Яйца от черной курицы

худ. Шавкат Болтаев, Або. Портрет бухарского еврея.
бумага,масло,акрил.


     Как известно, базары на Востоке открываются рано, едва забрезжит утренняя заря. К счастью, мое поколение ещё застало настоящий базар, главным действующим лицом которого являлся рядовой дехканин, кормившийся от плодов рук своих. Нынче же, всё в руках у перекупщиков, которые диктуют свои цены. Эти современные флибустьеры рыночной торговли,  рядового колхозника и на пушечный выстрел не подпустят к вратам рынка. Но, похоже, я как всегда отвлекся....
     В золотую пору моего детства, с раннего утра, сбоку от рынка, можно было заметить серую толпу невзрачных дехкан-колхозников, со своими бидонами, ведрами, корзинами, котомками, тазами.... В основном, это были сельские молочники: торговцы кислого молока, каймака, местной брынзы (панир). Чуть поодаль от них, как правило, располагались продавцы куриных яиц. А яйца - надо сказать - неотъемлемый продукт любой уважающей себя еврейской семьи. И вот, рано поутру, можно было застать типичную картину: старый бухарский еврей долго и монотонно торгуется с робким селянином. Последний, порядком проинформированный о хитрости и коварстве евреев и не желая прослыть в глазах земляков обманутым  простофилей и дураком, упорно борется за каждую копейку.
    - Семь копеек! - начинает торговлю еврей.
    - Не-е: десять!
    - Так и быть: восемь!
    - Не-е: девять!
    - Ну, хорошо: пусть будет по-твоему - восемь с половиной!
    Сконфуженный дехканин, едва окончивший пять классов и далекий от дробей, явно впадает в ступор, теряясь и не находя слов. В итоге, более поднаторевший в этом деле оппонент, добивается своего: колхозник согласен уступить яйца по восемь с половиной копеек за штуку. И уже начинает было перекладывать товар из своего ведра в коробку покупателя, однако, тот внезапно останавливает начатую процедуру, озадачивая продавца следующей шарадой.
    - Нет, погоди, так дело не пойдёт! Ты ведь, знаешь, что мы - евреи - не всякие яйца едим? Тем более, что я собираюсь навестить больного сородича.
    Окончательно сбитый с толку несчастный горе-продавец машинально кивает головой. Меж тем, потомок Моисея поясняет:
    - Яйца от белой курицы больному еврею есть запрещено! А потому, я сам буду выбирать, поскольку мне нужны яйца только из под черной курицы.
    И под завороженный взгляд загипнотизированного колхозника, еврей тщательно отбирает требуемые яйца. Наконец, расплатившись, собирается до дому.
    - Постой! - неожиданно доходит до незадачливого дехканина. - А как ты различаешь - КАКИЕ яйца от белой курицы, какие - от черной?!
    - Это очень просто. - раскрывает на прощание свой секрет бухарский еврей. - Те, что по-крупнее - от черной курицы...


Рецензии
Да, уж. И смех, и грех. И тот , и другой по-своему прав. Спасибо, что описали восточный базар.

Валентина Забайкальская   26.07.2021 06:34     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, уважаемая Валентина, за проявленный интерес! )

Голиб Саидов   26.07.2021 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.