1987 г. 14 март. Перестроечные веяния

       По телевизору показали "12-й этаж". Обрадовался, что наши ребята выглядели лучше московских, культурнее и одухотвореннее, не было инфантилизма. Лишь однажды сели в лужу, когда в зале говорили об авто для инвалидов, а на лестнице начали петь песни.

Журналист Соловьев, ведущий передачи "Это вы можете", с возмущением набросился на молодежь, упрекая их в бессердечии, мол, тут такая тема раскрывается, а вы песни распеваете. Парень в очках ответил: Мы пели не просто песню, а политическую.

— Это демагогия.
— Вы не правы, это всё, что я могу вам сказать, —  корректно произнес парень.

Никогда еще не видел Соловьева таким разозленным, красным, почти не владеющим собой, это было неприятное зрелище, обычно он хорошо держится.

        Очень скоро объявили перерыв, после которого на экране возникли титры, мол, по техническим причинам на лестницу не проходит звук. Это следовало понимать как оправдание душевной глухоты, которую проявила тольяттинская молодежь на лестнице. Стало ясно, что устроители ловко выкрутились, нашли выход из щекотливого положения, что значит — профессионалы. На самом деле, им стало скучно слушать про инвалидов, и они решили спеть песню, то есть показать себя, свои таланты.

В середине сидела Лариса из нашего подъезда, сверстница Власты, она член клуба, поэтому ее и пригласили участвовать. Молодежь была намного откровеннее родителей. Сын Егорова так и ответил, что не верит, что ВАЗ может стать застрельщиком моды в мире. Хотя его отец говорил, что у нас создается НТЦ. Словно создание НТЦ автоматически  выдвигает ВАЗ на первое место.
Туркин и председатель исполкома выглядели махровыми бюрократами. Неужели из-за присутствия на передаче им надо было ехать в Москву? Передача шла всю ночь и многие рабочие, придя домой, включали телевизоры и потом говорили, что вырезали сцену, где ребята спросили Туркина:

— Неужели для того, чтобы встретиться с тольяттинской молодежью, вам надо было ехать в Москву?

Лишь утром, перед началом первой смены передачу закончили. Никто из молодых не выразил желания работать на ВАЗе, так приучены родителями, что самая плохая участь — это оказаться на заводе. Эта тема не получила развития. Да и вся передача получилась неровная, но интересная, может быть, потому что это наши?

18 марта на проспекте Степана Разина, возле третьего квартала, на огороженном плакатами стояке между двумя полосами движения, повесился мужчина,  провисел, два  дня, пока его заметили. Это на виду у всех. Пацаны любят там играть в прятки, залезают на трубы. Стояк далеко от тропы и не все смотрят на плакаты.

"Покаяние" режиссера Тенгиза Абуладзе оставило большое впечатление, — давно не видел столь волнующих фильмов, долго не мог уснуть. Если показали такой фильм, то, значит, в обществе, в правительстве проходят существенные перемены. Фильм – приговор всей советской власти.

Прочитал вторую часть "Любавины" Шукшина. Убогость. Чувствуется желание писателя писать ради самого процесса. Возможно, это заготовка для романа. В таком виде Шукшин и не собирался печатать. Герой возвращается в родную деревню после долгой отсидки в тюрьме за поножовщину. Встречается с родными, которые организуют ему встречу с родичами, и накрытый стол с выпивкой.

Встреча с героиней. Танцы в деревенском клубе. Он не умеет танцевать, но его настойчиво приглашает красивая гордая девушка, учит его. Все узнаваемо, но сюжет примитивен, и столь же убогое описание, напечатали из уважения к покойнику. Читатель ничем не обогатился, можно было не публиковать.

Леня сказал, что ушел с первых же кадров "Покаяния". Странно и непонятно для меня такое поведение.

Сергей Тришкин рассказал ему, что московские писатели уехали не сразу, утром в воскресенье, как говорила Валя, а в час дня. Мол, Дмитриев отвел Тришкина в сторону и сказал:

— Атмосфера у вас нехорошая. Меня предупредили, что ты графоман, а я прочитал твои стихи, и они мне понравились. Будем печатать в "Студенческом меридиане".
Слова Тришкина взъярили Леню.

— Вот она какая! Сейчас уехала в Москву и, чего доброго, заберет мои рассказы из редакции, как уже однажды это она проделала со стихами Аршинова!

Все его мысли устремлены только на это. Зачем-то стал расспрашивать, где собирается "Лира"? Мои слова, что там "болото", проигнорировал, пошел к Аршинову домой и начал расспрашивать Сергея о Вале, почему она так поступает? Но больше говорил сам, как Валя прореагировала на похвалу писателей его рассказов.

Аршинов ему поддакивал, не спорил. Насыпал заварки прямо в стаканы и залил кипятком. Убрал остатки ужина с журнального столика, по сторонам которого стояли два старых кресла. У окна стол с портативной пишмашинкой, неубранная постель на софе, между дверью и стеной высокий стеллаж под потолок, беспорядочно набит книгами. Вторая стена совершенно свободна, видно, что недавно здесь стояли «стенка» или сервант, всюду непорядок, разбросаны вещи.
Леня было сунулся в раскрытые листки со стихами.

