На Россию глазами сатирика

Владимир Войнович, автор знаменитой антиутопии «Москва 2042» , описывающей Московскую коммунистическую республику – Москореп, карикатурное тоталитарное общество, построенное на единстве госбезопасности, правящей партии и правящей же религии, дал интервью, в котором со свойственной ему беспощадной сатирой описал то, как видится ему Россия 2012. http://www.svobodanews.ru/content/article/24663708.html

Вот фрагменты из него.
«- События в России превосходят любую сатиру, даже не написанную. Не приписываю себе славу пророка, но...  патриарх Кирилл освятил камень в основании храма при Академии ФСБ…

– Думали ли вы увидеть многое из того, что вы напророчили на 2042-ой год, уже в 2012 году?

– Да, всего 30 лет осталось до 42-го года... Честно говоря, не думал. Я описывал то будущее, которое - я надеялся - никогда не наступит, поскольку это была не утопия, а антиутопия. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал. У меня там правит КПГБ – Коммунистическая партия государственной безопасности, и еще там есть пятиединство: государственность, безопасность, религиозность... Я слышал не раз, что нашего патриарха, кстати, называют отец Звездоний. Но та глупость и пошлость, которая становится сейчас знаменем нашего времени – этого ожидать было невозможно. Издаются какие-то дурацкие законы, идут какие-то чудовищные суды, вот этот пресловутый суд над Pussy Riot... Это все превосходит любую сатиру.

– «Москва 2042» увидела свет в 1986 году; перелом, перестройка. Сейчас многие в России говорят о грядущем переломе. Видите ли вы его?

– В 1986 году перестройка только забрезжила. Но уже тогда, при первых ее шагах, я на нее смотрел с большой надеждой. Если вернуться к роману – с тех пор я стал думать, что все-таки действительность уходит в другую сторону, и, слава богу, всё будет не так, как в моем романе. А потом смотрю - нет, какие-то вещи возвращаются как бы к моей выдумке, как будто кто-то не хочет, чтобы действительность ушла слишком далеко. Я не приписываю себе славу пророка, но какие-то вещи становятся пророческими. И 1986 год с теперешнем временем сравнивать будет неправильно, потому что начало перестройки - это начало надежд. А теперешние события ввергают в отчаянный пессимизм, когда хочется и плакать, и смеяться.

– Тогда сравним с предшествующими перестройке годами, когда вы были вынуждены покинуть Советский Союз. Чем та безнадежность отличается от нынешней?

– Та обстановка как раз внушала какие-то надежды. Я видел, что советская власть совершает такие глупости, которые обязательно приведут ее к краху или к попытке обновления – что началось как раз в середине 80-х с приходом Горбачева. Когда я уезжал в 1980 году, я все время говорил, что через пять лет начнутся радикальные перемены в Советском Союзе. Если даже я на пару лет ошибся, то это не так важно: приблизительно я оказался прав. Если строить свой оптимизм на ожидании краха, то, пожалуй, сейчас можно сказать то же самое.

– Посмотрим на пятиединство антиутопического Москорепа в наши дни: народность - есть, партийность - наполовину от предыдущей, но есть, религиозность - безусловно, госбезопасность - да, конечно; бдительность - есть. Четыре с половиной из пяти. Чего нам ожидать в дальнейшем, исходя из текста «Москвы 2042»?

– Я уже сказал, что сейчас опять наступило время, когда можно делать оптимистический прогноз на пессимистических предпосылках. Потому что сейчас все ветви власти работают в определенном ключе. Дума сочиняет какие-то законы, судебная система судит Pussy Riot, церковь работает – то есть все общественные институты и ветви власти приближают какой-то взрыв. Взрыв этот непременно будет, потому что нельзя раздражать такое большое, растущее количество людей изо дня в день. Кто-то когда-то сказал, что можно обманывать долго малое количество людей, можно недолго обманывать большое количество, но нельзя обманывать всех все время.

- Этого «кого-то» зовут Авраам Линкольн, и он едва ли имел в виду российскую практику.

– Да, у нас история показывает, что большое количество людей можно обманывать очень долго. Но сейчас глупость всех этих действий приходит в вопиющее противоречие с тем, что в стране все-таки есть некая гласность – есть какие-то оппозиционные издания, интернет непобедим, хоть его и пытаются урезать. И на таком фоне это все выглядит очень глупо. Голый человек выглядит естественно только в бане. Вышедший же на улицу, он достоин осмеяния или побития камнями.

– В целом, вам часто говорят «накаркал»?

– Да, говорили. И даже предлагали написать другую книгу с другим взглядом на будущее - оптимистическую. Очень похоже, что действительность пытается повторить вымысел – значит, надо вымыслить что-то оптимистическое, и тогда действительность повторит это.

– Вы прислушаетесь к этим просьбам?

– Вот сейчас закончим интервью - и примусь за работу. Напишу светлое будущее, коммунистическое, и мы в соответствии с этим... Кстати сказать, в советское время так примерно и говорили, что писатели должны изображать светлое будущее, и тогда люди будут подражать ему, и оно в конце концов наступит.

