Проекту российская нация быть?

От хребтов Уральских два крыла
евразийского двуглавого орла
распростёрлись над землёй притихшей,
охраняя вверенный народ
от трудов тяжёлых, от забот.
Верю, время лучшее придёт.
Верю, снова будем вместе мы,
не делясь на азиатов, европейцев.
Таково желание Всевышнего.
Так завещано от прошлых поколений
строить общий евразийский дом.
Жить в согласии под одною крышею.
А обиды пусть рассудит время.

"Российской нации" проект, имеет ли он право на жизнь? Или это очередное указание сверху? Тогда что это, выдумка чиновника? Или отражение происходящего этногенетического и исторического?
Обратимся к российской истории и этногенезу. 1150 лет идёт формирование русского этноса и русского общества. Последние сто лет процессы этнические явно переросли свои рамки и превратились в суперэтнические. Тому предшествовали века расширения территории местообитания русского этноса, его проникновение в другие этнические системы.
Поэтому мы не можем говорить о какой-то спонтанности, надуманности возникновения этно - социальной организации по имени "советский народ". Этот термин отражал происходящие этногенетические и исторические процессы на огромном пространстве суши - одна шестая, - которое можно обозначить как русско-евразийское пространство. Оно было оформлено политически как Союз Советских Социалистических Республик.

Стратегическая идея всеединства во Христе и богочеловечества была заменена во время русских революций тактической социальной химерой всеобщей свободы, равенства, братства. Разрушив старый мир до основания, российские пассионарии не смогли дать обществу и нарождающемуся суперэтническому русско-евразийскому  сообществу новой идеи. Социалистическо-коммунистическая исходила из идеи христианской, но обездуховлёная она не несла чего-то необычного и нового в мир людей. В Российской империи шёл эволюционный процесс высвобождения народа из-под прессинга правящего класса. Верхи уже не могли править по-старому, а низы желали изменений существующего положения. Царская власть оказалась не способной в тот критический момент открыть приржавевший клапан социального напряжения и выпустить пар ревоюционный. Общество же, уставшее от власти Романовых, было радо изменить существующее положение дел. При этом оно нимало не было озабочено тем, что придя к власти, нужно будет УМЕТЬ управлять страной. Государство тогдашнего времени отражало сложившуюся за века этно-социальную конструкцию. В головах социалистов всех мастей, мало знакомых с методами управления, бродили недозревшие идеи. К тому же эти идеи разнились по качеству. В итоге верх одержали большевики во главе с Лениным, соблазнившие народ броскими лозунгами социального момента. Позже этот народ был изуверски изнасилован войной гражданской, коллективизацией, жесточайшими репрессиями, подобия которым в российской истории не было. Кронштадские моряки, рабочие, крестьяне, интеллигенция... Никто не остался в стороне. Со всех слоёв российского общества, из всех народов была собрана искупительная жертва за отступление от Бога.

Идея социал-коммунистов о справедливом мироустройстве изначально была насильственно привнесена в общество революциями, а позже ещё большим насилием поддерживаема и насаждаема. Но может ли справедливость учреждаема насилием? Высшим проявлением справедливости, равности, свободы, братства есть жизнь во Христе. Достигаемая через любовь к ближнему. Взывая к человеку, Бог посредством совести указует на невозможность роскоши и благоденствия одних рядом и за счёт других. Приводя примеры того, как должно богатому действовать, добровольно отказываясь богатства в пользу обездоленных и нищих.
Большевики решили отобрать и разделить. И кто теперь скажет, сколько ушло между пальцев из того, что экспроприировали у "буржуев". В итоге народ оказался обобранным до нитки. Не в чем было в гроб положить! О какой социалистической спаведливости можно говорить, если миллионы погибли в результате насильственной коллективизации и раскулачивания и последовавшего за этим голода?!