— Не читай. Я не люблю этого, — властно пресек Сергей.

Но через 15 минут сам прочитал свое последнее творение — "Выздоровление", о своём и страны, о свежем стремительном ветре. Каково самомнение!

Мы похвалили как вежливые гости. Но Леня придрался к слову "рюмашка", и стал умничать. Сергей скучающе слушал, но похвала понравилась, воодушевила.

— Я уже думал, что больше не смогу писать. Четыре месяца не писал. Ну, думаю, и, слава богу.  Мое выздоровление пришлось с выздоровлением страны. Нет, я оправдываю политику партии, всё же пил по-страшному, не умел пить.

— Ты что, перестал пить? — удивился я.

Он кивнул.

— Если будет стоять на столе, неужели не выпьешь? – Продолжал я поражаться.   
— Какой разговор? Конечно, выпью.

Я успокоился — всё становилось на свои места. Не много нужно умения и желания, чтобы эта бутылка появилась на столе. А Леня произнес: 
 
— Ну, Вячеслав, сказал таким тоном, будто бутылка есть.

Я понял, ему очень хотелось выпить, снять стресс, неприятное возбуждение, связанное с предстоящей публикацией. Он рассказал, что его жена, возвращаясь из Риги через Москву, позвонила Лопусову, который вспомнил про рукопись и сказал, что передал ее в редакцию, и уже от них зависит, напечатают или нет.

Потом Леня и Аршинов пошли в совмещенный туалет курить. Мне было неловко одному сидеть в комнате, и поднялся, подошёл к ним.

Выкурили по сигарете, но по-инерции не уходили оттуда, словно не хотели, чтобы я услышал их диалог. Конечно же, это было не так, но со стороны именно так можно было и подумать. Я стоял в прихожей у раскрытой двери и слушал их разговор. Собрались уходить. Сергей не удерживал и не приглашал заходить ещё. Иногда он вытягивал вперед шею, прислушиваясь, как хрустят шейные позвонки, видимо, у него остеохондроз сильнее, чем у меня.

Рассказывал, что работает главным инженером в СМУ, имеет свой кабинет, целый день ничего не делает, почти никакой ответственности, очень доволен такой работой. Живет один. Рассказ Тришкина о его женитьбе на директрисе, не подтвердился.  Я посочувствовал его одиночеству: в сорок лет оказаться у разбитого корыта, без семьи, не очень приятно.

24 марта начал весенний сезон пробежек сразу же с 38 минут по первой дамбе к шоссе. В городе снег тает, торчат черные струпья под углом в 45, а в лесу почти нетронутый снег и укатанная лыжня. Уже даже школьники катаются коньковым ходом. Работаю  во вторую смену — легкость в теле, готов ещё столько пробежать.

27 марта пробегал 39 минут. Комаров вернулся из командировки в Балаково на завод резинотехнических изделий, где работают три ОТК, цеховое, заводское и госприемка. В последнюю набрали с улицы, никакого представления о качестве, нет и приборов, всё на глаз, приблизительно, даже штангенциркулем не умеют пользоваться. Похоже, рассказ верен, так как и в газете сообщали о подобных историях. Вот и перестроились.

Я даже не знаю, как на это реагировать: смеяться или плакать. Все эти факты говорят о нашей полной развращённости: нам на всё наплевать, даже на свою страну, потому вот так и поступаем.

Батяев вернулся из отпуска, где читал отчет на 58-ми страницах о злоупотреблениях начальников высокого ранга, в том числе и Щелокова, которой по-дешевке продавал конфискованные вещи. У другого изъяли 200 килограммов золота и 800 тысяч рублей.

28 марта. Молодежь любит музыку потому, что она решает многие проблемки. Без музыки надо о чем-то говорить, а в голове пусто, всё время болтать об одном и том же надоедает. А в музыке легко стать знатоком, лишь заучив название ансамблей и несколько фамилий.

30 марта решился подойти к Попрыгину, который работал в соседнем корпусе, недалеко от Ямпольца, узнает ли? столько времени прошло, что я сам стал сомневаться, он ли? Но он узнал, когда я подошел, и молча встал возле него. Он в это время разговаривал с коллегой.

Через три секунды он посмотрел на меня и улыбнулся. Рассказал, что Скворцов, ранее работавший замдиректора в каком-то производстве, сейчас работает слесарем, мол, доругался с начальством, которое ему предложило перейти работать мастером, он отказался и ушел в ремонтно-транспортное управление, сначала было тяжело, а сейчас даже доволен, и надо было раньше уйти, нежели трепать нервы. Его дочь уже развелась с мужем, но живут пока в двухкомнатной квартире, скоро он должен уехать на Север, а она останется с сыном, он свою комнату забронирует. Таня работает в том же управлении диспетчером.

Алексей Напылов ездит на вахтовку, где работает подсобником, привозит по 600 рублей, тоже доволен, что времени свободного больше, и дачу можно достраивать, и нервы крепче будут.

