Идеи могли бы быть под юридической защитой

Как в СССР чуть не возникла Государственная регистрация идей и гипотез

Пер. с англ.

В начале августа 2010 г. из портала wiserearth.org*), где размещается моя англоязычная Общедоступная Школа Панорамного Мышления (http://www.wiser.org/group/Sch_pan_th), мне пришло приглашение:

 Дорогой Владимир Николаевич Третьяков,

Если вы ощутили помощь какой-то части WiserEarth сообщества, мы хотели бы пригласить вас поделиться какой-либо историей. Это поможет нам продолжать улучшать наши сервисы для вас и других, приверженных устойчивому развитию, и расширять знания о WiserEarth!

Как знак благодарности за ваше затраченное для этого время, мы хотели бы включить вас в розыгрыш 100-долларовых ваучеров Amazon.com…

С благодарностью за то, что вы уже сделали,   
Команда WiserEarth.

И я написал такую краткую историю из моей жизни.

1980-е годы. Я живу в Беларуси, может быть, самой “советской” из всех республик СССР, я кандидат наук по теоретической физике и работаю старшим научным сотрудником в Белорусском Политехническом Институте. Ведомый любопытством, несколько лет назад я открыл нечто радикальное – общебиологический принцип толерантности, который мог бы дать мне широкое поле деятельности в физике и математике. Я пытаюсь ввести этот принцип в науку, делаю доклады в других институтах, но парадигмальное (хотя я предполагаю, что не только парадигмальное) сопротивление не дает мне возможности продвинуться.

 Я ощущаю также (и ощущал это раньше, работая в Белорусской Академии Наук), что я не один такой в советской науке, испытывающий подобные трудности. И я пишу научно-фантастический рассказ-аллегорию, о том, как новые идеи воспринимаются где-то в цивилизации плазменных сгустков, и это публикуется (1983, № 6) в « Химии и Жизни»,  научно-популярном журнале АН СССР (см. здесь в моем сб. Ученые досуги).

 Тема “восприятие нового в науке” надолго становится моей основной темой, я ощущаю социальный заказ на ее осмысление, стремясь изменить ситуацию. Это кажется возможным , поскольку М. Горбачев уже начал “перестройку”. Я публикую в том же журнале “Советы осененному идеей” (№ 6, 1984) и получаю титул лауреата-1984. Эту деятельность теперь поддерживает еще и обширная переписка с читателями. Моей следующей публикации – “Банк научных идей” – уже предоставлены 4 первых страницы № 6, 1985. Редакция принимает мое предложение учредить такой банк на страницах журнала. Правила, как нужно действовать, даны, и ученые начали присылать в журнал свои невостребованные разработки.

 Вскоре их становится слишком много для редакционного офиса. В следующей статье -- “Как у вас с идеями?” (№ 9, 1986), где я описал государственную регистрацию идей и гипотез, -- журнал в редакционной врезке объявил о прекращении приема научного “самотека” и сообщил читателям об эксперименте по государственной регистрации идей и гипотез, которую проведет Госкомитет по изобретениям и открытиям СССР с теми работами, что были присланы в редакцию.

 Для эксперимента были избраны 3 города – Москва, Ленинград и Минск; мне предложили организовать экспертизу в Минске. Результаты эксперимента в Минске: из 165 переданных в Минск работ 9 были названы экспертами как “имеющие статус открытия”. В целом, эксперимент оказался удачным, все указывало на то, что госрегистрации идей в СССР быть! К концу 1980-х гг. создается Банк идей СССР, и я успеваю поместить туда свою гипотезу о врожденной толерантности как общем свойстве физических систем.

 Банк идей прекратил свое существование вместе с СССР. О событиях тех лет мне напоминает книжка “Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей”, которую я опубликовал в 1989-м в минском издательстве "Университетское"…

---
*)Сейчас адрес этого портала www.wiser.org.


Рецензии