Культуры доисторической Америки

VV,0/0_Великое расселение продолжается всегда.
Первые стоянки древнего человека в Аякучо-долине, археосайт Пикимачай, на территории современного Перу, например, археологи группы Мак-Нейша (Mac-Neish et al., 1980) датировали периодом -18,000 гг до нэ.
Теперь можно лишь предполагать, как происходило на самом деле, хотя современные исследования распространения ДНК гапло-групп и стараются пролить свет на этот вопрос.
С уверенностью можно озвучить тот факт, что на протяжении
 своей истории человек множество раз открывал для себя Америку, в разные периоды истории, в том числе, в период палеолитический.
Судя по проведенному современными исследователями количественному анализу и распространению ДНК гапло-групп коренного населения, колонизация Северной и, затем, Центральной Америки человеком палеолитическим происходила
по западному побережью, но, в то же время, и на восточном побережье отмечены многие следы присутствия носителей других культур
палеолита (и в другой период времени, минимум с доказанной наукой границы -20,000 до н.э.).
Случайные колонизаторы северной части восточного побережья Северной Америки, скорее всего, были представителями европейско-балканской группы народов, добравшимися до Америки, путешествуя на запад от Европы, вдоль южной границы Северного океана.
Эти немногочисленные колонизаторы восточного побережья всё же оставили свой след в ДНК коренных жителей, след едва заметен, но он присутствует.
+
VV,I_Кловис культура.
Вероятно, примерно -16,000-15,000 гг. до нэ., незадолго до окончания последнего оледенения, носители верхнепалеолитической культуры северо-запада Азии перешли Берингов мост, связывавший в те времена
Сибирь и Аляску, и довольно быстро заселили Северную Америку, а позже, продвигаясь, в том числе, на юг, вдоль побережья Тихого океана, дошли до территории современной Панамы.
Этот великий поход совершили предки тех палеоиндейцев, которых теперь относят к культуре Кловис.
Все говорит за то, что человек быстро адаптировался к условиям Нового Света и научился использовать имевшихся там аутентичных животных и растения. Охота на мамонтов, мастодонтов и бизонов, собирательство и подвижный образ жизни,
 наконечники оружия из кости, роговика или кремния, с желобком в основании и двусторонним ретушированием, отсутствие изделий из керамики или глины - вот чем запомнилась эта культура.
В дальнейшем, культура Кловис, миновав в период Фолсомской традиции (по классификации археологов попавшей под определение "культурной надстройки") и распространенной, в различных небольших культурах, повсеместно по всей
территории Северной и Мезо Америк, начиная с временной границы -9,000-8,000 до н.э., распалась на множество обособленных.
Период этот выражен изменением географических координат ареала расселения и изменением размера наконечников. Эти неолитические культуры со временем трансформировались в докерамические архаичные культуры, и эволюционный процесс протекал своим чередом.
Многия дары от существ с ману тогда еще не были вручены человечеству - ни в Африке, ни в Азии, ни в Америке.
+
VV,V_Монте-Верде.
Раскопки древнейшего известного поселения в Южной Америке находящегося в месте Монте Верде, на территории современного Чили, датируемого примерно -12,500 лет до н.э. позволили современным археологам говорить
 о том факте, что заселение Южной Америки палеоиндейцами происходило не позже, чем Северной и Центральной, а в тот же период времени, или даже ранее.
Верно, это были совсем не те культуры, что на Севере континента, во всяком случае, южнее современной Панамы встречаются наконечники оружия совершенно иной формы, без желобка, но с клиновидным уступом в основании,
получившие за характерный внешний вид название "рыбий хвост". То есть, при сравнении с наконечниками культуры Кловис, становятся хорошо заметны две
различные технологии производства оружия (самого важного производства на тот момент развития цивилизации), относящиеся к двум, не связанным вместе, культурам.
Поздние палеолитические культуры индейцев становились со временем более разнообразными; на смену им в период -8,000-7,000 лет до н.э. пришли первые архаические культуры.
В то же время, легко заметить то, что начиная с
момента появления у индейцев первых архаичных культур (необходимые условия для такой классификации - оседлость и использование примитивной керамики),
развитие цивилизации в части Центральной и Южной Америки идет своим, совершенно особенным путём.
+
VV,II_Токепала.
Пещера на юге современного Перу, в департаменте Такна.
