Т. Гумбатова. Рихард Вагнер и религия

Т.Гумбатова.  Рихард Вагнер и религия.

 Один из крупнейших фигур Х1Х века великий музыкант Рихард Вагнер на протяжении всей своей жизни постоянно находился в состоянии внутреннего и внешнего конфликта, фантастических противоречий, отличался достаточно своенравным характером,что и привело к невольному непониманию его как человека.
Многие пытались объяснить это присутствием в его жизни рокового числа 13. Он родился в 1813 году и умер 13 февраля. Одним из черных дней в его жизни стало 13 марта 1861 года, когда первое представление оперы «Тайгензер» в Париже принесло ему трагическую неудачу. Свою последнюю оперу «Парсифаль» он окончил 13 января 1882 года.
   В жизни и творчестве Рихарда Вагнера не последнюю роль играло его религиозное мировозрение. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, на Брюле в старинном доме, носившее живописное название «у красно-белого льва». Через два дня он был крещен именем Вильгельм Рихард в лютеранской церкви св. Фомы. За 90 лет до этого, в этой церкви начал свою работу в качестве церковного кантора великий Иоганн Себастьян Бах.
   Детская жизнь его протекала в Саксонии, которая на фоне феодального развала Германии, была одной из наиболее передовых стран. Эта земля была оплотом Лютеровских реформ и творений знаменитого художника Лукаса Кранаха.
   Все его предки были причастны к церкви и школе - органисты, пасторы, учителя. Верные лютеране. Мать была очень религиозна и часто держала перед детьми длинные речи о Боге и божественном в человеке. Дети читали вслух песни из книг церковных песнопений и учили молитвы. После смерти отца шестилетним мальчиком его направили в деревню Поссендорф к пастору Ветцелю. По вечерам пастор читал им Библию, рассказывал о Робинзоне, сопровождая свои рассказы поучительными разговорами. Большое впечатление произвели на него чтение биографии Моцарта и истории Греции. Он получил там основы здорового и разумного воспитания.
    Пастор оставил добрый след в его душе. Приехав через несколько лет на похороны пастора, Рихард увидел на месте старого пасторского дома богатое здание. Это настолько его огорчило и настроило против этого местечка, что он больше никогда «не совершал прогулки в эту сторону».
    После смерти отчима он продолжил учебу в маленьком старинном городке Эйслебен, в котором находился дом великого реформатора Мартина Лютера. Впоследствии,  многие воспоминания о его пребывании там часто являлись ему во сне.
Общение с одним из пасторов во время подготовки к конфирмации «сильно понизило» его уважение к церковным служителям и обрядам. В своей книге «Моя жизнь» он так описывает свое состояние: «Мальчик, который еще восьми лет с мучительной тоской глядел на запрестольный образ в церкви и, приходя в экстаз,  желал быть вместо Спасителя на кресте, теперь настолько уже потерял всякое уважение к Духовнику, что не без удовольствия, высмеивал его и даже часть денег, предназначенных ему за исповедь, тратил на лакомство». В связи с этим у него возникло страстное  желание  не идти на конфирмацию и к своему первому причастию. Но когда с хора полились звуки органа, и послышалось пение « такой трепет охватил « его, что вместе с остальными конфирмантами он подошел к алтарю и принял хлеб и вино. После этого он ни разу не соглашался пойти к причастию, «что было для меня возможно, так как протестанты, насколько известно, не принуждаются к этому». Безусловно, эти пережитые в детстве чувства и стали причиной противоречивых взаимоотношений Вагнера с церковью и религией.
   Он с детства отличался удивительным упрямством.   Одаренный разнообразными способностями /живопись, литература, драматический театр и пр./, Рихард не сразу остановился на музыке. Только в 18 лет он приступил к серьёзному изучению музыки, и решающую роль в этом принадлежала его встрече с пастором Теодором Вендлихом, кантором Fhomasschule, который своим собственным примером внушил ему любовь к музыке.
