Одесса

Мусор накатывал тяжёлыми волнами,  ударяясь о борта судна. Сколько хватало глазу,

качаясь на воде, плыл мусор...  Одесса. Я всегда мечтала ещё раз  попасть в этот

город и увидеть его таким, каким его описывают:  в цветущих акациях, с

Потёмкинской лестницей, Дюком и, конечно же, с его знаменитым Привозом. Жаль, не

сбылось...


B то холодное хмурое утро я увидела его с чёрного входа. Не знаю  на

каком именно из причалов стояло  наше судно, но утро было, действительно, хмурым

и холодным. Несмотря на то, что было лето.  Было начало августа , а музыканты, с

помпой встречающего нас духового оркестра, были одеты в телогрейки, широченные

штаны ( как я потом узнала - клёш) и кепки с пуговкой посередине. Я сверху всё

хорошенько разглядела. Такой моды я никогда  раньше не видела и и их вид меня

рассмешил. Оркестр играл какие-то незнакомые марши, пассажиры начали толпиться на

палубе, и наконец спустили трап. По обе стороны трапа стояли неулыбчивые мужчины

в серых шляпах и серых плащах с очень смешным (как я узнала позже) названием

"макинтош". После того как с трапа сошёл последний пассажир, "макинтоши" тут же

выстроились в молчаливый живой коридор, ведущий к одиноко стоящему серому зданию

с огромным холлом внутри. Там нас уже ждали. Говоря "нас" я имею ввиду не только

свою семью, но много сотен семей с детьми, сошедших в тот день с борта парохода.



В холле было расставлено с десяток столов, с прикрепленными к ним табличками,

указывающими буквы алфавита, и к ним потоками начали устремляться прибывшие

эмигранты. Посредине холла стояла огромная урна, куда в обязательном порядке

нужно было скидывать все иностранные документы. Вce! Без исключения. За этой

процедурой бдительно следили два "макинтоша". Мои родители были коммунистами, у

них были партийные билеты. Больше они их никогда не увидели.(Забегая вперёд могу

сказать, что они ни разу об этом не пожалели). Не знаю каким чудом моей маме

удалось сохранить наши с братом свидетельства о рождении. Это так и осталось для

меня загадкой. В своё время не спросила, а теперь уже и спросить не у когo.

Лишившись документов, люди  враз стали никем... В  срочном  порядке  всем стали

выписывать советские паспорта. Взяли отпечатки пальцев... У всех, включая

малолетних детей. И мне, пятилетнему ребёнку, намазали все десять пальчиков

мастикой, а потом аккуратно откатали их на бумагу... Несмотря на пафосные речи и

помпу с оркестром, как-то странно встречала нас "Родина". Я тогда ещё не знала,

что это было только начало...


Вся эта  утомительная процедура затянулась на долгие дни и нас поселили в

плавучем отеле на территории порта. Там же  заполнялись анкеты, в которых среди

множества вопросов нужно было указать причину приезда в СССР и конечный пункт

следования. Для этого формировались спецсоставы с "сопровождающими", не

разрешающими никому выходить на промежуточных станцияx. Нам ещё очень повезло,

что мы до своего "пункта следования" в конце концов добрались, но такими

счастливчиками оказались далеко не все.  Многих, вместо поездки к родным и

близким, направили как рабочую силу на Донбасс и целину, даже не поставив их в

известность, и люди узнавали об этом только по приезду.


Я обо всех этих подробностях узнала намного позже от родителей, а

тогда я была ребёнком и запомнила только то, что бросалось в глаза и разжигало

моё детское любопытство. Помню ещё, что мне очень хотелось увидеть город, но

выход за территорию порта нам был запрещён.


Прощай, Одесса, в цветущих акациях город, в котором ни разу я не была. Как

жаль...


Рецензии