Перетарификация везде по заводу прошла формально, снижали разряды тем, от кого хотели избавиться, или тем, кто не мог уйти с завода. Попрыгин рассказал об одном работнике, который только числился в бригаде, а сам занимался своими делами, то по заводу рыскал в поисках нужной детали, то сам вытачивал для себя, и зарплату получал, все видели, какой из него работник, но только сейчас решились снизить ему разряд и сказать, что так нельзя работать. Он обиделся и ушел с завода.    

Жена Ямпольца собралась ехать в Болгарию, помотали нервы, пока подписали характеристику, то не так составлена, то заседание парткома через неделю, а уезжать надо раньше, потом кто-то посоветовал повезти в Болгарию 250 пачек сигарет, коль обменный фонд в ЗОО рублей не устраивает. Володя отговорил ее, но, все равно, набралось два тяжелых чемодана, а в обратную дорогу прибавятся ещё и покупки. Едет с хором, пришлось брать тяжелые сценические платья и кокошники.

«Когда Брежнева стали упрекать, что без разбора принимает высшие награды от разных правительств, он, ответил:

— Я же отказался от награды Берега Слоновой кости — кольцо в   носу. 

Ганди, постукивая себя по пятну на лбу, сказала ему:

— Хороший ты мужик, только вот здесь не хватает».

31 марта утром -10. За все время, что здесь живу, не помню столь поздних холодов, но когда вышли с работы, было тепло, хотя и дул ветер. И я решил обкатать велик, хотя лишь центральные улицы очистились от снега, но и на них стояли лужи, особенно там, где положено ехать велосипедисту, в метре от обочины, и любой проезжавший автобус может обдать веером грязной и ледяной воды, и, вдобавок, брызги с колеса падали прямо на ногу, когда она зависала  в нижней точке. Но я понимал, чем раньше начну ездить, тем быстрее окрепнут ноги.

Поехал по дороге от автодиспетчерской. Ветер почти не ощущался, и было не холодно. Заехал в поселок Ст. Разина, но посреди поселка дорогу преграждала огромная лужа и я смалодушничал, повернул назад и почувствовал, ноги устали, поэтому решил ехать напрямую по улице Набережная, а не кружным путем, как сюда приехал, тем более ноги в простых носках стали мерзнуть, намокли.

Опасался, что по этой улице автобусы будут обдавать водой, но их было не так много, ехал почти с одной с ними скоростью, так как они задерживались на остановках. Дорога в ужасном состоянии, вся в выбоинах и трещинах, на автобусах не так сказывалось, как на велике.

Ни один зарубежный автобус не выдержал бы такой варварской эксплуатации, как наши. Дома поставил велик и схватился за большие пальцы ног — заледенели. Прокатался ровно час, ноги не болели и на следующий день.

Печать очень скупо пишет о встрече с Маргарет Тэтчер, которая приехала, возможно, как всегда, с большим опозданием, согласовывают, что можно писать, что нельзя.

Голоса передают о восторженной встрече, что явилось сюрпризом, как для них, так и для советских корреспондентов. В Олимпийской деревне Тэтчер зашла в магазин, купила буханку хлеба и банку частика. В Загорске поставила свечку за души угнетенных в Союзе, а ее министра телохранители не пропустили, у него был фотоаппарат, и они посчитали его за туриста.

Заявила, что правлению Горбачева не следует обольщаться, он действует по ленинским законам и принципам, часто его цитирует, и даже проводит тот же НЭП. Она встретилась с Сахаровым и вела продолжительную беседу о поборниках свободы. Мол, до этого не было с кем переговариваться, с Хрущевым нельзя, так как он был непредсказуем и кричал: «Мы вас уничтожим!» Поэтому США и не хотят разоружаться, помня этот устрашающий крик.

Твардовский описывает крестьян забитыми, неграмотными, с какой-то придурью, народ председателей не уважает, да и не за что. Один хвастался, как он вечно пакостил помещику, другой пакостил своим родственникам ради развлечения, и таких людей, против желания, назначали председателями. Один, почувствовав власть, распоясывался, другие терялись, третьи плыли по течению, что вверху говорили, то и делали.

Потом привыкли, пообтесались, и поняли, что и они могут жить припеваючи, если не лучше. Описывает намного реалистичней, чем Шолохов, правда, не с такой художественностью, но зато правдивей, без подхалимства перед властью. Сыновья репрессированных на всю жизнь сохранили кровоточащую рану-память о несправедливой обиде. Кто нанес? И даже не подумали загладить свою вину. Отсюда и вечная обида.

С первого апреля начали работать по новой тарификации, то есть и мы уже перестроились.

В час пришел Пихтовников и приказал остановить приемку, так как производственники своевременно не оформили листок разрешения на отклонения. Простояли два часа по дурости Комарова, который хотел их так проучить. Тем более начало месяца, план всегда успеют наверстать.   

Действительно, началась весна, снег заметно исчез, появилась земля с прошлогодней травой. Впереди половодье.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/07/03/503


Рецензии
Актуально даже очень!

Нелли Федоренкова   02.11.2012 20:24     Заявить о нарушении
Нелли, спасибо за поддержку.

Вячеслав Вячеславов   03.11.2012 08:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.