Экскурс вМелодии моей души

       В этом небольшом экскурсе хочу  рассказать о своих произведениях и о том, как откликаются на них мои читатели. У меня более 800 стихов, много прозаических произведений, но напишу лишь о некоторых. Обо всем написать просто невозможно. Каждое из них затрагивает ту или иную проблему. Прочитав рецензии на мои произведения, я определила, что читают их люди различных возрастов и профессий. Очень много рецензий написали земляки, с которыми стараюсь поддерживать  тесную связь.  Герои моих произведений – люди, которые живут рядом, общаются со мной  через интернет.  Хочется вам раскрыть некоторые истории написания того или иного произведения, рассказать о том, где герои сейчас и чем занимаются.
          Рассказ  «Это безоблачно детство» очень интересен, в нём затрагивается   проблема взаимоотношений  между людьми. Молодая и красивая девушка приходит на работу в школу. Квалифицированный специалист, красавица – у её ног лежал весь мир. Но из-за слабохарактерности она позволила детям относиться к ней по-хамски. Мальчишки, стараясь обратить на себя внимание, от недостатка воспитания просто издевались над беззащитным человеком. Муж тоже оказался не тем, кто для женщины создаёт рай и во имя любви способен на романтические поступки. Он способен был только на подлость. Безумная ревность сделала его таким. В результате девушка сошла с ума. Какая жестокостью со стороны людей: как взрослых, так и детей! Неужели такое возможно?   Да! Это было! И эта женщина сейчас живет в дергачевском доме престарелых, а зовут её Нина Александровна. И тот ученик живет с болью в душе и ничего не может поделать со своей совестью, которая постоянно напоминает ему о том далеком случае. Приезжая в Дергачи, встречаясь с друзьями, одноклассниками, он постоянно чувствует свою вину и ничего не может поделать. Он попросил бы прощения, встал перед этой женщиной на колени, но у него не хватит сил взглянуть в её прекрасные и чистые глаза. Ведь он помнит из детства, какими они были синими, наивными и доверчивыми. Саша Кузьмин стал прекрасным человеком. Он вырастил двоих детей, получил орден за помощь в Чернобыльской трагедии!  Он растит двух чудесных внуков. И детей и внуков он вырастил настоящими людьми, но он никогда  не рассказывал им об этом случае. Сам он говорит, что этот случай помог стать ему настоящим человеком. И хотя  слишком дорогой ценой ему досталась эта наука, ценить и уважать людей, он полностью осознаёт свою вину. Хочется призвать людей быть милосердными, добрыми, ответственными за свои поступки. Проблема по сути своей является философской. Само понятие «совесть» может пониматься по-разному, что находит подтверждение в образе жизни и поступках отдельных людей. Хотелось бы, чтобы этот рассказ заставил читателя  задуматься, а правильно ли я живу и поступаю в тех или иных случаях. Не совершила ли я чего, за что мне потом будет мучительно больно? Я сделала бы всё, чтобы не оказаться на месте тех учеников.
Любовь Чернышова  живет на  далеком Севере. Но до сих пор она верна своей малой родине. Интересуется всем, что касается её любимых Дергачей.. Очень интересуется моим творчество, не пропускает без внимания ни одного произведения. Многие стихи  читает наизусть. Вот её рецензия на этот рассказ, опубликованный в Проза.ру: «Несколько раз прочитала  "Это безоблачное детство". История меня поразила не столько безобразным поведением семиклассника, его можно было усмирить. К этому можно было привлечь родителей, директора школы. Поразило то, что грамотная, красивая женщина, позволила мужу уничтожить себя. Почему,  кому-то (даже любимому человеку),  можно разрешать унижать себя. Нужно уметь уходить после унижений, один раз и не возвращаться,  как бы не просили. Делать мир лучше и чище НИКОГДА НЕ ПОЗДНО, нужно иметь только желание!
