Занимательная психология

Эту фамилию запомнил еще с малых детских лет.Постоянно замечал ее любопытным взглядом на театральных афишах.
«Лев Бендиткис. Психологические опыты».  Именно так рекомендовала его реклама.


Никогда не видел "психологических опытов" и прочих чудес ни Бендиткиса, ни его собратьев по цеху М. Куни и В. Мессинга. Хоть и был весьма про них наслышан и даже начитан.

Таки столкнулся.

***

Начало 80-х. 
Я - дознаватель 31-го отделения милиции.

С утра получаю материал о хулигане. Вместе с задержанным, с вечера ожидающим меня в «аквариуме» (он же "обезьянник", он же "бункер", он же "пердильник", т.е. "помещение для задержанных" - прим. авт).
Объяснения очевидцев из винного магазина. «…зашел…, ...требовал водки…, ...нецензурной бранью…, ...не реагировал…, ...ударил…, ...разбил…».

«Русский стандарт».

Объяснения задержанного нет. Справка задерживавшего сотрудника о пребывании клиента в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Попытка творческой беседы с задержанным пресекается последним в зародыше. Едва я перешагиваю порог помещения для задержанных. 

- Менты козлы! Ты дознаватель? Ну и пошел ты отсюда на х**, дознаватель! Сосешь ты х**, дознаватель! Выпускай меня отсюда. Прав не имеете держать! Су-у-у-к-и-и-и!!.......

Протяжный вопль обрывается захлопнутой дверью «обезьянника».

Возвращаюсь в кабинет с твердой уверенностью в необходимости обязательного привлечения придурка по 206-й, часть 2 (злостное хулиганство по "тому" УК, до пяти лет - прим. авт). Да еще и с обязательной посадкой.
Поскольку злодей сидит еще с вечера и просто так держать его в узилище мы действительно особого права не имеем, форсирую оформление нужных докуметов.

***

Так в дверь стучатся только очень авторитетные люди. Громко и редко.

- Разрешите? - и тут же, не дожидаясь разрешения, - мне очень нужен Юрий Михайлович.

Бархатный баритон. Благородная седина. Высокий рост. Худощавое телосложение. Дорогие костюм, сорочка и галстук. С высочайшим достоинством, не дожидаясь приглашения, но и без хамства, усаживается передо мною на стул для посетителей, укладывая на колени аккуратный сверток, перевязанный ленточкой.

- Моя фамилия - Бендиткис. Лев Бендиткис, - следует небольшая пауза для проверки  «на вшивость» в части моей осведомленности в людях искусства.

- Очень приятно, Лучинский. Не видел ваших выступлений, но знаю фамилию по афишам.

- Прекрасно, Юрий Михайлович. Тогда я хотел бы перейти сразу к делу.

Последнюю фразу обаятельный старый нахал произносит, слегка грассируя. И с классическими интонациями, принятыми в кухонных еврейских анекдотах. Очевидно хочет достигнуть со мною максимальной близости и взаимопонимания.

...Десятые друзья через двадцатые уста довели до сведения артиста оригинального жанра, что у тридцатой знакомой то-ли дворничихи, то-ли пивной продавщицы, то-ли муж, то-ли сын, сволочь, конечно, хорошая, залетел по пьянке где-то в Автово.
Тот самый, которого я собираюсь срочно сажать.

Бендиткис примерно так мне все и рассказывает.
Откровенно. Даже не пытаясь придать какое-нибудь значение личности сидящего в камере придурка. И не обозначая себя, близким ему человеком.

- Я все прекрасно понимаю, Юрий Михайлович! Я бы сам на вашем месте его посадил бы в тюрьму. И надолго. Но… я вас очень прошу, отпустите его, идиота!

Восхищенный наглостью, не могу закрыть рот.

А артист широкими жестами разрывает парадную упаковку  пакета и выставляет на стол бутылку коньяка и литровую бутыль водки.

Рот раскрывается еще шире.

«Отмазка» хулигана, которому светит до пяти лет, за две бутылки выпивки - это несерьезно. При таком объеме предлагаемой мзды можно позволить себе казаться честным и неподкупным.
Коррупция в СССР достаточно развита. И все имеет свою цену.
Да и рисковать я не особо люблю, отчего всю жизнь хожу в лохАх.
Личность сценического психолога не так уж высока, чтобы ради нее забыть, как похмельная мразь полчаса назад обзывала меня матом.
К тому же, я со своим иррациональным характером не очень поддаюсь на давление сверху. Дескать, либо своей властью распоряжайтесь, либо идите к соответствующей матери. А мне, вшивому дознавателю, нечего терять, кроме цепей second hand.

Но, несмотря на все это, выпускаю воздух из легких и добрым голосом обещаю Льву Бендиткису освободить его протеже.

-  Так это и есть основа вашего «психологического опыта»?

Ухмыляясь, указываю на бутылки и разбросанную по кабинету их былую обертку. Которые, кстати, в рабочем кабинете смотрятся не только инородными предметами, но и вещдоками по возможному делу о взяточничестве. 

- Юрий Михайлович, поверьте старому артисту, я еще в дверях понял кто вы, как мне с вами разговаривать. И мне стало ясно, что вы мне не откажете. Разумеется, не из-за выпивки. Жду вас на своих концертах. До свидания!

Видимо в дядьке действительно есть что-то парапсихологическое или экстрасенсорное....

Ибо хулигана я тут же выгоняю.
Даже не дав гондону, продолжающему меня материть, разок-другой  по харе.  Материал начисто «убиваю». Сдав дежурному с моментально отпечатанным "отказным" постановлением. 
Водку с коньяком по вековой традиции выпиваем в уголовном розыске под мат оперов, также восхищенных моим рассказом.

А интересно, что же понял о моей личности Бендиткис в дверях моего кабинета?

 

2003 г.
© Юрий Лучинский


Рецензии
уникальный в своем роде был человек. он вас просчитал с первого взгляда. и никакой парапсихологии здесь нет. ход его мыслей примерно такой: честный, умный, взятки не берет, "наш хороший человек" и если обратиться и попросить по-человечески - не откажет, тем более в столь незначительном вопросе. сам Бендиткис никому не отказывал в помощи, хороший был человек..

Арсений Фишман   17.11.2016 23:47     Заявить о нарушении
Да, где-то, видимо, так. Спасибо.

Юрий Лучинский   18.11.2016 07:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.