Предчувствие гражданской войны

Если народ не сдается, его уничтожают
.....

Иногда я знаю будущее. Но чаще мне кажется, будто я знаю его. А оно оказывается совсем иным. Поэтому не относитесь к моим словам как к пророчеству. Возможно, все еще обойдется. Хотя сам я в это не верю. Дело не в том, что я видел это. Дело в том, что я слишком редко ошибаюсь. Намного реже, чем мне бы хотелось.

Когда слишком много работаешь с людьми, узнаешь их по-настоящему. Нет, они не плохи. Не звери, не изверги, не чудовища. Они по-своему прекрасны, загадочны, и полны глубокого и таинственного внутреннего света, природа которого заставляет трепетать мое сердце. Но они способны стать хуже чудовищ. В любой момент.

Я знаю, что в каждом из нас живет зверь. И если говорить точнее, он там не один. Я знаю своего внутреннего зверя, я встречался с ним, и мне удалось подружиться и приручить его. Не скажу, что это было легко. Но я видел, как чудовища пробуждались в людях. Видел, что они совершали. И многие из вас видели.

Видели, но хотели бы забыть. Потому что слишком тонкая грань отделяет их от нашего сознания. Слишком слабы прутья клетки. Их сила бесконечно могущественнее нашей. И когда она вырывается на поверхность, наш разум ничего не может сделать. Он не хозяин в доме, который привык считать своим. Это не его дом.
.....

Если живешь долго, узнаешь, как изменчив мир. События, когда-то казавшиеся мне совершенно невероятными, случались за считанные годы, а иной раз за дни. Рассыпались великие империи, менялись общественные нравы, а то, о чем не смели мечтать поколения людей, становилось обыденной реальностью.

Не все из этих перемен были приятными. Но некоторые были, безусловно. И я никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что раньше трава была зеленее. Нет. У каждого времени своя трава. И свой цвет неба. Но сейчас я знаю, что он может стать красным. И нам всем это очень не понравится. Тем из нас, кто останется жив.

Потому что, когда вы прожили долгую жизнь, и большую ее часть изучали повадки людей, то многие события вы можете почувствовать задолго до их наступления. По смутному, явственному лишь для вас запаху. Вы знаете, когда прыгнет зверь. Знаете, когда он изготовился к атаке. И тогда вам остается только бежать.

Сейчас я чувствую его запах. Сладкий запах разбуженных чудовищ. Я чувствую запах грядущей гражданской войны. Слишком многие ждут ее. Слишком многие боятся ее. Слишком многие верят в нее. И слишком, слишком много накопившихся в нашем обществе и в наших умах проблем может быть разрешено только ей.
.....

Общественное противостояние, свидетелями и участниками коего стали многие из нас в последние месяцы, набирает обороты. Мы не можем остановить катящийся камень. А если бы даже могли, то не хотим. Не хотим и не будем. Потому что нам всем это нужно. Нужно было столкнуть его, и увидеть, куда он нас приведет.

Происходящее сейчас в моей стране часто называют холодной гражданской войной. С каждым днем все чаще и чаще. Слова, пол года назад брошенные как шутка, на глазах облекаются в плоть. И все больше людей хочет облечь их в мясо и кровь. Слишком велика цена, слишком сильны страсти, и привлекателен приз.

Неустранимый конфликт интересов, неотвратимой логикой своей толкающий нас к войне, много глубже лежащих на поверхности коллизий. Это не противоборство политиков и не борьба амбиций финансово-промышленных групп. Не игра спецслужб. И даже не противостояние государства и гражданского общества.

Это конфликт двух направлений времени. Двух неодолимых сил, пронзающих собой мозг каждого из нас. И проникающих в каждую пору общественной жизни. Это борьба между движением по кругу, и стремлением вперед. Линейное время против циклического. Изменение против вечного вращения. Революция против покоя.
.....

Вечное возвращение несет нас по кругу во времена и события, давно нами пережитые. Ничто не меняется, но предстает перед глазами вновь, как в заколдованном сне. За миром идет война, за революцией – грызня в стане победителей, репрессии, застой и развал. И так снова и снова, без конца и края.

Мир тем временем летит в будущее невозвратимою стрелой. И не планирует ждать опоздавших. Отставших от паровоза пожрут неотступно следующие за ним волки. Их много, они голодны и не знают жалости. Те, кто понял это, не хотят гулять по кругу. У них нет времени. Их путь рядом со всем миром.

Те, кто привык гулять кругами, словно заключенные на прогулке в огромном концлагере, не видят будущего. Единственное будущее для них это прошлое. Прошлое великой красной империи, или более давнее прошлое коронованных царских орлов. Прошлое, где единственный европеец в стране, это государство.

Там есть покорные холопы, счастливые участью. И господа, мчащие средь расступившейся толпы под завывание сирен. Там ваше место определено рангом во властной вертикали, либо близостью к ней. Там ваша жизнь ничего не стоит, там закон это воля господина, а свобода это рабство и труд. И я не хочу туда.
.....

Я хочу в будущее. В то будущее, где каждый сам определяет для себя, кто он, и зачем он. Будущее, где ни царь, ни бог, ни воинский начальник не стоят за плечом, не читают твои письма, и не пишут их за тебя. Будущее, где лишь от тебя зависит, что ты сам сделаешь своей религией и национальной идеей.

Слишком многие хотят туда вместе со мной. И слишком многие хотят жить в вечном возвращении. Вышло так, что сила наших желаний велика. И она растет с каждым днем. Но, к сожалению, у нас с ними одна страна на всех. И значит, нам придется ее делить. Потому что ужиться вместе мы уже никак не можем.

Одна часть страны с надеждой смотрит на запад. Другая взирает на восток. Очень скоро их пути разойдутся навсегда. Азия останется в Азии, Европа соединится с Европой. Но по линии раздела может пролиться много крови. Она идет не по Уральским горам. Она в каждом городе. В каждой семье. В каждом сердце.

Так сердце каждого из нас постепенно впускает в себя эту мысль. Я знаю, я видел не раз, как мысли и желания, недавно казавшиеся безумными, исподволь овладевают человеком, день за днем меняя его повседневную реальность. Это путь в один конец. И я не хочу, чтоб мы прошли по нему до конца всей страной.
.....

Я не знаю, будут ли воюющие стороны применять оружие массового поражения против мирных городов. Но я знаю, что во многих головах неизбежно появится такое желание. И оно будет очень сильным. Это не потому, что люди свирепы, безумны и злы. Они хороши и добры. Просто, так работает их голова.

Еще я знаю, что военные уже сегодня имеют возможность нанести ядерный удар по любому из собственных городов. Втемную, не ставя в курс исполнителей. Ни один из них не будет знать, куда и зачем пошла ракета. Просто не раздумывая исполнят шифрованный приказ. Их так учили. И учили хорошо.

И еще я знаю, что военный сценарий, предусматривающий антиправительственный мятеж в одном из крупных городов страны, с высадкой там иностранного десанта, и последующим нанесением по нему ядерного удара, исследовался и разыгрывался на военно-штабных играх еще в годы красной империи.

И сегодня у меня есть веские основания полагать, что эти планы не уничтожены и не забыты. Более того, одна из военно-штабных игр по такому сценарию была разыграна совсем недавно. Возможно, меня ввели в заблуждение. Но это тот случай, когда я предпочту прослыть болтуном, нежели пророком.
.....


И на случай, если все в нашей стране, не дай бог, пойдет именно так. Уходите из городов. Уходите сразу, как только запахнет порохом, и не ждите чудес на свою голову. Потому что это будут очень страшные чудеса. По-настоящему страшные.


Рецензии