– То есть, снова засекаем четверть века – и ждем?

– Да, примерно так».

Владимир Войнович очень точно уловил суть происходящего. Россия как на качелях: вот-вот в очередной раз дотянется пальцами ног до капитализма, и… с полного маху назад. Ну почти капитализм – и снова назад в свое пригретое средневековье как рак-отшельник, испугавшийся своей наготы, с удовольствием забивается в первую попавшую раковину.

Смешно, если бы это было не про нас. Я готов смеяться над дурдомом в Северной Корее, где очередной Ким приказывает утопить Россию и США в море, смешно читать, как хитрозадые греки целыми городами получают за счет германского налогоплательщика пенсию инвалида по зрению. Мало ли чего не бывает, особенно среди жуликов, когда они встречаются с идиотами. Но тут… Это же наша страна, неужели мы все идиоты?

Ну ладно, я понимаю, что не судьба нам всем вместе дотянуться, обречены мы на феодальное гниение под мудрым руководством перманентного царя-батюшки. А поскольку мы на планете не одни, то снова и снова будем качаться на тех роковых качелях, пытаясь дотянуться до вожделенной современности, обдирая свои бока и теряя клочья своей территории. Я вообще не представляю, как можем мы и раскачиваться-то после того, как в последнем распаде от нас отвалилась наша житница-Украина. Вроде, если и раскачиваться после таких потерь, то только с петлей на шее. Но нет, качаемся туда-сюда как тот сумасшедший в анекдоте!

Вместе до современности не дотянемся, близок локоток, да не укусить, а порознь пожалуйста. Вот Владимир Николаевич в Австрии живет. Хорошая страна Австрия, хоть ее почти всю «Кепка» скупил, но, тем не менее, жить там одно удовольствие не только вору, но вот и писателю тоже. Порадуемся за хорошего человека. Помню, как его на гребне демократической эйфории спросили, не собирается ли он как "Растропович с автоматом" вернуться, чтобы защищать ту самую демократию. И как он тогда умно ответил. Понимал он, умница, что вместе мы не акробаты, нет уж. Никакого автомата не нужно, когда отдыхаешь на гнилой крыше резервуара с «вторичным продуктом».

Вот из другого его интервью (http://www.krugozormagazine.com/show/Voynovich.1246.html):
«- Владимир Николаевич, вы где-то писали, что России не грех поучиться у Запада. Чему прежде всего?

- Да, действительно не грех. Россия ведь в течение многих лет шла по совершенно ложному пути, по которому ее вела компартия и завела в тупик. Советский Союз развалился. Некоторые думают, что его развалил Горбачев, или Ельцин, или еще кто-то, а на самом деле это не так: Советский Союз развалился сам. Потому что политика СССР была просто идиотской во всех отношениях: и в том числе экономическом, она не соблюдала никаких общих экономических законов. И теперь надо России выбирать: либо возвращаться назад, либо присоединяться к Европе. Тем более, что ведь уже всем должно стать очевидным - где люди лучше живут? Ясно же, что на Западе. Поэтому надо учиться у Запада. В частности, западному рационализму. Ведь западное общество устроено гуманно не потому что какому-то идеалисту это пришло в голову, а просто потому, что это рационально, выгодно самим людям. Они поняли, что рационально жить с соседом не в дружбе и не во вражде, а в нормальном добрососедстве. В России-то только две крайности - либо дружба до гроба, либо вражда, и тоже до гроба… Середины нет. А тут - есть. И этому не грех поучиться: ведь за западным образом жизни - тысячелетний опыт и усилия лучших умов человечества!».

В общем, много умного и полезного в его словах, искренне хочет он помочь своей родине. Вот напоследок из тоже недавнего интервью Войновича на эту же тему (http://kocb.ru/lit/vip/vnv.html).
«- Предсказывать будущее Вы умеете, пожалуй, гораздо лучше других писателей. Скажите, а Вы сами не шокированы точностью своих прогнозов развития России в своем романе «Москва 2042»?

- Так как 2042 год пока еще не наступил, говорить о полной точности прогнозов еще рано. Подождем. И все-таки, что мы уже имеем на сегодняшний день? В романе правит страной гениалиссимус Алексей Букашев, генерал КГБ. Хорошо говорит по-немецки. Активный участник Великой Августовской революции, беззаветный борец против культистов, волюнтаристов, коррупционистов, реформистов и бурят-монгольских захватчиков. Скромен в быту. Любимая одежда - потертые джинсы и свитер. Любит лично ездить по стране и контролировать добычу нефти, выплавку стали и урожайность хлопчатника. С целью тотального контроля совершает регулярные инспекционные облеты на космическом аппарате. Вникает во все. Заметит, что рабочие где-то долго перекуривают, прямо из космоса шлет приказ: начальника этих рабочих снять с работы, понизить в должности или отдать под суд. Все это мы уже имеем и в реальной жизни.
Осталось подождать, кто возьмется сыграть роль Карнавалова и его белого коня».

Валентин Спицин.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.