Образ цесаревича Александра Николаевича в иконе

Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) стоит рядом с отцом Николаем I. На плечах – плащ воина, под ним тельник, на ногах кампаги, — знаки будущего Царя-«Освободителя». Средневековый тип одежды имеет символическую связь с древнерусскими князьями Борисом и Глебом, пострадавшим как и Александр II, от своих же братьев-христиан. На сцене Александру — 21 год. Впереди Крымская война (1853-1856 гг.), начало реформ (Крестьянская реформа 1861 г.), в течении правления семь покушений с трагическим последним. И духовная связь с отцом должна иметь сакральное значение. Так в ночь перед подписанием Манифеста о начале Крымской войны Александр II мучился вопросом, какое решение принять. Во сне ему явился отец, вошел в его комнату, обнял сына, благословил на войну. Исход сражения был очевиден. Турки были разбиты, братья-славяне освобождены. Закладная плитка в руках Александра должна определять символическую связь с наследием отца Николая I — передачу государевых ключей будущему правителю. Такую же плитку держат, за ним: младший брат царя — Великий князь Михаил Павлович (в розовом хитоне), — митрополит Московский Филарет (в темной рясе в знак рабочих будней), будет изображен напротив фундамента, с другой стороны.
                / январь 2003 г. /

Деталь 3 клейма иконы Новоруская Богоматерь "Закладка Храма Христа Спасителя, 1839 г.".


Рецензии