Стены пещеры объемом около 45 м3 покрыты наскальными рисунками, показывающими сцены охоты - охотники загоняют несколько гуанако. При нанесении рисунка, вероятно, ритуального свойства ("на удачную охоту"), художником древности были
использованы четыре цвета - красный, желтый, зеленый и чёрный.
Изображения датируются -7,600 до н.э. и являются одними из самых ранних образцов, на настоящий момент обнаруженых археологами в Южной Америке.
+
петроглифы Микулла  в департаменте Такна (Miculla Tacna).
Камни значительного размера, из известняка или диоксида кремния, с нанесенными на их поверхность с помощью соскоба или оббивки изображениями.
Камни размещеные на обеих сторонах реки Палка (Palca), на территории площадью 16 км2.
Принадлежат разным культурным периодам, и открывают исследователям страницы истории древней неолитической цивилизации, того периода, когда в Такна происходило одомашнивание маиса, и совсем позднего, аграрного исторического периода.
Изображения, почти всегда выполненные в профиль, представляют собой целые небольшие натуралистические спектакли, из магическо-религиозной и повседневной жизни.
Сцены охоты, проведения многолюдных собраний и танцев - сюжеты спектаклей просты.
Центральной фигурой выступают изображения человека, иногда в головных уборах и, по-видимому, охотничьих животных.
Танцоры показаны в движении, и всегда украшены перьями на головных уборах. Кроме того, встречаются изображения копий и музыкальных инструментов.
Петроглифы, означающие животных, включают изображения оленя или, может быть, гуанако, викуньи, кошки, лисы, птицы с распростертыми крыльями, змей и ящериц. На этих изображениях иногда выполнены глаза животных. Есть также изображения растительного мира - кактусов и цветов кукурузы.
.
источник - сайт es.wikipedia.org на основании Federico Kauffmann Doig, «Los tacne;os ancestrales». En Varios autores. Gran enciclopedia del Per;. Tacna. Barcelona: Lexus, 1998.
перевод и редакция - ВОЛЬНЫЙ.
+
VV,IV_Каральская культура.
Наиболее древней докерамической культурой позднего архаичного периода в Южной Америке, существовавшей с -3,300 года до н.э., в настоящее время признана КаРАльская культура (Норте-Чико, Караль- в долине Супе, территория современного Перу).
.
"Они пользовались самыми примитивными каменными инструментами, не выплавляли и не обрабатывали металлов, не знали письменности, не умели производить изделий из глины и практически не выращивали зерновых культур".
.
источник - "первые архитекторы Америки", Алексей Левин по материалам журнала Nature, no.432, сайт grani.ru, 13004
.
Керамика полностью отсутствует, количество произведений искусства чрезвычайно мало. Наиболее впечатляющим достижением культуры Норте-Чико является её монументальная архитектура, включающая холмообразные
платформы и круглые площади. Археологические данные позволяют предположить, что данная культура владела технологией изготовления тканей.
Они разводили и обрабатывали хлопчатник*, являющий нам, кроме всех прочих качеств, свойства превосходного материала для плетения рыболовных сетей. Кроме хлопчатника, остальными наиболее распространенными культурами являлись: тыква, батат, фасоль, перец, а также авокадо, гуайява и некоторые другие фрукты.
Возможно, существовало поклонение символам божеств, что характерно и
для других андских доколумбовых культур. Современными учеными предполагается, что для управления древней культурой Норте-Чико требовалась сложная система управления, и до сих пор остаются без ответа вопросы о том, как она функционировала.
В Андской области уже к -3,000 лет до н.э. возникли, таким образом, вполне себе развитые земледельческие цивилизации.
______________________
*) хлопчатник - род растений, семейства Мальвовых, различают американский (перуанский, мексиканский) и азиатский. Состоит из двух групп растений, различающихся числом хромосом в клетке. Большинство видов диплоидные,
то есть обладают двойным набором хромосом. В другой группе — тетраплоидные растения, в неполовых клетках которых 52 хромосомы, то есть
четыре набора по тринадцать хромосом. По оценкам, современных ученых, это загадочное растение человек стал культивировать еще с -6,000 гг. до н.э.
Впрочем, как и все другие культурные растения второй очереди.
.
 источник - сайт Википедия.ру, 13011
+
VV,VV_На юге Южной Америки.