Анализируя попытки сегодняшнего дня претворить в жизнь новый проект под названием "российский народ", невольно сравниваешь их с проектом "советский народ". Почему тот, созданный в тяжелейшие времена гражданской войны, во многом вопреки, смог продержаться 70 лет? Чья-то заслуга? Скорее не заслуга, а реальное отражение этногенетических и социально-экономических процессов на уже русско-евразийском пространстве. Пассионарный взрыв, многократный выплеск накопившейся энергии привёл к усиленной кристаллизации этногенетических и социальных связей, что и было зафиксировано политически Союзом Советских Социалистических Республик и жёсткой системой взаимоотношений и взаимозависимостей в обществе. Которая узаконивалась юридически. Идеологически христианская идея соборности и всеединства во Христе была насильственно заменена ультралевой коммунистической идеей всеобщей коллективности. Идеологический посыл о свободе, всеобщем равенстве, справедливости был по своей сути тактическим и не мог нести в себе высшей идеи - всеобщности и равенства, свободы и справедливости в Боге. Поскольку новая коммунистическая идеология отвергала Бога. И жестоко карала тех, кто остался верен Ему. Лагеря и тюрьмы, физическое уничтожение, ущемление в правах, издевательства, всемерный контроль за деятельностью православной Церкви. Всё это стало уделом миллионов россиян.

Итак, проект "советский народ"  базировался на естественных процессах русского этногенеза и был итоговым завершением этнического развития и перехода его в новое суперэтническое качество. То есть, русский народ по факту становится ведущим и титульным этносом в более крупной этногенетической структуре. Которой было придумано название "советский народ", скорее отражавшее идеологическое, чем реальное. Русские за три столетия заняли огромнейшую территорию, вовлекли в совместные этногенетические процессы десятки больших и малых народов. Избежав при этом их физического уничтожения, соблазна центризма по типу европейского. Растекаясь на большие расстояния, проникая в другие этносы, позволяя представителям этих этносов свободно входить в русское этногенетическое пространство через браки, кровно-родственные связи, русские придерживались православной морали равности перед Богом. Насколько это было возможно в то время. Что позволило за сравнительно короткий исторический срок сформировать могучую русско-евразийскую общность. В которой были довольно крепкие кровно-родственные и социально-экономические взаимосвязи и взаимозависимости. Тотальное ущемление прав компенсировалось социальными подачками. Послевоенные поколения граждан мало что знали о жизни в царской России и не могли понять, почему 1913 год так важен для сравнения. А оно напрашивается само собой. Если нажитое в "тюрьме народов" большевики выкачивали из народа в течение двадцати лет, доведя его - народ до полного обнищания; то накопления послевоенных поколений сгорели в одночасье в дефолт 1998 года.
Это сравнение обращает внимание на чрезмерность и неэффективность революционного развития в отличие от эволюционного.

Трудный процесс кристаллизации внутренних связей проходил на фоне пассионарного толчка и сильнейшего скачка энергетической активности русско-евразийской этносистемы или "советского народа". После этого последовало закономерное снижение активности. Выразилось оно в брежневском застое, фактическом поражении в Афганистане. Откуда с большим трудом были выведены войска. Получилось не солоно хлебавши. Втянутый в гонку вооружений, Советский Союз перенапряг свои силы и последовал экономический спад. Дефицит 1980-х был непонятен советским гражданам. Продовольственную программу власть в открытую позволила решать гражданам самостоятельно. Близился момент перехода в развитии этногенеза русского народа из периода зрелости в период старения. И первыми почувствовали это страны Варшавского Договора. Затем брожение перекинулось в Прибалтику. Начинается парад суверинететов. Заканчивается это полной прострацией власти и развалом государства.

Нужно понимать, что внешние социальные процессы отражают внутренние, этногенетические. Не будь готовы этносы быть самостоятельными при осознании своего этнического "Я", не случилось бы разделения. Но, факт разделения некогда единого русского поля на русских, украинцев и белорусов говорит сам за себя - старение началось. В 2000-х гг. удалось стабилизировать положение в России и на всём русско-евразийском пространстве. Что дальше? Сценарий по истории народов мира известен - полный распад этногенетического поля и государства в течение двух-трёх столетий. Страшно? Да. Возможно ли избежать трёх столетий социальных и политических потрясений? Да, такой сценарий есть. Но, в этом случае понадобится добрая воля народов и их руководителей.

