Печать в паспорт

Я давно порывался, но всё время куда-то заносило. А теперь вот кажется
время есть. Этот очерк был рассказан в прямом эфире несколько лет назад. Я не готовил шпоргалок, тезисов и пр... Как прозвучал, так и спишу в дневник. Не будьте слишком строги, но после эфира меня встретил глава района и совершенно искренне предложил перезахоронить дядю Лёву к Марии. Значит его действительно потрясло(меня это предложение тоже) И так:

Здравствуйте дорогие земляки!

Сегодня 9 марта... Вчера был большой праздник и я хочу поздравить всех женщин и матерей и дочерей и невест с этим добрым днём!
Во время выходных я листал спутниковое телевидение и на одном из центральных каналов услышал дискусию, связанную с этим днём, но речь шла
о гражданском браке. Одни говорили это хорошо, другие, что это плохо, третьи - вообще,"что это за термин такой". И я вспомнил одну историю,
свидетелем которой был сам.
Сегодня я хочу рассказать ВАм ещё одну новороссийскую историю, может быть о гражданском браке, может о печати в паспорте, не знаю...
Посмотрите, поразмышляйте вместе со мной.
В восьмидесятые годы я жил в многоэтажке и у меня были соседи - пожилые люди. Мария и Лёва. Интересная пара, им было еже за 80. Прожили они
вместе более40 лет. Мария - маленькая старушка, с виду щупленькая такая, но знаете - комок энергии. Она могла, ни свет, ни заря встать и подежать
куда-то, куда-то в горы, найти родник, хорошую воду и после обеда принести её домой, да ещё и угостить соседей. Осенью она ходила собирать виноград - пасынки, как видно и сейчас называют такие гроздья(после того, как урожай соберут, за листиками остаются такие маленькие гроздочки.
Бригаде её не видно, а может быть и времени нет каждый листок отодвигать, а жители ходили и собирали. Вот она утром уходила вместе с такой же пожилой женщиной как и она, но маленькая - дунешь и рассыпется... А рядом с ней была большая такая. И, как обычно их отлавливал сторож.
Вы, говорил он Марии, можете оставить себе виноград(она вызывала у сторожа жалость), а Вы всё отдайте! И вот Мария - этот божьий одуванчик,
тащила весь, собранный виноград домой, а тот, кто был с нею, обижаный сторожем, возвращался домой ни с чем. А Мария раздавала виноград соседям и даже мне перепадало. Она могла купаться в зимнее время в море, была практически моржем. В общем вела активный образ жизни. И Вы
знаете, глаза у неё были очень молодые, какие-то искрящиеся глаза...
Вместе с ней был дядя Лёва и он был тоже оригинальным человеком. Любил астрономию, иногда приходил ко мне, а я сначала не понимал зачем и почему... Но он просил, чтобы я посчитал ему какие-то эфемериды, приносил мне справочники, говрил о направлениях планет и их особенностях движеня. В чём мог я помогал, что-то перенимал. Он знал как делать телескопы - зеркальные. Он знал фамилии людей, которые делали самые большие любительские зеркальные телескопы, с ними он общался и переписывался. У него самого был хороший любительский телескоп "Мицар".
Дедушка Лёва былл такой большой, крупный человек. Очки у него были круглые и мне он очень напоминал учёного пятидесятых. ОН ходил с палкой и вот, когда он шёл, это было два метра - два метра было занято, потому, что палка была правее, он сам как-то так ходил, что называется в развалочку и это стало причиной того, что он однажды обратился ко мне с просьбой:"Саша, забери у меня телескоп!"
Зачем, дедушка Лёва? "Ну как зачем -он мне мешает, я стукаюсь о него палкой" Дядя Лёва, это вещь дорогая, она Вам и самому нужна.
"Нет забери, когда мне нужно будет я прийду к тебе и посмотрю на звезду". В общем он практически заставил меня забрать этот телескоп к себбе в квартиру.
В середине восьмидесятых Марии не стало. Дедушка Лёва попросил меня организовать похороны. Ему понравилось одно из кладбищ за пределами
горда. И действительно оно одно из самых красивых в округе. Я нашёл человека, он знал председателя сельсовета. Упросили и место дали. Дедушка Лёва попросил, чтобы рядом с могилой Марии было место и для него. Так и сделали.
Прошло ещё несколько лет и это был уже 88 год. Я уезжаю учиться в Ростов. Прошёл год. Звоню домой и спрашиваю у отца,как дела? В семье всё нормально, поговорили об остальном... Но вот ты знаешь, дядя Лёва умер. Ой ой ой, никак не получается у меня приехать вовремя и помочь его похоронить. Детей у них не было, родственников тоже, поэтому миссию по организации этой процедуры взяли на себя соседи.
Через несколько дней, когда я приехал и спросил как ...
- Да всё нормально
-Где похоронили дедушку Лёву?
- На Кабахахе(так называется гора, по которой и дал народ имя кладбищу) сказали мне.
-Как на Кабахахе, ведь он оставлял место рядом с Марией!
-НЕ получилось.
-Почему?
-Потому, что в паспорте не было штампа, о том, что они супруги!
Такая вот получилась и история.
Я благодарен дедушке Лёве за то, что он открыл мне звёздное небо . Я и сейчас беру этот телескоп "Мицар", смотрю в него и вижу фазы венеры, смотрю на луну, вижу спутники юпитера, когда друзья приходят в гости, я и им показываю что-то красивое....
Это очень много, ведь звёздное небо открылось мне, благодаря ему... Но, знаете, когда я беру этот телескоп, естественно вспоминаю дедушку Лёву.
ОН как бы видится мне и возникает видение, будто он вздыхает - вздыхает как-то так тяжко. Вздыхает потому, что не осуществилась его последняя мечта. И после смерти быть рядом со своей Марией.


Рецензии