Незадолго до появления европейцев на эту территорию вторглись племена группы тупи-гуарани, пришедшие, возможно, на бразильское побережье откуда-то извне. Тупи-гуарани, чью керамику иногда находят в верхних слоях
бразильских sambaquis (большого размера кучи из раковин, оббитого и полированного камня), знали расписную керамику и освоили земледелие.
В крайних южных областях, вдоль Магелланова пролива, выявлены находки
раннего времени, сопоставимые с культурами эпохи камня; характерными для этой серии являются длинные копьевидные наконечники, древнейшие из которых относятся ко времени ок. -7,000 до н.э.
Мнение о том, что развитые культуры Южной Америки продвинулись западнее материка, к острову Рапануи (Пасхи) и далее, через   Тихий океан, в Полинезию, не имеет под собой реальных фактических оснований.
Нигде в Полинезии при раскопках не были обнаружены следы какой-либо особой культуры. Все полинезийцы говорят на близкородственных языках. Эта группа языков принадлежит к крупной малайско-полинезийской языковой семье,
распространенной от острова Мадагаскар у восточного побережья Африки через Малайзию и Тихий океан до острова Пасхи. Именно это обстоятельство в
сочетании с отсутствием связи полинезийских языков с каким-либо из языков американских индейцев давно убедило большинство антропологов, что полинезийцы пришли с островов, лежащих к западу.
.
источник - сайт dic.academic.ru, Энциклопедия Кольера, Открытое общество, 13000.
+
VV,0/0VV_Снова "Ра".
Во всяком случае, и здесь, далеко от древних государств Индии, Египта и Ближнего Востока, фонема "ра"* распространена так же широко, что и по всему свету. Один из первых звуков, какой произнес человек, обретая способность к своей речи.
_______________________________________________
*) Illatici Huira Cocha,  тот, имя которого теперь принято произносить Виракоча, переведённое историком Фернандо де Монтесиносом,
выглядит следующим образом: «Великолепное (Сияющее) Основание и Бездна — Хранилище всех вещей», подразумевая, Закон или Космос, управляющий движениями светил и всего сущего.
.
источник - сайт Википедия, 13011
+
VV,IIII_Саксайуаман.
Название [Saksaywaman] переводится с языка кечуа как "Сытый сокол (ястреб)". Название, предшествующее этому, неизвестно.
Комплекс сооружений, включая наиболее древнюю, мегалитическую часть комплекса (пре-), расположен недалеко от Куско, но территории современного Перу, в районе долины Урубамба в Андах, на высоте более трех с половиной тысяч метров над уровнем моря.
Образец до-инкской архитектурной традиции.
Датировка постройки мегалитической части комплекса в настоящее время археологами не установлена, но выглядит построенной во времена неолита. Назначение этой мегалитической архитектурной конструкции неизвестно. Инка, в своих преданиях, приписывали сооружение этой
части комплекса самому первому, легендарному инка Манко-Капаку, фактическому создателю первого Государства Инков.
При обработке камня мегалитической части комплекса доисторическими строителями были использованы технологии, позволявшие добиваться невообразимо высокого, даже для современного взора, качества исполнения
стыков между многотонными блоками, такого, что в зазор между ними невозможно
просунуть тонкую иглу. Блоки этой кладки выглядят, словно отлитые из андезита. Потом уже, строители перешли на обожженую глину(
Этот комплекс ярко иллюстрирует динамику цивилизации и возможную утерю некоторых технологий в доисторический период, теперь названый палеолитическим.
.
В основании Саксайуамана Киспе нашел осколки гематита в его двух вариациях, красный и черный (olijista y hematita по-испански).
в Перу этот камень считается редким и лечебным - красную и черную вариацию (соответственно "женскую" и "мужскую") инки перетирали в порошок и ели для укрепления здоровья.
Редкими были также и инструменты из гематита - эти каменные молотки в силу твердости и одновременно вязкости минерала были лучшими инструментами для обработки камней, настолько ценными, что их при переходе из одной каменоломни в другую просто так не бросали, а забирали с собой.
У Гарсиласо упомянуты эти черные камни под именем "hihuana" - на кечуа сейчас говорят "hihuaya" - как инструменты для обработки каменных блоков. Соответственно "по совокупности улик" можно считать, что Саксайуаман был построен с использованием именно этих инструментов.
.
