни», если воспользоваться удачным определением Семена Франка. Бог наличествует в каждом из нас, равно как все мы – в Нем. Эта философская абстракция наполняется конкретным, зримым смыслом, если под словом Творец мы будем подразумевать Любовь.
117. Любовь говорит на двух языках – «языке земном и языке небесном», о чем пишет русский художник Николай Рерих. Ее корни уходят глубоко в землю, а крылья поднимают нас в небо.
118. Для робкого юноши женщина, как говорит писатель Томас Манн, «и слишком плоха, и слишком хороша». Его смущает ее доступность и недосягаемость, ее земная походка и небесная красота.
119. Глядя на портрет председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, трудно прийти к другому выводу: старый потаскун со взором похотливого козла, любитель актрисок и старшеклассниц!
120. Американская танцовщица Айседора Дункан пронеслась в пространстве жизни быстрокрылой птицей. И никто из мужчин не смог ее приручить.
Любопытно признание Айседоры Дункан: «В своей жизни я руководствовалась всего двумя мотивами – Любовью и Искусством, и часто Любовь уничтожала Искусство, и часто повелительный зов Искусства клал трагический конец Любви. Ибо между ними не может быть согласия, а может быть только постоянная борьба». Не избежит этой драматической коллизии ни одна творчески одаренная женщина!
121. По свидетельству соратников, Сталин однажды высказался так: «Месть – это блюдо, которое надо кушать остывшим». Юмор восточного деспота! Месть – это такое блюдо, которое нельзя есть ни горячим, ни холодным.
Как и Наполеон, Сталин не желал даром терять время, вступая в интимную связь с любовницей. Он требовал, чтобы та скорее раздевалась и ложилась в постель. Вот свидетельство актрисы Веры Давыдовой: «Хочу видеть тебя голую при свете. Не надо стесняться. Ты обязана мне во всем помогать. Что ты сидишь, как истукан?! Мы зря теряем драгоценное время…», - вымолвил Сталин при их второй встрече. Для вождя время – не деньги, время – власть!
122. Кажущаяся незначительность будничных женских дел в действительности не смешна. Много ли теорий создал бы великий физик Эйнштейн, случись ему самому топить печь, стирать белье, готовить обед?
Еврею Эйнштейну довелось жениться на сербке Милеве Марич: их брак оказался неудачным! Затем Эйнштейн женился на своей родственнице: на этот раз брак был удачен, но, к несчастью, их сына Эдуарда поразила душевная болезнь! Судьбу не проведешь!
123. Всякий знает, что в мире нет ничего совершенного. Александр Блок спал с десятками женщин, однако писал стихи о Прекрасной Незнакомке. Да и Гюстав Флобер, непревзойденный мастер пера, однажды высказался так: «Все женщины, которые у меня были, служили мне как бы матрасом, на котором я овладевал женщиной моей мечты…»
Русского Орфея Александра Блока связывала с врубелевским падшим ангелом трагедия духа. Он, певец возвышенного чувства не мог любить земных женщин. Кто знает, сколько насмешек и язвительных уколов он выслушал в свой адрес от нимф плоти? Обывателям не понять величия и гордого одиночества гениального поэта.
Публичный дом – это блевотное болото, куда не стеснялся захаживать такой рафинированный эстет, как Александр Блок.
Блок воспевал Прекрасную Незнакомку. С прискорбием приходится констатировать: какая только ересь не примерещится мужчине в состоянии сентиментального бреда!
124. Как злословили современники, первыми гонорарами начинающего 14-летнего художника Пабло Пикассо были бесплатные услуги шлюх борделя, который он расписывал своими фресками. Обозревая его дальнейшую судьбу, нельзя не заметить, что проституирование искусства стало творческим кредо мастера.
Шлюхи для гениального художника Пабло Пикассо были своего рода шлюпками, с помощью которых он бороздил пенистое море жизни.
Пикассо в общении со своими любовницами отличался редкостной беспардонностью. Не случайно русские художники, с которыми он изредка общался, именовали его не «Пабло», а несколько иначе, поменяв букву «б» на «д».
