Штольня...

На краю посёлка Западного, ближе к 24-й шахте, прямо в тело горы уходила неизвестно кем сделанная  штольня. Штольня была сделана по всем правилам, трапециевидной формы, книзу шире, а кверху уже. Её стены  были выложены побелевшими от времени брёвнами, а по низу, в лужах воды, была проложена узкоколейка, уходящая куда-то в темноту, в глубину горы.
Кто-то из взрослых на Серёжкин вопрос:
-Что там внутри находится?
Ответил, что там, в самом сердце горы, живёт чёрт и караулит в темноте свои жертвы. Серёжка был ещё маленький и во всю эту чертовщину искренне верил. Иногда он с мальчишками забегал туда неглубоко, шлёпая по лужам, и даже пробовал кричать, рассчитывая успеть убежать от выскочившего чёрта, но тот почему-то выскакивать не спешил. Там, в темноте постоянно что-то капало, а призвав на помощь фантазию, можно было услышать какие-то осторожные шаги и тихие, зловещие разговоры.

Как-то летом, когда Сергею шёл уже седьмой год, ему сильно досталось от матери, бившей его часто и нещадно. Она называла это воспитанием. Серёжку тогда  отлупили пацаны с соседней улицы, и в поисках сочувствия, он со слезами прибежал к матери. Мать же действовала как всегда решительно и жёстко. Со словами:
-Не ходи, не жалуйся - она схватила висевший на гвозде старый отцовский ремень и набросилась на сына. Вырвавшийся из рук разъярённой матери, Серёжка не помнил, как ноги сами привели его к штольне. Осмелев и считая, что хуже уже не будет, он пошёл в темноту, чиркая спичками.

Метров через пятьдесят, когда впереди была всё та же неведомая темнота, а позади квадрат света, Серёжка наткнулся на несколько железных вагонеток, стоящих наполовину в черной, затхлой воде. Слева начиналось какое-то ответвление, и из стены торчала, сделанная из горбыля, дверь. Дальше штольня резко уходила вниз и была доверху заполнена водой. Потянув за ржавую скобу, он приоткрыл тугую тяжёлую дверь и увидел в смутном свете горящей спички небольшой закуток, где по стенам стояли две широкие лавки, а посередине самодельный стол с опорами из накрест сбитых досок. С потолка свисала разбитая электрическая лампочка. Всё это дышало грязью и затхлостью.

Нащупав в полумраке какие-то доски и щепки, Сергей разложил небольшой костерок прямо на земляном полу. Тишина была гробовая, но страха почему-то не было:
-И всё это враньё - думал он, сидя у огня, - нет никаких чертей, просто здесь что-то добывали, а потом ушли. Вот не пойду больше домой, уж здесь-то меня никто не найдёт.
Когда Сергей проснулся, было темно и сыро, холод пробирал до костей. Нащупав спички, он чиркнул о коробок. Его снова потянуло на свет, очень хотелось есть, да и обида на мать уже улеглась. Осторожно переступая с камня на камень, он стал пробираться к выходу.

Наверху было в разгаре короткое северное лето, светило никогда не заходящее солнце и щебетали птички. Сергей устроился у выхода из штольни на камнях и пытаясь отогреться, снова развёл костёр. Вдруг невдалеке он увидел солдата на коне, тот тоже его увидел и направился прямо к нему.
-Мальчик, тебя не Серёжей зовут - обратился он, подъезжая на коне.
-А что? - спросил он удивлённо.
-Ну, тогда быстренько залезай ко мне на коня, - сказал солдат - тебя второй день все ищут.
Солдат помог Серёжке взобраться на коня и они, неторопливо покачиваясь, поехали в сторону посёлка. Наверное, не каждому мальчишке выпадало счастье вот так на коне  въехать в посёлок. Так они и доехали до Серёжкиного барака, где его ждала взволнованная мать. Он так и сказал ей:
-Если ещё раз меня отлупишь - вообще уйду из дома, вот тогда наплачешься!
Около месяца его никто не трогал, а потом всё пошло по-старому. Штольню вскоре взорвали, и со временем даже следа от неё не осталось.

1953г


Рецензии
Дети особенно остро чувствуют несправедливую обиду и готовы защищаться хотя бы дерзким поступком

Лазарева Галина   14.08.2018 13:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.