Феномен лукашенко

                СВОБОДА ПО ПРИНУЖДЕНИЮ
                глава вторая

   Было еще одно обстоятельство, которое вызвало симпатию населения к Лукашенко на президентских выборах. Когда Советский Союз распался, более всего горевали в Белоруссии.
   И не случайно. Белоруссия в годы Советской власти была по сути тем же Советским Союзом, только в миниатюре. У других республик СССР были национальные особенности, которые отличали их, несмотря на общий русский язык. Прежде всего - национальный язык.
   Конечно, знание русского языка было обязательно, особенно для партийной верхушки и интеллигенции. Но "простой" народ всегда говорил на своем родном языке, да и верхи прекрасно им владели.
    В Белоруссии даже государственным языком был русский. Он и в независимой Беларуси остается таковым. Говорить по-белорусски считалось признаком деревенщины, и поэтому, попадая в город, сельчане старались переучиваться, говорить по-русски, особенно их дети. Тем более, что и обучение в школах и в вузах ведется на русском языке.
    Неудивительно, что в Москве отношение к Белоруссии было особое, как, впрочем, и Минска к ней. Считалось, что это одна пуповина, которую нельзя перерезать. И когда случился августовский путч, белорусские власти, единственные среди властей других республик поддержали ГК ЧП. Они не представляли, как можно жить в отрыве от Москвы.
   На Москву все было завязано:не только культура, наука, но и производство. Белоруссию называли сборочным цехом страны, настолько промышленность здесь тесно была связана со всесоюзной и подчинялась только Москве.
   Москва достижениями Белоруссии гордилась, не уставала воздавать ей хвалу как республике-партизанке, выдвигать ее кадры для работы в ЦК КПСС и Совете Министров СССР.
   Даже в космос послали двоих белорусов, которые слетали аж по три раза, чего не удостоилась ни одна другая советская республика:от Украины и Казахстана слетали по одному космонавту.
   Нет, не хотели ни белорусские власти, ни большинство населения рвать пуповину, которая связывала их с матерью, а вернее с отцом - Советским Союзом. До последнего депутаты Верховного Совета  упирались, когда начался выход республик из состава СССР. Авось, свершится чудо, и все вернется на привычные старые круги.
   Во время заседания ВС кто-нибудь из президиума, чаще всего Председатель Шушкевич, выходили за кулисы, связывались по телефону с коллегами из ВС других бывших, а теперь уже - подумать только!- независимых государств, узнавали последние новости. Те, кого всегда называли одним емким словом "номенклатура", с тайной надеждой ждали, что кто-то упрется и скажет "нет" распаду Советского Союза. И тогда она немедленно поддержит их.
   Но никто не говорил "нет", а только "да", заставляя белорусских депутатов-номенклатурщиков все более никнуть и падать духом. Сама она, номенклатура, на открытый вызов уже не осмеливалась. Она и так прокололась, поддержав ГК ЧП. Теперь приходится отдуваться, выслушивая разные упреки и даже угрозы со стороны "оголтелой" оппозиции - Белорусского народного фронта. Неужели в других союзных республиках не понимают, к каким последствиям приведет распад Советского Союза? Какая советская республика способна существовать сама по себе? Если всё и все повязаны крепчайшими нитями? Хмель независимости, ударивший в голову, пройдет, наступит горькое похмелье, но будет уже поздно.
   И снова с надеждой смотрели на убегавших за кулисы членов президиума ВС. Но вот вернулся сияющий Шушкевич и объявил, что украинская Рада утвердила Беловежские соглашения.
   Буря восторга в зале. Вопит и ликует оппозиция. И депутаты-номенклатурщики вынуждены присоединиться к чужому для них празднику. Всё, раз Украина окончательно вышла из Союза, надеяться больше не на что. Приходится и им голосовать за независимость Белоруссии.
   Первыми, кто открыто выступил с протестом против решения ВС, были ветераны. Звучали речи:ветераны еще в строю, ветераны не позволят пустить с молотка богатейшее наследие советского народа. И самой передовой и могучей державы мира - Советского Союза.
   И когда они услышали, что кандидат в президенты Лукашенко. говорит такие же слова, они единодушно и радостно поддержали его во втором туре выборов. Кебич проиграл, несмотря на мощную поддержку друга Виктора Черномырдина, который для этого даже приезжал в Минск.
   Ветераны и сельчане не сдали своего, тогда еще "Сашку", заявлявшего о том, что он создаст союз Беларуси с Россией, что им было по сердцу, поскольку они по-прежнему хотели жить в Советском Союзе, пусть и усеченном. И идти туда они хотели с этим молодым, и, сразу видно, честным человеком, и при нем чиновники воровать побоятся, он им даст по рукам. Вот такой руководитель и должен быть в Беларуси. Такого после Машерова еще не было.
   Лукашенко сразу усек, чего от него хочет электорат. Вам нужен новый Машеров? Будет вам "Машеров"!
   Машеров, многие годы возглавлявший ЦК КПБ, погиб в автокатастрофе 4 октября 1980 года. Несмотря на прошедшие десятилетия, память о нем в народе жива, особенно у людей старшего поколения. Он был высок, красив, интеллигентен, прост в обращении с людьми. В нем не было "партийной бронзы" и высокомерия, присущих важных партийным шишкам, и народ за это его любил.
   Лукашенко - полная противоположность Машерова:"неотесан", груб, резок, но это и нравилось населению,- тем более свой человек, открытый и прямой. Главное ведь думать о народе, вот в этом он и будет следовать Машерову.
   И первый президент Беларуси объявил себя наследником Машерова.  Старая номенклатура от ярости скрипела зубами. Ведь Лукашенко никогда не был партийным работником. Как можно в таком случае объявлять себя наследником Машерова и его стиля работы? Да ты даже не знаешь, что это такое!
   Может, Лукашенко и не знал это, зато хорошо знал другое,- что надо сделать, чтобы народ поверил в то, что именно он, а не кто-то другой, является этим наследником. Он посетил вдову Машерова, и та сама сказала, что видит в нем  продолжателя дела ее мужа, и пожелала ему успехов на начатом пути.
   Потом Лукашенко посетил могилу Машерова и возложил на нее цветы.
   О Машерове был показан фильм по телевидению, в СМИ появились статьи и воспоминания о жизненном пути славного сына белорусского народа( в годы войны Машеров возглавлял подпольный обком комсомола).
   Кампания длилась не одну неделю. Но потом ее затмила другая -Лукашенко в роли интегратора. Эта растянулась на годы.
                Продолжение следует
 


Рецензии