Горихвостка. Удивительное рядом

"Каждый охотник и рыбак по природе еще и наблюдатель за ней. "

Все началось в прошлом году в июне.  Наконец руки  дошли до вентиляционного отверстия  на даче. Его уже давно пора было закрыть  решеткой.  Каково же было мое неподдельное удивление, когда поднявшись по приставной лестнице,  я увидел сотканное гнездо,  из которого несколько желтых широко открытых ротиков  были устремлены вверх. Да, придется пока отложить установку решетки. И с этого момента я стал наблюдать за гнездом.
 В первый мой подход к гнезду я даже не заметил как у меня за спиной и в самой близости от гнезда кружили какие-то птицы. Позже я эту картину наблюдал многократно. Еще я заметил, что напротив на проводах как на дежурстве сидели какие- то птички очень похожие на воробьев и по их суете при моем  подходе к гнезду чувствовалось их неравнодушие.
  В начале августа не было ни птенцов, ни их родителей,  любивших сидеть рядом на проводах, и решетка была поставлена. Гнездо было достаточно глубокое, чистое, аккуратное, какое-то теплое, жалко было его выбрасывать просто так, и я его вынес подальше в лес, а вдруг кому-то пригодится.
 В текущем году впервые получилось заменить двухдневных визиты на дачу постоянным летним проживанием,  частично  перетрансформироваться в своеобразный бэкофис с периодическими заездами в Киев. Это позволило системно наблюдать за окружающей дачной природой. Первоначально были замечены птички с кремнево-желтыми хвостиками, которые периодически залетали на участок и тут же улетали. Вид их, при детальном рассмотрении, был необычен и поражал своей неброской красотой и грациозностью. Дальнейшие наблюдения привели к невероятному результату -  в углу навеса было гнездо и птицы его оберегали.
 При подходе к гнезду начинался невероятный хоровод этих двух птичек, и я просто спешил уйти из этой зоны. Потом привез бинокль и стал наблюдать за гнездом с веранды. Пара не знакомых мне птиц, никто и из близких и соседей не мог их идентифицировать, высиживала потомство. Одна какое-то время сидела на гнезде, а вторая все время барражировала рядом. Улучив момент их отсутствия, я быстро через зеркальце просмотрел гнездо и увидел два небесно-голубых маленьких яичка. Поиск в Интернете не дал ясного понимания об этом семействе. Затем пара родителей начала непрерывно носить в гнездо маленьких червячков. Значит, детеныши вылупились, с радостью подумал я. Птицы осмелели, меньше стали обращать на нас внимания и даже позволяли близко подходить к гнезду. Одна птица из пары продолжала восседать на гнезде и ее можно было видеть  на нем с утра, днем и под вечер. Это оказалась самка. А самец был в непрерывном поиске червячков, посещая плодоносящие деревья.
 Очень интересную картину  кормления наблюдал я в бинокль. Подлетает родитель к гнезду с червячком в клюве и  наклоняется к желторотику. Желторотик жадно отрывает наружную часть червячка и успокаивается. После этого клюв родителя раскрывается и другому желторотику отдается вторая половина червяка. Эту операцию я наблюдал десятки, раз и никогда не мог остаться равнодушным к увиденному.
  Уже сжившись с этим маленьким чудом природы, все мы волей-неволей стали более внимательно смотреть на привычные окружающие картины и порой другими глазами. Почему-то активизировались проходы  рядом с гнездом соседских и других совершенно незнакомых котов. В момент вылета молоди из гнезда, а я в тот момент мог только догадываться что дело идет к этому, активизировалась ситуация в окружающем воздушном пространстве. Сначала вороны сбивались в стаи над нашим и другими  участками и как-то странно расходились под непрерывный птичий крик со всех окружающих уголков. Потом появились коршуны и еще какие-то живописные птицы, которых до этого просто не было. Даже по внешнему виду было понятно, что вся эта хищная живность нацелена на выводки, которые вот – вот станут на крыло. Одним словом обстановка была достаточно нервная. Тем не менее, на следующий день гнездо было пустое и я порадовался за эту птичью семью с надеждой, что все птенцы благополучно улетели и целы. По моим подсчетам около двух недель понадобилось этим маленьким деткам для самостоятельного вылета. Фантастика. Из таких малюсеньких до полутора сантиметров яичек  за две недели появилась жизнь и уже через столько же времени они стали практически самостоятельными. Один иркутянин поведал мне о  премудростях природы Забайкалья. У нас пробуждение в природе начинается в мае, рассказывал он, но все распускается так быстро, что мы за счет такой скорости догоняем Европу и в какой-то момент не чувствуем никакой разницы. Возможно, птенцы находятся в таком же положении, когда нужно в кратчайшие сроки стать на крыло и войти во взрослую жизнь. Так на самом деле вероятно и получается.