источник - из постов на форуме сайта lah.ru, 2010
+
Строительство более современной, части комплекса Саксайвамана, продолжалось во время прибытия колонизаторов. Четыре главных мастера-инка, история сохранила для нас их имена, и десятки тысяч работников-рабов,
занимались сооружением стен Саксайвамана согласно плану. Впрочем, эта часть комплекса построена в совсем другой технике строительства, нежели прото-Саксайваман.
Как записал в 16-ом веке испанский исследователь Педро де Сьеза де Леон, в то время, когда завоеватели обратили внимание на технологии строительства, применявшиеся инками, работы выполнялись примерно так: "Четыре тысячи индейцев
вырубали камни и обтесывали их; ещё шесть тысяч перетаскивали их с помощью толстых канатов, сплетенных из кожи и пеньки. Другие рыли канавы и закладывали фундамент или
рубили деревья и тесали брусья для стропил".
Впрочем, к этому времени значительная часть мегалитических технологий уже была утеряна в колодце времени.
О назначении строительства до современности не дошло достоверных записей, и долгое время комплекс считался крепостью, а в настоящее время причисляется археологами официальной науки к ритуальным.
Известно, что Саксайваман никогда не служил жильём инкам. Возможно, в соответствии с древним табу, распространенным повсеместно по земле, табу "селиться в подобных этому, отмеченых богами, местах".
+
VV,VVVV_Инка и инки.
История Государства Инков датируется значительно более поздним периодом времени (около 1,400 н.э.), когда с момента закладки первых мегалитических плит в основании Саксайуамана прошло, по меньшей мере, уже семь тысяч лет.
Удивительная их цивилизация, хотя и предстала взору европейцев (испанцев), в поистине фантастических формах, таких, где золото и серебро имелись в огромных количествах, системы орошения и земледелия поражали
воображение, а система политического и экономического управления империей так и не стала до конца понятна европейскому уму, являлась вполне себе ординарной по существу, и несла
на себе лишь блеклую тень былого величия формационного периода доколумбовых культур Южной Америки.
За годы, предшествовавшие моменту этой исторической встречи цивилизаций Европы и Америки, коренное население Анд значительным образом изменило свое сознание и уклад жизни, относительно того интересного периода времени, когда приручившие камень являлись существами с большой ману.
У них было достаточно времени - например, за пять тысяч лет письменной истории, человечество прошло путь от древнешумерской и арахнейской письменности до айфонов и 4же.
+
Происхождение инков.
Самые подробные описания были составлены исследователем Сьеса де Леоном. Составленная при нем первая письменная История Перу даже зафиксировала тот факт, что кое-кто считал, что предки инков были светловолосыми и бородатыми. Возможно, это было сообщено инками де Леону по каким-то другими соображениям.
О происхождении инков у современной науки нет достоверных сведений, и выяснить это вряд ли когда-либо представится возможным.
________________________________________________
*) По представлениям древних жителей Анд, время-пространство было бесконечным, поскольку на вопросы историка Сьеса де Леона к индейцам: «постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись» в ответ.
.
источник - сайт Википедия, 2011
+
Атауальпа (на языке кечуа - Ataw Wallpa), последний правитель великой в прошлом державы инков, к этому времени раздираемой внутренними противоречиями, был захвачен и вероломно убит в городе Кахамарка отрядом конкистадоров под
командованием Франсиско Писарро в 1532 году, после чего фактическая власть над огромными владениями Инкской империи перешла к испанцам.
Это событие возможно рассматривать как финальную точку существовавшей в изоляции от остального мира империи инков, наследницы многих империй прошлого, когда-то созданных народами Южной (и) Мезо Америк, с помощью множества необычных технологий.
+
Моче-культура.
Датируется 100-800 гг нэ, являясь пре-инкской культурой на территории северного побережья Перу. Запомнились множеством керамических сосудов с изображением  мужских лиц. Вероятно, пользование этими сосудами было прерогативой
лиц с высоким социальным статусом.
С точки зрения религии, идолов и поклонения, Моче-культура, вероятно, являлась дальнейшим развитием самых первых верований Сипана, свойственных Куписнике (Паук-тотем) и совмещенных с ними традиций, присущих другим верованиям (Змея). При прочтении, взгляду исследователей открылся усложненный пантеон божеств.
