Выше только небо

Пролог
Высокая женщина вошла в маленький домик. Ее темные волосы почти полностью закрывали лицо. Поправить их она не могла, потому что в руках она несла таз с водой, набранной из родника, протекавшего неподалеку от их убежища. Здесь вода из крана почти не текла, а ребенка, родившегося неделю назад, надо было мыть и поить, да и съестные припасы у них заканчивались, поэтому следовало подумать о новых.
Женщина подошла с тазиком к небольшому ящику, на котором лежал мальчик. Он не плакал, но и не спал, а как будто ждал решения своей участи. Женщина поставила тазик на пол и подошла к стене, на которой не так давно она сумела разглядеть старинное изображение Божьей Матери, частично оно стерлось, но разглядеть его все же можно было. Женщина заглянула во всепонимающие глаза Богородицы, которая находилась здесь не один век, и подумала, что оказались они здесь неспроста, хотя могли и не оказаться.

- Ты беременна?! – спрашивал ее девять месяцев тот, которого она любила больше всех на свете.
- Да. Неужели, ты не рад?! – все поняла по выражению его лица женщина.
- Это совершенно не входило в мои планы.
- Но как же так?!
- Выбирай: либо я, либо ребенок!
- Ребенок теперь – моя часть. Если ты отказываешься от ребенка, то ты отказываешься от меня.
- Тогда прощай.
- До свидания! Быть может, ты еще вернешься.
Он развернулся и покинул скромное убежище матери своего будущего ребенка.



Снег сыпал крупными хлопьями, покрывая землю пушистым ковром. Но прохожие спешили, не замечая прелести наступившей зимы. Зимой дни короткие, темнеет рано, а столько всего надо успеть – ведь скоро новогодне-рождественские праздники. Так уж устроен календарь, что круглый год праздники, на зимнее время выпадает значительная их часть. Они даны людям как сладкая конфетка, чтобы подсластить жизнь в холодный период времени. А летом, когда дни долгие и теплые, каждый день и так воспринимается как праздник.
Но не всеми этими радостными предпраздничными хлопотами была занята голова Николая – служащего, одиноко бредущего в этот довольно-таки поздний час по заснеженным улицам. Он не спешил домой в отличие от других горожан, потому что ему попросту не к кому было спешить. Его жена уехала, оставив его – они не смогли найти общий язык. Хотя, казалось, все так прекрасно начиналось: была такая роскошная свадьба, все говорили – как они идеально подходят друг другу. Но это была только иллюзия – как две конфеты идеально лежат в коробке, пока их не раскусили и не увидели там начинку. Так,  и они пока не разглядели друг друга в семейном быту, не осознали, что абсолютно разные люди. Да, и женились-то потому, что было, как казалось, Николаю слишком поздно, а, вот, когда-то ему казалось, что было слишком рано. В результате у него теперь ничего и никого нет. Он один, одинок в этом мире, и никто даже сожалеть не будет, если с ним что-нибудь случится. Он поднял глаза на небо, как будто, прося невидимые силы помочь ему, но потом все же опустил – надо смотреть и под ноги, чтобы не наткнуться на что-нибудь…