  Буквально через несколько дней я увидел на гнезде наседку в виде той же птички сзади которой оживал и все время менялся по высоте контур ее хвостового оперения. Тут уж я серьезно засел за компьютер и начал разбираться. Оказалось что это горихвостка, прилетевшая к нам  на теплое время из Африки. В период весенне-летнего периода она делает две кладки яиц.
 На этот раз в гнезде было уже четыре яйца. Самка несколько раз в день отлучалась, вероятно, на кормежку. Самца, а он более яркий с белесыми полосками на макушке, возле гнезда видно не было. Самка стала как-то спокойнее, видно привыкла к нам и никуда не улетала даже когда мы играли в настольный теннис на столе стоящим под этим навесом, в углу которого и  было гнездо. Не боялась она и фотоаппарата, который я приставлял почти к самому гнезду.
 Где-то после десяти дней высиживания яиц я заметил на крыше соседней дачи, а потом и на различных подступах к гнезду самца в позе наблюдателя. Похоже, он страховал самку во время ее кратковременных отлетов на кормежку. Это дало мне возможность заглянуть в гнездо в очередной раз. Вместо четырех яичек в гнезде лежал единый комочек из темной шерстки, и  что-либо распознать было просто невозможно.  При следующем подсмотре удалось рассмотреть  желтые вверх смотрящие клювики. После этой картины я перестал заглядывать в гнездо, чтобы избежать  у малышей стресса. Так мне рекомендовала знающая женщина.
 До постановки птенцов  на крыло просматривалась четкая ежедневная система в поведении пары. Утром самка вылетала на кормежку, самец следил за гнездом из удобного места, а птенцы спали, завернув головки под крыло. Это я понял по тому, что их клювиков не было видно. Кормежки у самки были еще днем и под вечер, птенцы в это время опять спали. Самка, вылетая на промысел,  выносила из гнезда то светлые, то темные мелкие предметы. Я понял что она, таким образом очищает гнедо, ведь когда выводок в прошлый раз покинул гнездо там не было ни скорлупы и никаких других предметов.
  Приближение вылета опять угадывалось по поведению кошек и хищных птиц. Самец занял дежурную позицию ближе к гнезду, а в последние дни сидел на гнезде и вид у пары был какой-то грустный. По моим подсчетам птенцы высиживались уже не менее двенадцати дней и, после продолжительного дневного отсутствия родителей, я решил заглянуть в гнездо. Каково же было мое удивление, когда на дне я увидел одного не выжившего и довольно уже крупного  птенца.
 По - другому я понял сидение на гнезде самца. Пара попеременно в течение последних двух дней непрерывно высиживала мертвого птенца ожидая, когда он проснется....   А может здесь  дело и в другом, но это останется уже загадкой.
 Вокруг нас последнее время селится много горихвосток, они радуют глаз, у них интересное пение, они добрые. Я бы ничего этого не заметил, если бы они не свили рядом свое гнездо. Спасибо им за это и все мы будем ждать новый ваш прилет на гнездовье в следующем году.
 Краткая справка. Горихвостка, обыкновенная горихвостка, лысушка (лат.Phoenicurus phoenicurus; от гореть и хвост.) — небольшая певчая птица из семейства мухоловковых, отряда воробьиных.  Размер 10—15 см. Окрас хвоста и брюшка — насыщенно-рыжий (отсюда название), спинка серая и иногда белый лоб. Самки обычно более бурого цвета. Обитает в лесах, лесопарках и реже в лесостепях. Питается преимущественно насекомыми, иногда (в холодное время) ягодами, поэтому прилёт и отлёт горихвостки напрямую зависит от наличия корма. Ближе к апрелю, когда становится тепло, птицы постепенно заселяют свои участки. В это время они поют весь световой день и даже ночью. Песня у них очень чистая и красивая, но поют они мало. В начале июля их уже почти не слышно. Линька птиц приходится на июль — август. В конце августа - начале сентября улетают на зимовку в Африку и Южную Аравию.

 

 


Рецензии