    А теперь другой читатель пишет рецензию на миниатюру «Одиночество». Это Владимир Омутков из Тамбова:
«Ольга!!! Как пронзительно точна и кратка эта миниатюра «Одиночество»  и написана моими словами!!! Таких женщин, как Вы и будь я священником инквизиции, то рекомендовал бы сожжению Вас на костре... Я вижу этот саман, почему-то с хилыми соломинками, как будто сворованными с колхозного поля под покровом ночи... вижу эту вязку старушки. В основном она вязала, почему-то, изнаночными петлями,  и вязка её была плотной, казалось, она вяжет сыну или внуку, работающему на крайнем севере, на буровой, пытаясь жаркое солнце родных краёв ввязать в плотные петли, и поэтому не замечает нас, проходящих мимо... Вы не только Поэтесса, но и Маэстро Прозы! Не ленитесь и радуйте нас такими подсмотряшками, мимо которых мы пробегаем, не замечая течения жизни». 16.03.2010
А вот опять рецензия Любови Чернышовой: «Я читала эту миниатюру, об одинокой старушке, которая заботилась о своем доме.  Я плакала, когда читала, о её одиночестве, а затем радовалась,  что одиночества больше нет. Старушка счастливо живёт в кругу родных. Ведь она  больше не выходит со своей скамеечкой и не сидит перед домом. Проблема, которую поднимает автор, находит отражение в самом названии  рассказа. Внимательны ли мы к окружающим?»
Любовь Чернышова  написала очень много рецензий. Вот еще  рецензия на «Горячий кофе» «Роман молодец! Он выполнил задание. А мама-педагог вечером с насмешкой рассказала мужу, что "отмочил" их сын, утром в учительской пересказала их разговор с мужем. НО у мамы не было времени поговорить с Романом и узнать "почему Роман написал "горячая жена". Отмочить можно рыбу от соли, а Роман вел себя молодцом. Оля, пиши такие поучительные рассказы  для нас». Любовь Чернышова.   30.11.2010 .
А вот с этой рецензией я не очень-то согласна. Мне  думается, что это просто маленький  рассказ, основанный на умении употреблять слова  в прямом и в переносном смысле. Он должен привлечь читателя  наивностью и прямодушием героя.   Сейчас Роман Нефедов – взрослый мужчина, работает милиционером и живет в Питерке. Он очень честный, справедливый и немного смешной.
Миниатюры занимают особое место в моем  творчестве. Их много! Хотелось бы, чтобы каждая задевала за живое! Каждая заставляла задуматься! Какой бы вопрос они не затрагивали. Я прошу читателя обратить внимание на самое незначительное, казалось бы, на первый взгляд.
Вот  еще рецензии на «Миниатюры»…    «Тронули за живое "Миниатюры". Нет, мама моя не была одинока, жила в нашей семье, помогала с детьми, внучками. Но какое-то щемящее чувство не покидает долго и тревожит. А какая прекрасная миниатюра "Сердечко". Название мягкое, теплое. Читаешь и живо представляешь не только героев, но и видишь себя маленькой девочкой в машине с родителями, выезжающими из леса в сумерках. А воображение рисует разбойников сказочных, и страшно, и сердечко ёкает, а взрослые не замечают этого, это же мы, дети, живем в своем сказочном мире. Спасибо Вам! Успехов творческих!» Автор её - Зачетнова Любовь Андреевна, учитель русского языка и литературы Питерской школы. Вместе со своими учениками она много сил отдаёт музею Ирины Булановой. Есть в этом музее и  мои произведения, как стихи, так и проза. Любовь Андреевна неоднократно организовывала встречи  с читателями, на которых  я рассказывала о своей малой родине, своих земляках, о героях своих произведений. В Питерской школе Любовь Андреевна проводила  презентацию книги «Души учительской прекрасные порывы», где напечатаны двадцать моих стихов. На этой встрече учитель музыки исполнял песню на стихи  автора «Босоногое детство».
 А вот еще одна рецензия на «Миниатюры»
«Оля, прочитала твои миниатюры со слезами на глазах. Как иногда за повседневностью мы не замечаем таких простых истин».
Светлана Кшенина   18.01 Одноклассница и подруга детства.
А рецензию на «Это облако из роз» написала её прототип, которая живет в Дергачах и работает в военкомате: «Спасибо, Ольга, за такое прекрасное произведение! Я тронута! 14.02.2010».
