Законы социально экономического развития систем ил

Говоря о социально – экономическом развитии государства за счет модернизации экономики и внедрения инновационных технологий организации и управления государством и предприятиями, составляющими основу любой экономики, многие забывают об элементарных законах диалектики развития систем. Поэтому все лозунги правительства о «модернизации» и «инновации» останутся только лозунгами. Для того, что бы понять это, рассмотрим социально – экономическую систему с точки зрения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, основателем которой является наш отечественный гуру Г.Альтшулер). В основе теории ТРИЗ лежит закон развития технических систем, который гласит: «любая система стремится к идеальности, при которой системы нет, но функции системы, для которой она создана,  выполняются». Этот закон мы и рассмотрим в данной статье. По закону «дробления» систем разложим социально – экономическую систему на две подсистемы:
1. Социальная система – это люди, которые составляют основу государства и экономики, от творчества и профессионализма которых зависит развитие экономики и государства.
2. Экономическая система – это предприятия, в основе которых опять стоят люди, производящие продукт (услугу), от качества и цены которых зависит не только их внутреннее, но и внешнее потребление. В результате формируется общее благосостояния государства и граждан на фоне мировой экономики.
Для того, что бы эти две взаимозависимые системы успешно развивались, необходим лидер нации (лидер предприятия), который:
1. Пользовался бы авторитетом большинства (всех слоев общества),
2. Смог бы сформировать национальную идею, которая заключалась бы в создании самого передового и экономически развитого государства через энное количество лет. Вспомним лозунги Советских времен: «Догнать и перегнать Америку».
3. Разработать поэтапную, многоуровневую тактику и стратегию достижения этих целей понятную для всех слоев общества и требующую от них напряжения и отдачи на каждом этапе развития. Причем эта программа должна быть доведена для каждой группы общества. Вплоть до обсуждения в коллективах (опять же примеры СССР). Цель – каждый член общества должен быть сопричастен и нацелен на достижение этих планов. Знать, что лично каждый должен сделать для «светлого будущего»: своего, семьи, государства.
В результате получается, что успех социально – экономического развития зависит от 3 – ех составляющих:
1. Лидер нации, который разработал Идею (Программу) и знает, как ее воплотить. Собрал команду единомышленников, знающих, творческих, ответственных и способных реализовать эту Идею.
2. Социальная система – народ и его благосостояние.
3. Экономическая система – предприятия, создающие экономические ценности, востребованные не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
Для того, что бы эффективно разработать многоуровневую и сбалансированную Программу социально – экономического развития государства, чтобы не получилось, как у известного политического деятеля: «Только за яйца взялся – молоко пропало». Необходимо обратиться к законам диалектики развития систем:
- общества,
- экономики (предприятий, составляющих ее основу).
О чем гласит закон диалектики развития систем?
Закон диалектики развития любых систем (технических, социальных…) происходит на фоне борьбы противоположных тенденций, путей решения этих противоречий, неизбежности качественных скачков развития, последовательной и закономерной смене устаревших систем.
Для большей наглядности закон диалектики развития систем можно представить в виде  S -  образной кривой.