  Вследствие влияния романтиков, он был до 1848 года религиозным христианином с аскетическими и пессимистическими наклонностями. Рихард представлял себе вселенную, управляемую живым Богом, с которым люди могут входить в сообщение через молитву. И люди должны стремиться к тому, чтобы постигнуть идеал красоты и непорочности после смерти, в «том свете».
    Под влиянием философа Людвига Фейербаха с 1848-1854 год он становится атеистом и оптимистом. В своих пьесах »Тайгензер» и «Лоенгрин» он утверждает, что человек должен найти свое счастье на этой земле, в этой жизни, а не в каком-то воображаемом раю. Но несмотря на воинствующий атеизм, в душе он остается верующим – он верит в Бога, верит в природу, в человека, в будущее человечества. В этот период он более революционер, чем христианин. С 1854 года он обращается к пессимизму Шопенгауэра, но к концу жизни опять склоняется к оптимизму. Такова историческая эволюция религиозных взглядов Вагнера.
 Но всю свою жизнь он верил в Бога и в избавительную силу Великой Музыки.
Рихард Вагнер считал музыку  единственным искусством, которое может раскрыть внутреннюю сущность христианской религии. Только музыка, уводя человека от действительности, может дать ему чувственное ощущение божественности. Симфония Бетховена, по мнению Вагнера, есть более высокое откровение христианской истины, чем все догматы. Церковная музыка несет всем людям добрую весть и утешает их в их действительных бедствиях. Звуки ее находят себе «доступ в самую глубь нашего существа, доносят до наших раздавленных сердец отдаленное эхо того царства мира и славы, куда зовет нас наш божественный Спаситель». Об этом он писал специально в работе «Религия и искусство».
  Религия, считал Вагнер, внутреннее дело каждого человека. Что же касается божественного видения, то, по его мнению, оно не может выражаться никакими словами проповедника.
  В его личной религии самое важное место занимает Иисус Христос. Ни в какой момент жизни он не переставал чувствовать к нему самого набожного благоволения. Высокий образ Спасителя он носит глубоко запечатленным в своем сердце и сохраняет его чистым и неприкосновенным. Для него все христианство заключается в трех словах - Любовь, Вера, Надежда.Поэтому и в жизни Вагнер проповедовал любовь, подвиг, сострадание. Это его Lieblosingkeit.
 Вагнер не был каноническим христианином, и не принадлежал ни к какой церкви, которая, по его мнению, является орудием силы, власти и соперничества в государстве. Протестантов он упрекал за их слепую веру в Библию, которую Лютер считал вдохновленной Богом, католиков - за внешнюю помпу, за культ святых и за приобретение ею материальной власти. Девиз церкви: «кланяйся и молчи» противоречил всему его существу.
   Рихард Вагнер был сильной личностью. Выбрав путь, он двигался по нему с невероятной энергией и не позволял себе остановиться ни перед какими препятствиями. Это был самый упрямый человек своего времени, честолюбивый, верящий в свои силы. Он был из породы победителей. И поэтому при жизни возбуждал у одних удивление, у других - непримиримую ненависть. Но всю жизнь он был верен – первому сыгранному им в жизни музыкальному произведению: »Verb.  Immer Treu und Redlichkeit- Будь всегда правдив и честен».
    Бурная творческая и личная жизнь привела к желанию поселиться в маленьком уединенном месте. Таким местом стал городок Байрейт,  расположенный недалеко от Нюрнберга, где он построил себе виллу.
Своему парку-вилле композитор дал символическое название «Ванфрид», составленное из двух немецких слов: Wahn- мечта и Fried – мир, покой.
На доме - сочинение Вагнера:
«Hier, wo mein Wahnen Frieden fand
sei dieses Haus Wahnfried genannt
Здесь, где мечты мои нашли покой.
«Покой мечты» я назову тебя, мой дом.»
   Здесь же в 1874 году по проекту Г. Земперса Вагнер построил театр - «Дом торжественных представлений». Это единственный в мире театр, на сцене которого ставят произведения только одного автора- Рихарда Вагнера.
