Оперотряд Утопленница

Из цикла «Оперотряд»
Однажды нас с приятелем, как всегда, без лишних разговоров и объяснений посадили в чёрную «Волгу» и повезли через весь город. Приехали мы в треугольник, ограниченный Московским и Пулковским шоссе и Дунайским проспектом. Сейчас там – благоустроенный парк Городов-Героев и аж три церкви, а в то время это был пустырь, заваленный грудами строительного мусора. Пенсионер, выгуливавший там собаку, увидел торчащую из пруда распухшую руку, сообщил в милицию… И вот опера едут осматривать место происшествия. Мы, как всегда, понятые.
Мне было очень интересно впервые воочию наблюдать за работой криминалистов на настоящем убийстве. Ситуацию чрезвычайно обостряло то, что в то время в Ленинграде, с целью обмена опытом, гостила делегация американских полицейских из Нью-Йорка, и их тоже привезли туда. Вероятно, по этой причине всё это действо снимало телевидение. А для порядка вокруг похаживал тщедушный милиционерчик из районного отделения милиции – молодой парнишка «метр с кепкой» с оттопыренными ушами, в мятом потёртом обмундировании. На фоне статных американских полицейских в красивой форме он смотрелся особенно убого.
Откуда-то появилась и публика: дед с таксой и компашка подвыпивших парней. Самый крупный из парней подошёл к милиционеру и хлопнул его по плечу так, что ноги служителя порядка подогнулись:
- Братан, дай прикурить?
Милиционер, с трудом удержав равновесие на скользкой глине, услужливо достал спички.
Ехавший с нами опер, ни на кого не обращая внимания, хмуро вытащил из багажника надувную лодку и стал её накачивать. Электрических компрессоров для этой цели тогда не было, на насос надо было давить ногой.  Американские полицейские с изумлением наблюдали за этой процедурой: вероятно, именно такого опыта им и не хватало в своём Нью-Йорке.
Накачав лодку, опер подгрёб к руке и накинул на неё верёвочную петлю. Вернувшись на берег, он подтащил труп. В серой осенней воде показалась молодая девушка в куртке и джинсах. К ногам проволокой была прикручена двадцатичетырёхкилограммовая гиря. К моему изумлению, девушку стали раздевать и осматривать прямо здесь. Тело её раздулось, кожа приобрела сине-зелёный оттенок. Под левой грудью и на животе были видны колотые раны.
- Заточка! – определил опер и обернулся к приехавшей с ним женщине: - Запиши.
Женщина достала из багажника «Волги» раскладной стульчик с брезентовым сиденьем и, расположившись на нём, попыталась  писать карандашом в блокноте, положив его на колено. Другой рукой она удерживала зонт, выворачивающийся от порывов октябрьского холодного ветра. Зонт метался над её головой, и мелкие капли моросящего осеннего дождя падали на клетчатую страничку блокнота. Карандаш плохо писал по намокшей бумаге. Мой приятель взял у женщины зонт и держал его над ней всё время, пока она составляла протокол осмотра.
Опер тем временем обнаружил в заднем кармане джинсов утопленницы сложенный  в несколько раз листок с какими-то рукописными строчками. Помня прочитанные детективы, я ожидал, что такое важное вещественное доказательство будет аккуратно уложено в полиэтиленовый пакетик и доставлено в криминалистическую лабораторию, а уж там, с использованием последних достижений технического прогресса (инфракрасная сушка, чтение в ультрафиолетовых лучах…), легко разберут написанное на размокшем листке.
Но опер негнущимися от холодного дождя пальцами стал пытаться развернуть расползающийся листок. Слипшаяся бумага отслаивалась клочками, и опер, в конце концов, чертыхнувшись, скатал обрывки в шарик и швырнул в пруд.
Я взглянул на американских полицейских. В добротных чёрных пластиковых дождевиках осенняя морось была им нипочём, но холодный ветер пробирал и их. Сгрудившись в тесную кучу, они с не меньшим, чем я, изумлением, наблюдали за действиями советского Шерлока Холмса.
Женщина закончила строчить в блокноте, исписав несколько страниц, и сказала, что можно ехать.
Я подошёл к  американским полицейским и спросил по-английски, каковы их впечатления. Все обернулись к самому толстому, видимо, он был старшим. Деликатно начав, что в России очень холодно и что у них приняты другие методы работы на месте происшествия, он постепенно стал говорить всё более эмоционально, упомянул выброшенный листок и, наконец, показав глазами на промокшего без плаща милиционера, рявкнул:
- Если бы меня в Нью-Йорке какой-нибудь наглец так хлопнул по плечу, через секунду он лежал бы мордой в грязи и с руками в наручниках за спиной!