Русско-евразийская этносистема прошла через внутреннее ужесточение структуры и внешнее ожесточение в капиталистическом окружении. Богатый опыт и великий подвиг, огорчённый многомиллионными потерями. С распадом страны и общего этногенетического поля мы лишились половины населения и почти половины территории. Несмотря на превращение врагов в полу друзей и партнёров, опасность внешняя только увеличилась. Геополитическое положение усложнилось выходом на мировую арену новых игроков: Индия, Бразилия, Евросоюз и, особенно, Китай. Последние события в исламском мире, а точнее в афро-азиатском суперэтносе, показали, что мир непредсказуем, а процесс этногенеза для всех непонятен.
Угроза китайского расселения реальна и неотвратима. И это не пугалка. Развитие китайского этногенеза показывает, что китайцы вошли в период зрелости, максимального распространения с занятием соседних территорий и вовлечением живущих на них народов в совместные этногенетические процессы.

Есть причины, которые будут способствовать новому объединению русско-евразийского пространства и ускорению здесь этногенетических процессов.
Из внутренних это:

- смещение эпицентра русско-евразийского этногенеза в область между реками Волга и Обь и Среднюю Азию; если мы используем этот факт не для внутреннего противостояния, но для возможности объединения усилий, то сможем объединить и территорию, и саму этносистему;

- уникальный российский опыт проживания многих народов в одном государстве, созданная великая культура, богатый опыт взаимодействия религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма и других;

из внешних:

- угроза нападения извне остаётся, ко всем прочим "друзьям" прибавился Китай; это не означает, что китайцы плохие, развитие их этногенеза пришло к такому моменту. Этногенетическое будет побуждать их к действию вовне. Китайская этносистема как созревшая сперма должна найти вызревшие этногенетические яйцеклетки, оплодотворить их и реинкарнироваться. Лет через 300-400 от её могущества мало что останется.

Имеет ли шансы на жизнь "российской нации" проект? Всё будет зависеть от успешности реанимационных действий. Остаётся за "малым" - поставить верный диагноз. Но "врачи"-аналитики путаются во внешних социально-экономических признаках, не обращая никакого внимания на внутренние этногенетиические изменения в организме больного. Хотя им нельзя отказать в интуитивном предвидении. Также нельзя им и позавидовать. Российское общество оказалось на крутом переломе в очередной раз. Понадобилась сложнейшая структурная социальная перестройка, экономическая. Растёт градус местных национализмов и русского в первую очередь. Однако, местные националисты потеряют разве что часть своего населения, исходящего в родные земли. Высокий градус русского национализма опасен лозунгом "Россия для русских!" Это будет прологом катастрофы. Национальные образования быстро разорвут общее пространство. Если же к этому добавится слабость центральной власти, то последствия могут быть ужасающими. Начнут отделение территории. Не будем забывать и о растущем социоразделе российского общества по линиям: православные - левые - либералы-западники; богатые - бедные.

Так что может объединить нас в единую российскую нацию? Идея? Желание социальных и экономических преобразований? Внешняя угроза? Что или кто?
Русский народ ста лет от роду принял православное окормление. Православная христианская идея всеединства во Христе на тысячу лет стала целепологающей и направляющей в развитии и становлении русского народа. Через ориентир всеединства решались практические задачи объединения, противостояния внешним угрозам, расширения территории местообитания, вовлечения окружающих народов в совместную жизнь. В начале 20-го века стратегическая православная идея подменяется тактической социальной идеей "свободы, равенства, братства". Из социальной и этнической жизни насильно изымается наше всё - русская православная идея. Что неминуемо приводит к ужасающей бездуховности нынешнего дня. Но понимают ли иерархи Церкви, руководители страны, мы все понимаем ли ЧТО мы потеряли?!

Вряд ли. Все с зажжёными факелами при свете ясного дня озабочены поиском национальной идеи. Допустим, нашли! Что дальше? Об этом должны знать в первую очередь русские люди, чтобы хотя очухаться в себе самих. Увидеть вновь ориентир движения. Целеположить дальнейшие действия. В сложившихся условиях мы должны искать в своих бывших согражданах по Союзу добровольных союзников через осознание в первую очередь общности идеи при трансформации православного всеединства во Христе в русско-евразийскую всеобщность в Боге. Непонимание общей стратегической цели будет на духовном уровне препятствием к объединению усилий русских, татар, хакасов, якутов и многих других.
Ясное осознание высшей духовной идеи станет залогом дальнейшей успешности наших социальных, экономических, политических и этногенетических проектов будущего. Только в этом случае проект "российской нации" имеет право быть.


Рецензии