Прославленный испанский художник Пабло Пикассо однажды в сердцах бросил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать о женщинах». Имелась в виду его очередная любовница Франсуаза Жило, которая успела родить ему двух детей, но не выдержала его крутого нрава и сбежала. Пикассо страдал от хронического многоженства, поскольку имел и других детей от двух женщин. Он презирал слабый пол, поэтому неудивительно, что не испытал настоящего семейного счастья.
Пабло Пикассо имел привычку содержать несколько любовниц одновременно. Он стравливал их между собой, как, впрочем, и со своими законными женами! Может ли мерзавец быть великим ходожником?
Странно, что Пикассо был избалован поклонницами. Любая нормальная женщина, увидав свой портрет, на котором глаз почему-то расположен на боку, а нога – на плече перестала бы здороваться с этим карикатуристом. Не так-то было: возлюбленные мэтра млели от восторга и лепетали что-то о его гениальной кисти!
Пабло Пикассо с презрением относился к морали. И в жизни, и в живописи он был садомазохистом!
У каждого мужчины есть представление о некоей идеальной женщине. Однако реальный мир не лишен недостатков, поэтому конкретные представительницы прекрасного пола имеют некоторые изъяны. В первом пылком порыве любви их поначалу не видишь, зато потом они явственно проступают. Нечто похожее высказал Пабло Пикассо, когда бросил фразу: «Для меня существует лишь два типа женщин – «богини и тряпки для вытирания ног». Несложно догадаться, что великий художник имел в виду начало и конец любовных отношений.
Гениальный Пикассо смешивал краски своих абстрактных полотен со спермой духовности.
Знаменитый художник Пабло Пикассо, каталонец по крови, частенько говаривал так: «Мы, испанцы, - это месса утром, коррида после полудня и бордель поздно вечером». Применительно к нам эта фраза могла бы звучать так: «Мы, русские, - это похмелье по утрам, 8 часов работы вполсилы, вечером – компания собутыльников, а вместо публичного дома – головомойка от разгневанной жены».
Неимоверное количество женщин имеют, как правило, миллионеры и нищие. Почему? Да потому что ни тем ни другим не грозит разорение. Богач Пабло Пикассо и бедняк Поль Гоген – лучшее подтверждение этой малоутешительной истины.
125. Итальянский дуче Бенито Муссолини был настоящим мастером «быстрого секса». Он крайне редко оставлял женщин на ночь, предпочитая молниеносный половой контакт с ними на подоконнике или ковре в своем кабинете. Как и Наполеону, ему постоянно не хватало времени, так что интимная связь превращалась в обычную случку.
 126. Садисты порою трогательно сентиментальны. Гитлер, например, обожал свою овчарку и ненавидел евреев.
Некоторые мужчины договариваются до того, что предлагают решать женский вопрос так же, как Гитлер решал еврейский. К чести женщин, они не грешат подобным экстремизмом, справедливо полагая, что пьяницы, бездари и тунеядцы вымрут сами по себе.
Дай Бог каждому такую женщину, которая сумела бы разделить трагическую участь супруга, как это сделала самоотверженная Ева Браун. Она приняла яд вместе с Адольфом Гитлером.
127. Марина Цветаева безраздельно отдавалась поэзии стиха и поэзии любви. В чем она больше преуспела – это вопрос!
128. Кокетка непременно держит «на прицеле соблазна», как выразился американский прозаик Генри Миллер, несколько мужчин. Расчет вполне здравый: уйдет один, под рукой есть другие кандидаты!
129. Матушка-тюрьма – это не всегда горе и трагедия. Скольким людям узилище помогло стать на ноги, сделаться личностью. Например, Владимир Маяковский именно в Бутырке начал писать стихи, и отобранную надзирателями тетрадку считал началом своей литературной работы.
Владимир Маяковский с революционной страстью любил Лидию Брик и столь же революционно застрелился во имя новой любви! Маяковский – поэт пламенных вселенских чувств, крепких и восторженных объятий мира, человек-копье, человек-стрела, человек-пуля, цель которой – небытие!