Увлекательный рассказ о любви не очень-то молодых людей. Познакомившись в интернете, они поставили под удар свои, в общем-то, благополучные семьи. Но как же велика сила любви! Проблема, конечно, очень актуальная. Сколько разводов из-за знакомств в интернете? Рецензий на этот рассказ очень много. И хотя автор нас оставляет в раздумье, хочется верить, что всё будет хорошо. Хочется отметить необычность жанра. Здесь проза переплетается со стихами. Стихи помогают читателю понять глубину души героев, их боль, переживания.
«ОЛЬГА, Ваши произведения читаются на одном дыхании легко и не принуждённо. Персонажи узнаваемые, они живут среди нас. Мы видим их только сверху, ВАМ удаётся разглядеть и разгадать их сущность, как под рентгеном», - это рецензия Картузовой Ольги. 13.02.2010.
 Картузова, моя односельчанка, жила на одной улице со мной. Она каждый день проходила, по дороге к дедушке,  по этой улице, которая называлась Лесной переулок, мимоеё  дома . Но она даже и  представить себе не могла, что через несколько лет её землячка станет писательницей и будет писать о любимых Дергачах. В тот год, когда я заканчивала школу, Ольга Картузова только поступила в первый класс. В настоящее время  она живет в Санкт-Петербурге, переписывается со мной, гордится, что на земле дергачевской жили такие талантливые люди! И не где-нибудь, а прямо на её улице.
       Но самое  задушевное произведение  – это автобиографическая повесть «Жизнь моя, иль ты  приснилась мне?».  Мне хотелось погрузить читателей  в атмосферу семидесятых. Вместе с героями  побродить по улицам и переулкам районного центра, сбегать  искупаться на речку… 
 Проза тесно переплетается со стихами. Стихов помогут читателю узнать, что волновало и тревожило маленькую девочку, которая взрослела у них на глазах, переживала первые неудачи и победы. Очень хотелось бы, чтобы читатель месте с автором гордился школой, в которой учился Герой Советского Союза, а теперь школа носит его имя. Вместе с автором зачарованно слушал голос трубы на летней танцплощадке, смотрел фильм в летнем кинотеатре. Хочется вызвать в читателе различные чувства, чтобы эта повесть никого не оставила равнодушным.
Мой сосед – Клочко Сергей так написал в своей рецензии: «Добрый день Ольга! Прочитал все, что Вы написали про Дергачи и как  бы сам там побывал. Прошел от Лесного пер. до места купания в районе водокачки, побывал во дворе у Елисеевых, прошелся по булыжникам ул. Советской, утром встал, перебежал через дорогу и набрал льда (я жил пер. Лесной 56), покачался на подвесном мосту, сходил на вокзал, сходил в кино в ДК и еще много чего. Я не был там лет 15. Спасибо за экскурсию».
 А вот некоторые  сообщения из переписки с земляком: «Добрый вечер, Ольга Ивановна! Прочитал Вашу "Жизнь моя…" и спешу Вас успокоить, она Вам не приснилась. Я могу подтвердить, что  Вами написано на 85%, больше не могу, т.к. некоторых фактов Вашей жизни не знаю. А в основном всё верно, за исключением некоторых неточностей (которых кроме меня никто не заметит). Как только я увидел пер. Лесной 59, я сразу понял, кто такая Ольга Сехчина, это Ольга Вдовина, высокая худенькая девочка с которой я не общался, т.к. 2 года разницы в детском возрасте это очень много. Моя бабушка тоже жила на Комсомольской (за Юневыми, Атясовыми) так что это мне знакомо. Вдовиных Саньку и Ваньку я знал в детстве, а с Иваном общался очень часто, приезжая в Дергачи в последнее время. Даже помню его загадку: Что будет если медведя скрестить с верблюдом?????  Мишка Горбачёв.   Удивляюсь,  как Пончик могла стучать ногами по клавишам? Она была такая правильная. С Тамарой Тупиковой мы учились примерно с 4 класса, Учаевых помню. Наша компания: С. Полторецкий,  В. Буланов, М. Лутов и т.д. По поводу Сергея могу предположить, что это Чуйков, учитель пения Макаров, или я ошибаюсь, что маловероятно. Можно много вспомнить, но тяжело одним пальцем по клавишам стучать».