Бежать, бежать куда глаза глядят. Эта мысль мелькала в голове четырнадцатилетнего Кольки. Он не возвратится назад  - эта мысль преследовала и гнала его прочь от дома. Лучше на улице – здесь такая свобода. А дом и детский дом не для него. Как-нибудь проживет, не маленький уже. Хотя довольно-таки холодно сегодня, поежился Колька. Может, в магазин пойти – не пустят. А если попроситься на подработку? Надвигаются самые долгие праздники, когда в магазинах ажиотаж; наверняка нужны дополнительные рабочие руки. Мальчик остановился, внезапно он остро почувствовал свою ненужность на этом свете. Он посмотрел ввысь – на небо, которое темной массой давило на него, но, нет, оно не задавит его, потому что он рожден под этим небом, а, значит, и для него найдется уголок на этой бескрайней земле.
Колька шел, почти не смотря по сторонам, потому что и людей вокруг почти не было – слишком нелюдным в этот день и час был этот уголок города. Внезапно он поднял глаза. На набережной – там, где твердая земля отделяется от той, где уже человек не властен над ледяной стихией, стоял человек. Это был мужчина – это Колька понял сразу, но вот намерения незнакомца для него оставались загадкой. Неужели он собрался?.. Мальчик подошел поближе: незнакомец стоял, сильно наклонившись вперед. Нельзя допустить – Коля кинулся вперед:
- Стойте! Не надо! Ничего не изменится!
Мужчина замер: Кольке даже показалось, что он прислушался к нему. Мальчик двинулся вперед. Когда он приблизился, то человек у моста повернулся  к нему – на вид ему было лет тридцать пять.
- Что ты кричишь?!
Колька растерялся, но только на мгновение:
- Чтобы Вы не сделали…
- Что?
- Что собирались…
- Чтобы я не выбросил, вот это?! – мужчина развернул сверток, который держал в руках – там была красивая сверкающая золотом (или позолотой) брошь.
Маленький бродяга был удивлен: а он-то думал спасти человеку жизнь.
- Просто Вы так странно себя вели…
- А ты решил поживиться, да?
- Нет, что Вы! Просто народу здесь почти не бывает в это время года, а здесь Вы – привлекаете внимание.
- Да, а я –то думал, что нашел укромный уголок…
- Значит, Вы все-таки хотели?..
-Да, ничего я не хотел, - прервал его Николай, а это был именно он, которому надоел этот бесполезный разговор.
- А почему Вы, вообще, здесь оказались? – присел на ледяной выступ Коля.
- Не боишься на таком холоде сидеть? – обратился к нему Николай.
- Я привычный, столько времени на улице провел.
- Мороз все же, - поежился Николай, который слишком долго пробыл на свежем воздухе.
- Пятнадцать градусов – мне нормально, - бодро проговорил мальчик.
- А ты я гляжу: не первый раз убегаешь из дому?
- Откуда Вы знаете? – испугался Колька.
- Жизненный опыт. Тебя как звать-то?
- Колька, Коля то есть.
-О, мы с тобой тезки! Слушай: ты, наверное, голодный? А у меня яблоко есть, - порылся в карманах Николай и извлек симпатичное яблоко, которым и угостил  мальчика.
- Спасибо, но Вы мне не ответили на вопрос: почему Вы здесь оказались?
- Знаешь, это трудно объяснить. Наверное, мне просто захотелось от всего и всех сбежать. Неужели, у тебя никогда не было такого желания?
Коля кивнул:
- А какой выход? Все равно нужно возвращаться к действительности.
- Да, но я просто долго мирился с той действительностью, в которой жить не хочу, - говорил Николай. – Хотя я сам в некоторой степени эту действительность создал.
- Вы сбежали не от всех, а, прежде всего, от самого себя, - посмотрел ему в глаза мальчик.
- Может, ты и прав. Но сейчас мне и вправду возвращаться больше не к кому. Слушай, - встал с ледяного мостика Николай, - пойдем-ка, а то тут и вправду можно примерзнуть.
- Куда? – нехотя поднялся с привычного места Коля.
- Скоро стемнеет, где-то нужно искать ночлег. У меня он есть, но мне не к кому возвращаться, - печально промолвил Николай.
- У Вас больше нет той, которой Вы хотели подарить брошь? А мне некуда идти, хотя есть, но я просто не хочу, - признался мальчик.
- Почему?
- Моя мать пьет почти все время, я устал от этого. И денег постоянно не хватает. А в детский дом я не хочу.
- Знаешь, может, тебе просто нужно изменить подход к ситуации, тогда и мама перестанет пить. У тебя еще есть шанс изменить свою жизнь, а я свой упустил много лет назад. Если бы я тогда сделал другой выбор, то многих ошибок впоследствии удалось бы избежать.
- Нет, - взял его крепко за руку Коля, - пока Вы живете под этим небом, то у вас еще есть шанс все исправить.
 - Слушай, а давай-ка я отдам тебе эту брошь, все равно она мне сейчас не нужна. Вы ее продадите (она достаточно дорогая), и у вас с мамой появятся деньги. Только я тебе так тебе ее не отдам, а передам в руки твоей мамы, все-таки ты еще ребенок. А заодно я отведу тебя домой в целости и сохранности – сделаю сегодня хоть одно доброе дело.
Николай тоже крепко взял Колю за руку. Уже была почти ночь, небо было очень темным, но путь домой для Коли и Николая освещала единственная звезда – одна на двоих.
Они долго шли по каким-то незнакомым, полупустынным улицам. И, вот, наконец, пришли почти на другой конец города.
- Это наш дом, - мальчик указал на покосившуюся деревянную постройку и легко взбежал по двум ступенькам. – Проходите.
Николай немного несмело поднялся и зашел в дом вслед за Колей. Ему в глаза сразу же бросилось достаточное количество пустых бутылок, стоящих повсюду. Коля провел его на кухню. На столе, как ни странно, бутылок не было. За ним сидела женщина, склонившая темноволосую голову на руки. При звуке шагов она подняла голову и, взглянув ясными глазами в глаза Николая, произнесла:
- Я знала, что ты вернешься.


 


Рецензии