Порой агрессивность человека выступает противовесом его собственного безволия. Воинственный пролетарский поэт Владимир Маяковский, трибун революции, практически до конца своих дней оставался рабом женщины.
Маяковский был большим острословом и насмешником. В одном из писем 1918 г. встречается такая убийственная характеристика: «Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты. Лева, конечно, не мужчина и не женщина». Речь идет о Льве Гринкруге, близком друге странной «семьи» Маяковского и Бриков, Осипа и Лили. Гринкруг, служивший в банке, принадлежал к немногочисленным в России потомственным дворянам-евреям (поскольку его отец получил за русско-турецкую кампанию 1877-1878 гг. орден Св.Владимира), и нередко ссужал своих приятелей деньгами.
130. Легендарный директор ФБР Джон Эдгар Гувер строил из себя святошу, но при этом обожал использовать грязненький сексуальный компромат против своих политических врагов. Так, он раздобыл против Анджелы Дэвис фотографии, на которых знаменитая американская коммунистка предавалась любовным забавам, а Мартина Лютера Кинга, пастора, проповедника и борца за права негров, уличил во внебрачной любовной связи. Удивительно, что после смерти самого Гувера каких-либо компрометирующих документов на этого «серого кардинала» не обнаружили.
131. Знаменитый русский поэт Сергей Есенин был одержим плотскими страстями, и это лишило его способности любить.
Мужчины-параноики, избалованные женской лаской, не в силах оставаться наедине с собою. Таким был Сергей Есенин. Не в этом ли секрет его трагической преждевременной смерти?
Баловень Судьбы Сергей Есенин повесился в тридцать лет. Не слишком ли часто он испытывал ее терпение, коль та от него отвернулась?
132. Сталинский сатрап Андрей Жданов как-то язвительно бросил в адрес поэтессы Анны Ахматовой слова: она, дескать, то ли монахиня, то ли блудница. Партийный идеолог в чем-то был прав: едва ли не каждая женщина – это инокиня, готовая согрешить.
133. Актриса Фаина Раневская высказала мысль, что есть каста не в меру прямолинейных женщин, которые «стыдятся богатства». Таким нигилисткам впору делить ложе на гвоздях с революционером Рахметовым, а не носить драгоценности.
134. Большинство людей служат культу жизни и поклоняются любви. Но есть среди них монстры, которые стали жрецами смерти. Их идолы – ненависть, ожесточение, страх и вражда. Один из таких уродцев – французский экономист, философ, нумизмат, эротический беллетрист и поклонник маркиза де Сада Жорж Батай. Его творение «Аллилуйя. Катехизис Диануса» – сплав богохульства с порнографией, циничный плевок в адрес человеческой морали.
135. Когда женщина-политик (например, Голда Меир) рассуждает о войне, об убийстве – это вызывает шок у мужчины. Это не ее дело – посылать людей на верную смерть, быть человекорубом.
 Ситуация, когда бывшие возлюбленные остаются друзьями, позволяет завести массу полезных связей и сделать головокружительную карьеру как премьер-министр Израиля Голда Меир.
Редко бывают удачными браки двух великих актеров. Так, Алла. Тарасова и Москвин не познали счастья в совместной жизни. Лишь позднее «внетеатральное» замужество народной артистки СССР принесло ей удовлетворение.
136. Для людей с кипучим художественным темпераментом секс выступает в роли стимулятора для творчества. Женщины не играют в их жизни первостепенных ролей: любовниц слишком много, чтобы выделить одну. Это было характерно для Джорджа Гершвина, невероятно одаренного американского джазового композитора.
137. Американский писатель Эрнест Хемингуэй как-то заметил, что мужчина на склоне лет порою встречает «настоящую последнюю и единственную любовь». Неудивительно: он уже успел познать человеческие ценности в их истинном значении.


Рецензии
Ну прямо киносценарий.
Хоть сейчас подключай Михалкова.
Отменно.

Игорь Степанов Зорин   01.11.2012 11:27     Заявить о нарушении