Научить невозможно!

 Ты думаешь, что учишь, на самом деле он учится сам. Научить ничему нельзя, можно только создать условия для обучения. Все остальное не обучение, а натаскивание. Да и вообще «педагогика – это шарлатанство» - /А. С. Макаренко в одном из писем жене/. «Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» - /Мария Кюри – Склодовская/ Как выяснилось, талантливые дети чрезвычайно редко бывают отличниками в школе. Математические олимпиады, например, - это всего лишь тесты для выявления «интеллектуальных» спринтеров и тяжеловесов и не более. Среди бывших их победителей крайне мало не только ученых, двигающих вперед науку, но даже докторов наук, профессоров. И наоборот, будущие гении в школе не обязательно были светочами знаний и образцами прилежания. Больше всего на свете Эйнштейн любил игру на скрипке и плавание под парусом. Однажды он заявил, что использование двух сортов мыла для разных целей слишком осложняет жизнь. Разговаривать он начал только в шесть лет, был заторможенным ребенком с отвратительной памятью, а в школе имел репутацию недалекого. Зато у него было всего два правила: «Не имей вообще никаких правил! и «Будь независим от мнения других!» Этого оказалось достаточно.
   «Ни один человек ничего не может открыть вам, кроме того, что лежит в полудреме на утренней заре вашего знания. Учитель, расхаживающий в тени храма среди подопечных своих, не мудрость передает им – скорее вселяет в них веру свою и умение любить. Если он действительно мудр, то не станет предлагать вам вступить в обитель мудрости своей – скорее подведет вас к порогу собственного вашего разума. Ибо воображение одного человека не может одолжить свои крылья другому. И как каждый из вас один стоит перед Богом, так должен каждый из вас быть одиноким в своем познании Господа и в своем понимании Земли» - /Халил Джибран, ливанский поэт – философ/
   А теперь я, пожалуй, опровергну сам себя. Что поделать, нет правил без исключений. Одно из них гласит: есть правила, для изучения которых не надо создавать условия. Их надо просто выучить. Зазубрить. Например, правила поведения ребенка в экстремальной ситуации.

   «Порода сильнее пастбища» - /Д. Элиот/. Поэтому, пытаясь изменить ребенка, начни с себя, добейся чего-то ну, сделай зарядку что – ли, /физическую, конечно, а не «мобилки»/. 
   Благоприятная среда – залог выдающихся способностей. Нельзя воспитать качество, отсутствующее в окружающей среде. Плох или хорош твой ребенок, ты – одна из причин того, что он именно таков. «Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров. Самый простой пример убедительней самой красноречивой проповеди» - / Луций Анней Сенека/ Дети заимствуют скорее модели поведения, чем слова. Твоему ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда не видел, как это делается. Поэтому рано или поздно он последует твоему примеру, а не твоему совету. Забудь о телевизоре. Если ты читаешь, он тоже будет читать, делаешь упражнения, - он тоже будет их делать, чокаешься – он будет
соответствовать. Прикинь: смог бы сын, которым ты когда-то был, гордиться таким отцом, как ты?! «Мама, мама, иди сюда! Папа по телевизору выступает»
   Показывай, а не рассказывай. «Не показывай пальцем. Покажи собой» - С. Е. Лец. Ничто не поздно, папа с мамой! Не завтра, не сегодня! Прямо сейчас! И больше юмора: «Ребенок, у тебя хорошая наследственность» Может быть, когда – нибудь, потом и он скажет то же самое. О себе. Своему ребенку.
   Юмор. Для борьбы с жизнью лучшего средства не найти. Для развития ума, пожалуй, тоже. Может быть поэтому, как показали исследования, ребенок начинает улыбаться еще до рождения, в утробе матери. Ведь «свобода начинается с иронии» -/ В. Гюго/ Как ни странно, только недавно английские ученые установили, что чувство юмора не зависит от генов и по наследству не передается. Его создает только окружающая человека среда, обстановка, семья и пр. Эдвард де Боно, автор книги «Рождение новой идеи» утверждает, что юмор и творческий процесс – это фактически одно и то же. И в том и в другом случае мозг устанавливает ценность мысли, ее не шаблонность, абсурдность или конгениальность. Этот алгоритм присутствует, как при подаче серьезной инженерной идеи, так и при травле анекдотов.
   Разве можно понять и полюбить, если никогда не смеялся вместе с человеком?! Внуку я задаю смешные вопросы: «Кто ходит сидя?», «На что похожа половинка апельсина?», «Из какой посуды нельзя покушать?», «Какой рукой удобнее размешивать чай?», «Что можно приготовить, но нельзя скушать?» и т. д. Потом мы смеемся над ответами. «Юмор – это редкое состояние талантливого человека…,когда ты весел и умен одновременно» - /М. Жванецкий/
   Нескольким детям я задавал вопрос: «Как одним словом назвать лук, огурец, помидор, капусту?» Те, кто помладше, затруднялись, постарше отвечали правильно: - «Овощи» Мой внук, не задумываясь, отрезал: - «Салат!» Взрослый и высоко образованный дядя, которому я похвастался этой историей, возразил: «Какой же это салат?! Салат это когда овощи нарезаны, перемешаны и заправлены уксусом, майонезом, маслом» О количестве масла в его умной голове я могу лишь догадываться, поэтому спорить не стал. Что, если бы внук ответил: «Огород!», «Борщ!» или «Натюрморт!»?
   Когда он приходит из школы, я никогда не спрашиваю, какую оценку он получил. И это вовсе не связано с особым статусом школы, в которой учится мой внук. Я спрашиваю у него, что нового он узнал, чему научился, что больше всего понравилось, какие были трудности, кому он сегодня помог и самое главное,- хочется ли ему идти в школу завтра.

- из книги "Евангелие Детства от Старого Павиана"(первое издание)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.