1812-2012Историк М. Мазюкевич о генерале Шильдере
Михаил Никитич Мазюкевич получивший образование сначала в Кондукторской роте Морского рабочего экипажа, а затем в Николаевской инженерной академии прекрасно разбирался в вопросах технического вооружения армии, а оттого, мог и при написании книги о генерал-адъютанте Карле Андреевиче Шильдере, рассказывать профессионально о его изобретениях и дальнейшем их внедрении или использовании в армии. Кроме того, будучи участником как Восточной войны 1853—1856 и Русско-турецкой 1877—1878 войны, и получивший золотое оружие в 1877 году в ходе Русско-Турецкой войны, отлично владел и этим материалом.
Начинает свои записи, точнее книгу, М.Н. Мазюкевич с проникновенных слов: «прошло уже двадцать лет с тех пор, как смертельная рана вырвала из среды наших военных инженеров одного из замечательнейших из них – Карла Андреевича Шильдера, павшего под стенами той самой Силистрии, которая уже была раз покорена им в 1829 году».
Далее М.Н. Мазюкевич обращается к военной истории России, и отмечает, что «деятельность покойного генерала на служебном поприще занимает одно из важнейших мест в истории военно-инженерного искусства в России». А военные подвиги генерала Карла Андреевича Шильдера могут служить для потомства примером служения Родине. М.Н. Мазюкевич отмечает, что «жизнеописание генерала Шильдера должно представлять важный и поучительный интерес, не только для инженерных офицеров, но и для всех. Посвятивших себя военной службе».
Говорит Мазюкевич и о том, что К.А. Шильдер был необыкновенным человеком, и что «нужно обладать пером историографа и вместе художника, чтобы нарисовать личность столь выдающегося из ряда обыкновенных людей».
Кстати нужно отметить немаловажный факт, состоящий в том, что генерал Н.К. Шильдер прослужил целых полстолетия в рядах инженерных войск, и участвовал почти во всех войнах, веденных Россией с 1805 по 1854 год. Срок для военной службы огромный, при этом генерал К.А. Шильдер находился по большей части времени в боях на передовой, как по долгу своей службы, так и по прямым обязанностям военного инженера. Служил генерал Шильдер с честью и славой.
Мазюкевич говорит о том, «что ряд сподвижников Карла Андреевича с каждым годом редеет, а вместе с тем утрачиваются свидетельства очевидцев; - уже и теперь трудно получить многие необходимые подробности о его жизни и службе за период времени, предшествовавшей турецкой кампании 1828 и 1829 годов».
Ссылается М.Н, Мазюкевич на те источники, которые легли в основу жизнеописания генерал-адъютанта Шильдера. Среди основных, названы архивные материалы имевшиеся в распоряжении военного историка. Отмечает М.Н. Мазюкевич и то, что ему при написании книги было оказано содействие сыновей генерала К.А. Шильдера: «Александра Карловича Шильдера, отставного штабс-капитана л.-гв. Конно-Пионерского дивизиона, и числящегося в л.-гв. Саперном батальоне флигель-адъютанта Николая Карловича Шильдера, бывшего адъютанта Товарища Генерал Инспектора, генерал-адъютанта Тотлебена, у которых хранятся многие документы, относящихся до деятельности их покойного отца».
При этом ссылается М.Н. Мазюкевич на то, что к его большому сожалению отмечался недостаток данных и документов о многих эпизодах жизни Карла Андреевича. Не нашлось многих и достаточных документов, которые касались изобретений, проектов и опытов генерала Шильдера. Основной причиной отсутствия документов об изобретениях являлось необходимость в соблюдении секретности в армии.
М.Н. Мазюкевич достаточно подробно описал, как военную службу генерал-адъютанта, так и описал его изобретения, открытия, его военные подвиги и награды, среди которых два ордена Святого Георгия. Но сам же отмечает, что были случаи, когда требовалось, об открытиях «умалчивать, или ограничиваться лишь краткими замечаниями».
Свидетельство о публикации №212080300360