«Добрый вечер, Ольга Ивановна! А Вы когда-нибудь спите? Ольга Ивановна, я ни в коей мере не упрекаю Вас во вранье, у меня и в мыслях такого не было. Я с огромным интересом прочитал Вашу "Жизнь моя", мне очень всё понравилось, может потому, что мне всё знакомо, а может потому, что Вы так хорошо написали. Да и успокойтесь Вы с этим пианино, слишком близко принимаете к сердцу. Ольга Ивановна, я не дал Вам 15% по следующей причине: ну не видел я как Вы гоняете на мопеде, да мы бы (пацаны) умерли, как же так, девчонка - и на мопеде, а мы на велосипеде. Второе: ну, не знал я, что фамилия керосиновозчика – Ахмеров, поэтому под такими фактами я подписаться не могу, вот и набежало 15%. А по поводу неточностей, так это пожалуйста (а может не надо, я и так обдумываю каждое слово, лишь бы Вас не обидеть). Ну да ладно, начинаю:
     1. Дом Пончика находился не напротив дома где жила Шевченко, а напротив дома Фугаровых (Советская 103; 2. Самарцевы не близнецы, а двойняшки;   3.  все кроме Тупиковой из Лесного пер.учились в первой школе. Только нас пятеро (43,46,48,52,55.г.р.)учились во 2 школе, плюс В Буланов(он сначала жил в доме 42),а Лесной пер. за ул. Ленина  (В.Малахов, С.Сабитов);  4.река за мельницей называется не Алтата, а Камышлейка ; 5. керосин стоил не 6 коп., а 6,5 копеек. Ну как я по въедливости? Вот так со мной семья и мучается уже 30 лет. А школа называлась телятником потому, что она была длинная и одноэтажная (второй этаж потом достроили) и похожа на коровники(телятники) в колхозе Чапаева (в конце ул.Октябрьская)   Ничего я  скоро овладею  "соло на клавиатуре"   ( что маловероятно) и тоже буду быстро печатать. И ещё: Люська Кусочкина жила Советская 94 (сейчас там школа)? Если да, то где сейчас её брат Анатолий? У меня пока всё».
      В результате таких переписок  приходилось вносить дополнения в свои  произведения. Многое рассказал Кузьмин  Александр, который живет сейчас в Саратове, из своего далекого детства. Часто земляки делятся своими воспоминаниями и становятся героями этой увлекательной повести-путешествия в семидесятые.
А как трогательна  рецензия  Владимира Омуткова  от 13.02.2010. Вот она: «Ольга! Моя малая Родина в 500 км, западнее Вашей. Я хожу вместе с Вами по Дергачам, вижу Вашу школу, школу Вашей мамы, ДК, Летний кинотеатр и прочее. Они почти такие же, как и в моём послевоенном городе, у нас был такой же, "Летний" кинотеатр, водонапорная башня при ж.д Храм, расписанный Васнецовым, правда снесённый и из его кирпичей, построенной МТС.......У Вас, легко читаемый слог, легко представляемые зрительные образы.....
Я не отношу это к одинаковой эпохе, в которую мы взрослели, росли ,это
исключительно, дар, полученный Вами, как я понял от мамы и, вероятно от
предков... Недосказанность и невысказанность, крепостных Ваших
пращуров, затюканность от Татаро-Монгольского Ига... Горд и рад, что
Вы, простая Русская женщина, несмотря на полуголодное детство, лишения и сложности отрочества, в итоге, такая: с инетом, с неиссякаемой энергией и
юным задором!!! Дерзайте и пишите стихи - сгусток мудрости, наблюдений, но очень хотелось бы и продолжения автобиографической прозы!
Ваш читатель и поклонник Вашего Дара». По просьбе этого читателя было написано продолжение повести  под названием «Моё детство - СССР». Но позднее, решила соединить эти два произведения, и получилось второе дополненное издание автобиографической повести.