Рецензии
"В 60-е годы прошлого века в Ленинграде" - когда ЛГ, вероятно, и учился на физфаке Ленинградского университета (сужу исключительно по материалам, предложенным автором) - обращение "Братан, дай прикурить" - было невозможным в принципе. Тем паче, к милиционеру -как бы он не выглядел. А уж посещение Ленинграда "делегацией американских полицейских из Нью-Йорка... с целью обмена опытом" - прямо указывает на 90-е годы :)
Созданные в 1964 году Березки, цыганские галстуки с обилием "поперечных золотых и серебряных полосок" - весьма непосредственно вплетенные в "добротные чёрные пластиковые дождевики" американских копов - должны выглядеть инородным телом, даже в глазах член КМОО (которые во всех остальных ВУЗах страны именовались, кстати, ОКО).
С усмешкой, Сергей

Серж-Бродяга   18.01.2013 20:48     Заявить о нарушении
Действие этого рассказа, действительно, происходит в 90-е годы. Но я не считаю, что это - его недостаток.
Дождевики, действительно, были без золотых полосок. Но нигде обратное и не утверждается. Нигде не сказано, что все рассказы происходят в один и тот же год.
Спасибо за внимательное прочтение.

Владимир Крылов   18.01.2013 20:11   Заявить о нарушении
Действительно, «Нигде не сказано, что все рассказы происходят в один и тот же год». ☺☺ Только сама последовательность действий литературного героя, обучающегося «на физфаке Ленинградского университета», и «в качестве общественной нагрузки», выбравшего «работу в Комсомольско-Молодёжном Оперативном Отряде – КМОО» – предполагает-таки обучение в этом самом универе вполне определенное время. ☺☺ Лет 5, может 7-8 (мне доводилось встречать уникумов, обучающихся 11 лет на дневном обучении). Но не 30 же лет ☺☺☺ «цыганские галстуки» и «братаны» – детища весьма разных эпох… не всякий «студент» дожил бы до этаких перемен… особливо, в режиме – «без лишних разговоров и объяснений», «Как всегда, ничего не объяснили», «Куда, зачем, - ничего не объяснялось, а расспрашивать мы не могли, нас об этом предупредили в самом начале работы в оперотряде: всё, что надо, нам скажут».
«Нам никогда ничего не объясняли – зачем нас вызвали, что мы будем делать… Иногда, продержав впустую 5 - 6 часов, меня отпускали без всяких объяснений.»
Ну и на хрена это нужно было ЛГ?! С 60-х до 90-х годов эдаким буратиной–то выглядеть? … … в КВН бы пошел хоть, что ли…

Серж-Бродяга   18.01.2013 20:44   Заявить о нарушении
Жаль, раньше мне такого умного советчика не попалось!
Скольких ошибок бы избежал!
Умному не додуматься, что можно продолжать быть внештатным сотрудником милиции и после окончания ВУЗа?

Владимир Крылов   18.01.2013 23:03   Заявить о нарушении
Ну, отчего же – умный-то, вероятно, и додумался, и догадался. А с меня, глупого – чего взять?! Глупый-то, что видит у автора в тексте – о том и спрашивает. «Мы со знакомым опером и ещё каким-то парнем, впоследствии оказавшимся внештатным сотрудником милиции…» - отсюда и сделан вывод, что сам-то ЛГ таковым не являлся… Глупый, разумеется, вывод – автор-то сию ипостась своему герою заранее определил. Да забыл впопыхах с читателями поделиться – рассчитывая-то исключительно на умных и сообразительных. А попался глупый – все донимает вопросами…

Да только вот не скушно ли было этому герою 30 лет во внештатниках-то околачиваться? Опера росли по службе, делали карьеру, получали звания, уходили, менялись на следующих… а великовозрастный внештатник все отирался около розыска, ничего не зная и не понимая, половину своей жизни пребывая в понятых – «нам никогда ничего не объясняли – зачем нас вызвали, что мы будем делать».

Как-то пренебрежительно автор относится к своему герою )) «… без лишних разговоров и объяснений… мы, как всегда, понятые…». Али главному герою-то более заняться было нечем в жизни – ни семьи, ни детей, ни занятий других, ни увлечений – вообще ничего?! Обделил автор героя, обездолил, можно сказать…

Да полноте, как такую бестолочь вообще держали во внештатниках – ежели и через 30 лет ему все еще «было очень интересно впервые воочию наблюдать за работой криминалистов на настоящем убийстве»!!! Он чего все эти годы в розыске-то делал?! Неужто и вправду, в понятых так и проходил все 30 лет? Мальчонкой на побегушках – «подай-принеси-пошел на хрен-не мешай»?.. «Скушно, девушки…»

Впрочем, автор ведь для того и публиковал свои произведения - чтобы их читали и обсуждали, не правда ли, Владимир? Ну, а ежели кому и показался литературный герой смешным и нелепым - так, может, такова и была задумка автора?

К тому же, у автора всегда в запасе есть неоспоримый аргумент - "не нравится - проходите мимо, не задерживайте очередь читателей, не мешайте остальным приобщаться к высокому искусству". Верно, Владимир? ))

Насмешливо улыбаясь,

Серж-Бродяга   21.01.2013 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.