Из приведенного графика видно, на каждом этапе зарождения и развития систем в основе является Идея. Для наглядности и простоты, рассмотрим эволюцию развитие технических систем на примере  предприятий, которые составляют основу экономики.
Например:
1. Для «массового» производства  - идеи Тейлора, Форда... Результат – конвейер, работа партиями, низкий уровень профессионализма, большой объем однотипной продукции с низкой себестоимостью и высокой конкурентоспособностью…
Требование времени – большой спрос, мало предложений, низкие требования к срокам, качеству и надежности...
Технократическая система -  Человек – «винтик» системы, низкие требования к квалификации... Вложения в технологии. Человек для технологий
2. Для «бережливого» производства – идеи Деминга, Синго, Таити Оно. Результат – «поток единичных изделий», высокий профессионализм и владение несколькими смежными специальностями, способность производить «точно вовремя» любую продукцию, по заданным потребителем цене и качеству.
Требование времени – рынок насыщен, потребитель привередлив, высокие требования к качеству, низкой цене, своевременности поставок, надежности…
Социотехническая система – человек главная ценность и основа повышения конкурентоспособности. Вложения в развитие и обучение сотрудников. Технологии для человека.
Нам остается только с грустью констатировать факт -  во всем цивилизованном мире идеи «массового» производства лет 20 – ть назад сменили идеи «бережливого» производства. Произошла очередная техническая революция и в промышленности, и в обществе, которую мы и не заметили. Происходит повсеместный переход от технократических систем организации и управления государством и предприятиями к социотехническим. Т.е. весь цивилизованный мир находится на более высоком уровне социально – экономического развития, чем Россия и страны бывшего соцлагеря. Хотя и у них мало кто еще достиг высшей точки 2 – го этапа социотехнических систем. В нашу защиту, что не все так плохо, можно отметить, что некоторые энтузиасты внедряют на отечественных предприятиях инструменты «бережливого» производства, правда, на уровне подсистемы производства, но, к сожалению, не в масштабах системы предприятия. Это так, называемый   кайдзен (непрерывное совершенствование), в основе которого при совершенствовании процессов лежит:
- здравый смысл, а не заявления «умников»,  и вовлечение в творчество и совершенствование всех сотрудников.
- изменение традиционного мышления ориентированного на результат любой ценой, на бережливое (процессное) мышление, ориентированное на организацию правильных процессов, дающих нужный результат. 
С упоением копируя Японский опыт TPS (производственная система Тойоты) и совсем игнорируя наш отечественный опыт внедрения на предприятиях ТРИЗ и ФСА, которые являются, безусловно, методами повышения конкурентоспособности продукции, предприятий и государства более высокого уровня, чем кайдзен.
В основе наших теорий лежит воспитание творческого мышления, основанного на:
- диалектическом мышлении о неизбежности качественной смены технических систем в сторону повышения их идеальности,
- системном мышлении основанном на том, что любая система находится во взаимодействии с другими системами (надсистемами и подсистемами),
- способности с помощь инструментов и методов ТРИЗ и ФСА решать любые количественно - качественные проблемы (противоречия) развития систем.
Будем надеяться, что это, то же эволюция развития наших консультантов.
К сожалению наши «лидеры наций» не замечают, или делают вид, что не замечают,  что страна достигла 4 – го уровня развития на котором уровень бюрократизации и коррупции переходит все мыслимые и не мыслимые границы. Система агонизирует. Административно – командный аппарат упорно сопротивляется и препятствует переменам, в которых нуждается общество. Навязывая свои ценности и свое понимание эффективности развития. Цель – удержать свое привилегированное положение в обществе вместо переобучения и переквалификации аппарата. Это нормальный процесс согласно законам диалектики развития, т.е. для поддержания своего монопольного положения администрация еще больше «развертывает» систему, создавая бесчисленные комитеты, как на уровне правительства, так и на уровне президента. Причем подбор идет не по принципу квалификации, профессионализма, творческим способностям создать новую систему, а по принципу личной преданности начальникам. При этом затраты на содержание растут, принятие решений переносится на несколько ступеней вверх, «левая нога, не знает, что делает правая», полученные доходы от результата их деятельности не покрывают затрат на их содержание. 
От сюда и заказы правительства на систему воспитания и образования. Вместо того, что бы воспитывать творческих личностей, конечно, при наличии идеи развития системы, нам навязывают воспитание и образование пассивных «винтиков». Система образования деградирует, воспитываются пассивные «винтики» от мнения которых ничего не зависит. В обществе царит апатия. Навязывается тлетворная нравственность в виде популяризации непонятных «звездунов»: чиновников и деятелей шоу бизнеса, олигархов и скандально известных телеведущих со «светскими львицами». А где: ученые, полярники, стахановцы, корчягинцы…, подтвердившие на мировом уровне свои открытия и достижения, которых страна щедро наградила особняками и джипами? Страна, к сожалению, превратилась в кормушку для чиновников, а каждый новый чиновник, согласно законам Паркинсона плодит до 8 – новых чиновников, что ведет к потере управляемости государства и предприятий.
Например: Была организационно – управленческая структура системы.
Стало после «совершенствования»!