Автор следующей рецензии пишет: «Прочитал с огромным интересом. В 1973-82гг работал в Дергачах - знаю эти улицы,  магазины, кинотеатр. ДК, окрестные села, пруды. А главное - помню некоторых героев воспоминаний! С некоторыми был знаком лично. Спасибо, что вернули меня в мою молодость. До сего времени поддерживаю связь с дергачевцами – помогаю, чем могу. Михаил Мельников 07.03.2010. С этим человеком, к сожалению, не встречалась и не была знакома, поэтому рассказать о нём ничего не может.
«Жизнь моя, иль ты, приснилась мне? Издание второе,»

«Оля! Очень - очень понравился автобиографический рассказ.   Написан правдиво, просто, без прикрас. Рассказ переполнен эмоциями, переживаниями, тоской, ностальгией. Строчки не отпускают от себя. Я восхищаюсь твоей памятью! Спасибо за возможность прикоснуться к далекому прошлому, ведь я была не только свидетелем, но и участником некоторых событий из твоего (и моего тоже) милого сердцу детства. Творческих успехов. Кшенина Светлана.» 18.10.2010.
 Базыма_Светлана – это моя одноклассница. Вместе мы просидели  десять лет за первой партой. Беззаботное детство и юность м ы были  неразлучными подругами: вместе на хор, вместе на секции и гимнастическую и волейбольную. Вот только Светлана  в старших классах увлеклась танцами, а её подруга предпочла  занятия в музыкальной школе.
«Жизнь моя, иль ты, приснилась мне? Издание второе,»

Я ничего о Вас не знаю.
Да, Вы загадка для меня,
Но почему о Вас мечтаю?
И утром, и на склоне дня
Я ничего о Вас не знаю,
Но в мыслях Вы всегда со мной.
Я ваше имя повторяю,
Когда грущу в тиши ночной.
Я ничего о Вас не знаю,
А так хотелось бы узнать!
Но с каждым днем надежды тают,
Вы отдаляетесь опять.
Стихи душевные.
С уважением!

Ефим Блувштейн . 17.01.2010. Автор этой рецензии неизвестный читатель! Но какими трогательными оказались  для него строки произведения! Если посторонний человек не смог  просто прочитать и промолчать, а эмоции и чувства вылились в рецензию! Если  человек так воспринимает произведение, значит, оно  взволновало его до глубины души.
«Что имеем не храним, потерявши плачем»  - это история простой девушки, которая приехала из глубинки в большой город и чуть не погибла в пучине безнравственности и преступлений. В её жизни было всё: и красивая любовь, и верный и преданный друг. Но вышло так, что она, чуть было не предала самых близких и самых верных и надежных людей, ради мнимой любви  подлеца,  который явился перед ней в личине овечки. Справедливость восторжествовала! И хотя героиня сидит в тюрьме, её возвращения ждут муж, родители. Подлец  обличен и наказан. Разве не злободневна эта проблема, когда молоденькие девушки, не поступив в учебное заведение, остаются в городе и вязнут в пучине безрассудства?
И опять я читаю произведения, рецензии:
 «Ольга!!! Спасибо за легкость чтения и правдивость сюжета. Характеры прописаны легко и естественно. Прекрасно, что нет сцен чернухи и насилия. Понравился переход от описания жизни Наталии к суду. Готовый сценарий, добавь раскадровку и как говаривал великий Федерико Феллини: «Фильм у меня готов, осталось снять. Радуйте нас, читателей и далее.
Со старым Новым Годом!!! Успехов! Владимир Омутков».
 Профессия этого рецензёра – кинооператор. Поэтому он так профессионально пишет о том, что повесть готова для постановки фильмы.
      Вот и закончился короткий экскурс в мир моих произведений.  В них  я постаралась приоткрыть дверцу в мир своего золотого детства и юности. Всё это было. Было и прошло, но прочитав мои произведения, может быть, в душах людей поселилась вера в то, что всё было не напрасно. Хочется, чтобы многие поняли, что малая родина – это самое святое место на земле.   Присутствует надежда, что читатель доверяет каждому моему слову. Если вас увлек этот экскурс, милости прошу, мои произведения к вашим услугам!


Рецензии