Подобная неопределенность имеется потому, что письменных
 свидетельств, дошедших до современных археологов, жителями страны Моче оставлено не было. Такая дополнительная сложность сопутствует исследованиям всех культурных периодов Андской цивилизации.
.
Некоторые сайты, отнесенные к Моче-культуре.
1
Архитектурной жемчужиной тех времен является построенный из самана Храм Луны (Huaca De La Luna), расположенный в регионе Ла Либертад, невдалеке от Куско.
Храм с основанием шириной 87 метров, а высотой 21 метр, множество раз перестраивался. Самый современный из храмов, культуры Моче, украшенный множеством резных изображений, в том числе человека или связанных с плодородием, культом воды и жертвоприношениями (так вершилось правосудие?). Некоторые сохранившиеся фрески являются цветными.
Использовали органические краски пяти 5 цветов - синий, черный, белый, красный, охра.
2
Находящийся рядом Храм Солнца в Кориканча (Koricancha), также отнесенный к культуре Моче, это очень почитаемое сооружение (Уака*) и в позднейшей инкской культуре.
_______________________
*) Уака (Huaca) - местоположение, что-либо, имеющее священный статус.
3
Археосайт Эль-Брухо.
El Brujo - комплекс археологических раскопок, расположеный у северного побережья Тихого океана на территории Перу, в регионе Ла Либертад, провинция Аскопе, округ Магдалена де Као, в часе езды от современного города Трухильо. Комплекс состоит из трех найденых на дату храмов, относящихся к разным эпохам.
Первым здесь был построен Храм Уака Приета, его воздвигли к -2,500 гг до нэ. на месте более древней Уака.
Предки жителей докерамического поселения в Эль Брухо когда-то давно специализировались исключительно на рыболовстве и ловле моллюсков, разведении
криля, морской птицы и морских млекопитающих. Не менее тринадцати тысячелетий до нв., уровень океана значительно поднялся, изменив и очертания береговой линии (Альва и Альва, 1986).
Спустя тысячелетия, когда океан несколько отступил (Перье и группа в работе 1994 года указывают границы примерно -3,000-1,000 гг до нэ.), потомки
древних рыбаков вновь вернулись обратно на побережье; конечно, это были совершенно другие уже культуры.
В тот период, временем которого датируется постройка "Тесной Уака", докерамические жители Древнего Перу вовсю пользовались преимуществами несколько примитивного ещё сельского хозяйства, примерно в это время, вновь получившего развитие на
перуанском побережье, и в этот раз, ориентированного исключительно на сухопутных животных. Археологами при раскопках были обнаружены доказательства наличия у них гуанако и различных сельскохозяйственных культур.
Позже, строителями Моче в комплексе были достроены еще две 2 усеченные пирамиды -  названые археологами "Эль-Брухо" и "Као-Вьехо". Као-Вьехо знаменита множеством  рельефных изображений, наиболее известным из которых является композиция "Пленники".
Эти пирамиды относятся к значительно более поздней культуре Моче (100—750 гг. н. э.).
В 2006 году на территории комплекса Эль-Брухо археологами команды Джордана (R F Jordan) из Национального института культуры Перу, в пирамиде Уака-Као-Вьехо была обнаружена мумия, принадлежащая культурной традиции Моче (Мочика). Захоронение датировали примерно 350 гг нэ.
Правительница (жрица) культуры Мочика, по оценкам экспертов, скончавшаяся в возрасте двадцати одного года, теперь известна как Дама де Као (Dama de Cao). Её настоящее имя до наших дней не дошло, зато
прекрасно сохранилась мумия невысокого роста (145) и когда-то выбитые на коже девушки мастерами Мочика татуировки, изображающие Паук- и Змей-божеств. Мумия была завернута в более чем два десятка слоев ткани, по слою на каждый год, прожитый умершей.
Техника мумифицирования в этом случае отличается о той, что применялась в более древних захоронениях. Кроме того, при покойной было найдено множество ритуальных предметов и украшений.
Некоторые из найденых в захоронениях Мочика медальонов несут на себе изображения спирали. Все артефакты вместе позволили экспертам предположить, что культура Мочика является наследницей верований Сипана, вобрав в себя и наследие более древних культурных периодов, Куписнике и Чавина. Самые ценные
артефакты, вероятно, были вынесены "черными копателями", как обычно, добравшимися до гробницы раньше учёных-археологов.
+


Рецензии