Здание театра стоит в парке, по аллеям которого во время антрактов прогуливается публика. Вместо привычных звонков, перед началом акта, трубачи играют какой - либо лейтмотив, из идущей в этот вечер оперы.
    Торжественные спектакли в этом городе посещали выдающиеся музыканты разных стран - Чайковский Рубинштейн, Кюи, Л. Сен-Санс, Григ, Брукнер и др.
13 февраля 1883 года в Венеции Р. Вагнер умер от разрыва сердца и под звуки похоронного марша из «Заката богов» нашел вечное упокоение в парке виллы Ванфрид.  Он умер в полном апофеозе, в полной силе своего гения. Вся артистическая Европа приняла участие в его похоронах и проводила его до могилы, которая заранее была приготовлена им. Тяжелая мраморная глыба серого цвета, гладкая, без эмблемы, без орнамента, даже без надписи!  Возможно потому, что в этой надписи» Richard Wagner» по случайности тоже тринадцать букв.
  Так было угодно Богу, что через три года, приехав к своей дочери Козиме, жене Рихарда Вагнера, великий композитор Лист внезапно скончался и был похоронен в саду виллы подле могилы Вагнера.
  Два великих друга - музыканта, шедшие различными путями к одной цели ,после смерти оказались рядом на вечные времена.
Опера» Парсифаль» - венец его жизни. В этом произведении он дал окончательное выражение своим религиозным и моральным концепциям. По его требованию, первый раз эта опера была поставлена через тридцать лет после его смерти.В 1913 году .согласно германскому закону  об авторских правах сочинение композитора стало общественной собственностью.Это очень огорчило наследников Вагнера,которые считали,что это произведение должно быть поставлено только в Байрейте. В памяти людей к этому времени уже стерлись впечатления его современников, и это позволило более глубоко понять Вагнера как человека.
В 1923 году в  Баку   отмечали  дни  памяти  Вагнер .  По инициативе руководителя Бакинского государственного театра русской оперы, режиссера П.И. Амираго,  27 января в субботу была поставлена драматическая опера Вагнера »Лоенгрин». Она была приурочена к 75-летию  со дня ее первой постановки.
    Тогда была проделана огромная работа- усилены симфонический  оркестр под руководством дирижера С.А.Столермана  и  хор под руководством хормейстера Я.А.Гросссмана. Профессионализм исполнителей  достиг  такого уровня, который позволил  точно выполнить все требования сложной вагнеровской партитуры. В  музыкальной драме Вагнера  удалось достичь  идеи   греческого театра,   глубины Шекспировской драмы и   эмоционального напряжения Бетховенской музыки. Это был праздник духа.   Лоенгрин  предстал настоящим: ослепительный солнечный луч  в серебреных сапогах , с рыцарями и лебедями .   Бакинская публика перед началом спектакля  вместо обычных звонков  о начале действий, оповещалась звуками скрипки,  а потом  троекратными  фанфарами. Постановку осуществил Н.Н.Боголюбов. Декорацию оформлял  германский художник Карл Берлин. В спектакле участвовали   Л.Карпов.  М.С. Маровская, В.К. Линецкий  и др.
  По условиям того времени,   после привычных - «Аиды» ,»Евгения Онегина»,» Травиаты» и оперетты «Сильвия»  , это было не только  художественным событием огромной важности.  Это  было подобно революции. Спектакль шел с аншлагом в течение всего года- первый и последний   раз в  Баку.
 Центр встреч «Вилла Петролеа» при Евангелическо-Лютеранской общине г. Баку часто проводит музыкально-литературные вечера, посвященные знаменитым немцам. Учитывая, что мы являемся религиозной общинной,определенный интерес представляет для нас отношения этих людей к Богу, религии, церкви. Такой вечер был проведен в 2003 году.Статья Т.Гумбатовой:»Мечты о мире Вагнера"  к 190- летию со дня рождения и 120- летию со дня смерти Рихарда Вагнера» была напечатана в 2003году в «Московской немецкой газете, № 8.


Рецензии