Невостребованные письма

     «Письма без конвертов» - так назвал свой сборник стихов известный в Карелии поэт Александр Гусаков. Но вот парадокс: название есть,  была и  рукопись, но издать книгу автору так и не удалось. А ведь в 1999 году, когда газетой «Северный курьер» проводился литературный конкурс, посвященный 200-летию А. С. Пушкина, победителем его стал именно Александр Гусаков – поэт, чье имя в Карелии известно давно. Судьба никак не улыбалась ему, и он, не раз получавший лестные отзывы на разных поэтических семинарах России, увы, до самой смерти ходил среди друзей и товарищей по перу, не имея в загашнике даже собственного томика стихов.
     С Александром  я познакомился в 1997 году. Нас долгие месяцы связывала единая судьба: мы оба «обходились» без работы тогда и практически ежедневно «бороздили» редакционные коридоры петрозаводских газет и журналов, в надежде когда-нибудь что-то опубликовать, дабы потом выклянчить долгожданный гонорар, которого едва хватало на хлеб и квас.
     Большинство из стихов предполагавшегося сборника в 1989 году уже предлагались автором к изданию и даже, как мне известно, были включены в типографский план. Но с началом перестройки издательство «Карелия» стихи эти возвратило автору: дескать, нет денег, а если непременно хотите издать книжку, деньги ищите сами. Следует заметить, что произведения  А. Гусакова обсуждались на региональном совещании Союза писателей России в Архангельске, где получили высокую оценку и благословение на жизнь  в массах. Руководил семинаром московский поэт Дмитрий Ушаков.
     Любознательный читатель может задаться вопросом: чем же все это время занимался поэт? Почему ему так и не удалось напечатать сборник стихов? Об этом мы с ним неоднократно беседовали. Предлагаю вниманию читательской аудитории выдержки из интервью с ним, которое поэт дал мне для газеты «Набат» в 2000 году:
     - Три года работал в Беломоро-Онежском пароходстве, - рассказывает Александр Гусаков, - затем на «Тяжбуммаше и «Онегзаводе»… Случались, правда газетные «всплески», как, например, в прошлом году, когда я стал победителем конкурса. Были и редкие публикации в журнале «Север», среди которых даже рассказы…
     - Победа в конкурсе тебя как-то вдохновила?
     - Спонсором конкурса «Созвучие» был человек в Карелии известный как в предпринимательских кругах, так и в правительственных. Я обрадовался, что есть у нас неравнодушные к стихам люди. И, естественно, за спонсорской помощью, с целью издания сборника обратился к нему. Ответа жду уже два месяца, третий. Наверное, конкурс, который он спонсировал, был нужен ему для других целей. Предположу: чтобы набрать дополнительные очки в какой-нибудь предвыборной кампании…
     - Александр, бытует мнение, что твоим куратором в поэзии был Борис Андреевич Шмидт. Не расскажешь об этом?
     - На мой взгляд, в поэзии учителей нет, и не может быть. Тут ты сам себе строгий судья. О Борисе Шмидте я уже высказывался на страницах газет…
     А если вспомнить, как это начиналось, то где-то в 73-м к нам, в общежитие водников на улице Ригачина, где я тогда жил, приехали два поэта – Алексей Иванович Титов (ныне покойный) и Марат Васильевич Тарасов. После их выступления нам, нескольким молодым поэтам, предоставили слово…
     … И вот, запинаясь и краснея, я, как пономарь, оттарабанил то, что у меня на тот момент было. Стихи, естественно, были на морскую тематику. А. И. Титов попросил: «Читай еще!»
     После этого вечера М. В. Тарасов и А. И. Титов отвели меня в сторону. Марат Васильевич дал свои координаты, и какое-то время спустя я был у него дома.
     Результатом этого знакомства стала передача на радио, где с подачи Марата Васильевича Тарасова я читал свои стихи. Можно сказать, что он мне дал путевку в жизнь, и за это, я по сегодняшний день благодарен ему.
     - Я слышал, последние годы вы не очень-то ладите с Маратом Васильевичем…
     - Ну, это к теме не относится. Пользуясь случаем, пусть и с опозданием, поздравляю его с 70-летием. Надо сказать, что лучшего поэтического редактора, на мой взгляд, в Карелии не было и нет. Во всяком случае, я такого не знаю. Он мне очень помог своими замечаниями, легкой правкой. Исправлял он всегда уверенной рукой мастера.
     Кстати, Марата Васильевича всегда с благодарностью вспоминает и поэтесса Валентина Горелова. В судьбе ее стихов Марат Васильевич очень здорово помог, включив ее произведения в сборник «День поэзии». Заметь: и не лень было ему тащиться за тридевять земель из Петрозаводска, чтобы нвестить тогда еще молодого поэта Валю Горелову в Новом Поселке Кондопожского района, дабы поздравить ее с поэтичеким дебютом в кондопожской газете!..
     - А в целом-то ты доволен судьбой?..
     - Смотря, под каким углом смотреть на судьбу. Поэтическая жизнь, можно сказать, царапнула стороной. Я не просиживал штанов в редакциях, до 20 лет занимался боксом. Бокс – это лошадиный спорт. Причем, я трижды становился чемпионом Брестской области. После 20 лет – пароходство. Работал в БОПе судовым электромехаником. Жизнь личная, как и у большинства из нас – моряков, не сложилась. Да ты и сам знаешь – тоже моряк…
     - Знаю… А что Кравченко?..
     - С писателем из Кондопоги Борисом Кравченко я сблизился потому, что он из рабочей среды. Бульдозерист. И если бы не преждевременная смерть…
     - Но давай вернемся к сборнику «Письма без конвертов». Знаю, у тебя есть одно стихотворение с таким названием, но не в названии дело. Больше никого или нигде не пытался найти на роль мецената, дабы издать книгу?.. Или «Письма» так и останутся без конвертов?.. Прости пожалуйста за каламбур…
     Книжный рынок, ты знаешь, забит преимущественно беллетристикой. Кому нужна сейчас поэзия? Вот если бы это было криминальное чтиво или крутой боевик, тогда, может быть, и спонсоры нашлись бы. А так, да – письма действительно написаны, а на конверты денег нет…

     P. S. Книгу свою Александр Гусаков при жизни так, к сожалению, и не выпустил…
    


Рецензии
Очень жалко, что вопрос о замечательном писателе Борисе Кравченко, мое друге и учителе (по написанию прозы) "завис"в воздухе, но это, надо полагать, уже иная тема.

Евгений Русских   21.12.2015 19:13     Заявить о нарушении
Не совсем так, Евгений. Не помню точно в каком году, но в Кондопоге под редакцией местной газеты "Новая Кондопога" вышел сборник, посвящённый Борису Кравченко. В него вошли некоторые рассказы самого Бориса, а также воспоминания о нём его современников. Я хоть и не знал Бориса лично, но тоже оставил о нём кое-какие заметки, встретившись предварительно с его вдовой Людмилой. Она разрешила мне воспользоваться некоторыми записными книжками писателя, и я оставил в этой книге о нём небольшой свой очерк. Также несколько его рассказов я перевёл на карельский язык. Но, также, как и все сапожники, обходящиеся без сапог, в своём архиве я не имею ни переводов этих, ни сборника, посвящённого Борису. Его можно отыскать, наверное, во многих библиотеках Карелии...

Василий Вейкки Иванов   23.12.2015 02:43   Заявить о нарушении