Лидеры нации вместо заказа на:
- слом коррумпированной, тормозящей естественное развитие системы и создания социотехнической системы,
- воспитание и образование высоконравственной творческой личности, обладающей творческим мышлением, характеризующимся диалектичностью, системностью и управляемым воображением при решении проблем
Объявляют проекты Века вроде создания Евразийского союза. Не правда ли напоминает проект Века времен застоя: «Строительство Байкало – Амурской Магистрали»? Только где теперь, то правительство и БАМ? А сколько времени, денег и сил было бездарно потрачено?
 История повторяется. Опять же заманивая бывших участников соцлагеря в аморфное образование, во имя удовлетворения амбиций правителя. Кредитуя их не эффективные экономики, предоставляя  немыслимые преференции…, «разжигая» аппетит «союзников» за счет собственного народа. И это на фоне собственной не эффективной экономики и бедствующем положении основной части населения страны. На фоне сокращения финансирования образования и науки… О каком развитии идет речь? Даже школьнику ясно, что развитие может быть только за счет развития граждан собственной страны. Ресурсы надо направлять на развитие собственного народа и экономики, отказавшись от балласта. Тогда и страны бывшего Союза выстроятся в очередь на членство и участие в союзе, как они сейчас стоят в очереди на членство в Евросоюзе.
Есть ли выход? Конечно же, есть. И, конечно же, не в создании многочисленных бюрократических комиссий, с народным бюджетом и «размытием» ответственности за конечный результат, возглавляемых лично президентом.
Во – первых – это Идея создания более прогрессивной социотехнической системы, в которой бы люди могли реализовать свой потенциал и получать удовлетворенность моральную и материальную от результатов своего труда. А не как сейчас: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».
Во – вторых, собрать команду подготовленных, высоконравственных и высококомпетентных профессионалов «зараженных» идеей создания высокоразвитой социально – экономической системы для общества. А не команду «эффективных» менеджеров. Примеров работы таких менеджеров достаточно,  пример Автоваза, чего стоит…
В – третьих, провести работу (сошлюсь на график).
 Как видно из представленного графика для того что бы совершенствовать систему или создавать новую (пионерскую) прежде всего необходимо:
1. Определиться на каком уровне социально - экономического развития находится существующая организационно – управленческая  будь - то  государственная, или промышленная система.
2. Оценить фактические ресурсы и эффективность их использования.
3. Оценить: качество, своевременность и конкурентоспособность выпускаемого продукта. Причем не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Успех развития системы зависит от востребованности продукции на внешних рынках.
4. Наметить первоначальные этапы «слома» существующей системы. (Для этого этапа идеально подходят инструменты и методы, так называемого  «бережливого» производства – выявить и устранить Потери).
5. Разместить заказ для: системы образования, СМИ, телевидения, интернет на формирование и обучение высоконравственной, творческой личности с применением методологии: бережливого производства, ТРИЗ, ФСА…
Чего же мы добьемся этими реформами? И как выглядит прогрессивная социотехническая система? Остановлюсь на формировании социотехнической системы более подробно, т.к. даже признанные специалисты в области «бережливого» производства не всегда четко понимают, как она выглядит. Т.е. затевая реформы, мы должны сами четко понимать и объяснить другим:
1. Как выглядит будущая система и насколько она совершенней
2. Какие преимущества она дает перед существующей системой
3. Какие выгоды она дает лично для каждого и государства в частности…
Опять же обратимся к законам диалектики развития систем.
Система «массового» производства  (технократическая) характеризуется как этап развертывания систем. Т.е. создаются полисистемы, или системы, состоящие из нескольких функциональных подразделений (подсистем), способствующих:
- расширению рынков сбыта и увеличению объема продаж (рост выручки и прибыли),
- разработки и производству новой продукции, а так же модернизации существующей,
- созданию учета и контроля за движением ТМЦ…

Эта система эффективно работает до тех пор, пока ресурсы (подсистемы) не исчерпают возможности своего развития.
Совершенствованием технократических систем занимается группа  избранных «умников». Которым безгранично доверяет авторитарный руководитель и которого мнение самих работников, которым предстоит работать с этими «усовершенствованиями», не интересует. 
Показатели оценки эффективности (KPI) работы для каждого подразделения свои. Заинтересованности в конечном результате ни у кого нет.
Воизбежания деградации всей системы, достигшей пика 3 – го этапа развития, проводится реорганизация системы или переход на этап свертывания.   
Система «бережливого» производства (социотехническая) характеризуется как этап свертывания систем, т.е. переход с макроуровня  на микроуровень.
Как осуществляется этап перехода на социотехническую систему?
1. Все разнообразие выпускаемой продукции группируется по семействам продукции.
2. Все ресурсы системы, не зависимо от функциональной принадлежности, закрепляются по созданным семействам продукции.
3. Создается поток единичных изделий создания ценности в продукции и с помощью инструментов и методов «бережливого производства» устраняются Потери (не нужные затраты: времени, ресурсов, финансов…).
4. Создаются межфункциональные команды, ответственные за совершенствование своего потока создания ценности в семействе продукции с командной ответственностью за конечный результат своей работы.

5. Назначается межфункциональный менеджер потока создания ценности в каждом ПСЦ семейства продукции. Как правило: высококомпетентный, видящий весь поток создания ценности, авторитетный для своей межфункциональной команды.
6. Менеджеру потока делегируются все полномочия в рамках своего семейства  потока создания ценности в продукции…

Совершенствованием социотехнической системы занимается межфункциональная команда ПСЦ семейства продукции, которая постоянно обучается теоретическим и практическим навыкам  применения инструментов и методов «бережливого производства», ТРИЗ и ФСА на рабочих местах с целью:
- повышения качества,
- снижения затрат,
- сокращения сроков производства…
своего потока производства семейства продукции.
Показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности определяются для каждой межфункциональной команды семейства продукции, которые оцениваются по результатам работы всей команды.
Совершенствованием занимается вся межфункциональная команда.
Остается задаться вопросом, сколько еще лидеры России будут водить нас по кругу как известный деятель из Библейской притчи?
А может собственникам и лидерам предприятий пора начать преобразования снизу, начиная со своих предприятий и распространяя свой опыт на верх?


Рецензии