Феномен лукашенко

                ОТ "САШКИ" -- К "БАТЬКЕ"
                глава первая
               

   Есть известное изречение:"Каждый народ достоин того правителя, которого заслуживает".
   И  население Беларуси здесь не исключение. Более того, может быть, оно в еще большой степени, чем какой-либо иной страны, подтверждает правоту этого утверждения.
   Особенно наглядно подтверждает ее белорусская оппозиция. Я уже двенадцать лет живу в Израиле, а главные белорусские оппозиционеры - все те же мои давние знакомые, у которых не раз брала интервью и в начале, и в середине их деятельности. И в силу этого многое знаю о них того, что теперь   неизвестно широкой публике.
   Они уже не один десяток лет нигде не работают, являясь "профессиональными революционерами". Но жить-то надо, и живут, и, судя по всему, очень даже неплохо. На чьи деньги, тоже понятно. Однако в данный момент разговор не об этом. Меня занимает другое:все они упрекают Лукашенко, что он "задержался" у власти и узурпировал ее.
   Слов нет,-задержался. Но почему? Как ни прозвучит это парадоксально,- в большей степени потому, что "задержались" и "главные оппозиционеры". Они та вторая колонна, на которой устойчиво стоит власть Лукашенко. Он несменяем, но и они -тоже. Он не дает хода тем, кто мог бы стать его преемником, и они - тоже не пускают молодых во власть в своих партиях,- наиболее наглядные примеры - Объединенная гражданская партия во главе с бессменным лидером Анатолием Лебедько и Партия "Справедливый мир" (так теперь называется бывшая партия коммунистов) во главе с  Сергеем Калякиным.
   И поэтому их постоянные стенания о том, что пора бы сменить режим Лукашенко рассчитаны на какую-то часть наивной молодежи и, разумеется, Запад,- этот неустанный "борец за демократию", разумеется, всегда в своем понимании. Но вы-то когда сменитесь? Вы-то когда дадите проникнуть в свои бронированные ряды свежему ветру?
   Увы, они настолько считают себя незаменимыми личностями, что даже и помыслить не могут, чтобы поставить себе этот вопрос, не говоря уже о том, чтобы уйти.  Вот если им не окажут доверия в партии... Ну как же не окажут, когда все под них сколочено?
   И чем они лучше Лукашенко? Тем, что приклеили к себе ярлык демократов?
   После недавнего экономического кризиса, который был в Беларуси, когда люди не могли свободно купить в обменниках валюту, когда снова попытались вылезти валютные спекулянты, оппозиционеры предрекали что уж теперь-то народ поднимется и свергнет Лукашенко. Не поднялся. Тогда они стали ждать народного бунта, когда в стране чуть ли не ежедневно и чуть ли не на все стали повышаться цены. Бунта не было.
   И теперь оппозиционеры, и особенно те, кто именует себя политологами, любят рассуждать о том, что белорусы - та нация, которая ко всему приспосабливается, что она инертна, что ее идеал - были бы на столе чарка и шкварка, и что так ее воспитал Лукашенко.
   А ради кого должны бунтовать белорусы?  Ради этой оппозиции, которая набирает на выборах в лучшем случае несколько процентов голосов? И не потому, что итоги выборов, как утверждает оппозиция, фальсифицируются. Да народ ее просто не знает, а она не знает свой народ.
   Лукашенко, в отличие от нее, хотя и высоко взобрался, и отяжелел, и поседел, и диктатором стал, все равно понятнее простому люду, чем они. Его есть за что ругать, чем возмущаться и негодовать, но он привычен, он по-прежнему свой, хотя и чужой одновременно.
   Восемнадцать лет назад Лукашенко победил на президентских выборах председателя Совета Министров Кебича именно потому, что для народа, особенно сельских жителей, он был свой. Еще никто никогда не говорил с ними на их языке так, как Лукашенко. Ему не надо было ни притворяться, ни лгать, ни подстраиваться под эту сельскую массу. Он - один из них, и разговаривать иначе он просто не умел.
   Лукашенко родился и вырос в деревне. И хотя окончил исторический факультет в Могилевском пединституте, поступил еще заочно учиться в Горецкую сельскохозяйственную академию. Работал в Шкловском обществе "Знание", а затем возглавил совхоз "Городец".
   Политиком он стал, когда был избран депутатом Верховного Совета БССР, ставшей в 1991 году независимой Беларусью.
   Вот и весь багаж, жизненный и политический, с которым Лукашенко тогда отправился на президентские выборы. И победил.
   Чем же он взял свой главный электорат - сельских жителей? Тем, что сам из их среды, а, главное, он пообещал, что не распустит колхозы, как сделали это в Литве. Сразу видно, что свой человек говорит, а не всякие там интеллигенты из Минска (БНФ под руководством своего лидера Зенона Пазняка призывали колхозы распустить).
   Они любовно называли Лукашенко "наш Сашка", с восторгом приветствовали его всюду, где он появлялся на предвыборных встречах, тянули к нему руки, чтобы дотронуться до него, а если удастся, и руку пожать.
    Я не знаю в Беларуси другого политика, который бы смог так располагать к себе людей. Даже теперь, заматеревший и хмурый,  явно уставший и подозрительный, он все еще что-то сохраняет в себе от того, прежнего "Сашки".  Хотя как-то быстро перешел на следующий этап - из Сашки стал "батькой". Что, очевидно, больше соответствовало его новому внутреннему состоянию.
                продолжение следует
 


Рецензии