Оценка

I
Много интересных, незабываемых событий происходит не только в жизни отдельно взятого человека, но также в жизни государства, или даже – человечества в целом! Естественно, годы, в которые они происходят, - становятся незабываемыми для людей; они как бы «врезаются» в человеческую память, чтобы остаться в ней навсегда.

Вот таким незабываемым, лично для меня, стал самый первый год из шестидесятых годов двадцатого столетия.  Честно сказать, для меня 1961-ый год обещался стать незабываемым, с самого начала. Всё дело было в том, что в этом году мне исполнялось семь лет, и я в сентябре должен был пойти учиться в школу. Одним словом: наступивший год стал для меня незабываемым, сразу же после новогодних праздников! Однако не только первый класс нашей деревенской школы, и первое сентября  стали незабываемыми для меня, но важное событие, произошедшее двенадцатого апреля.

Двенадцатого апреля в Советском Союзе  был успешно запущен в космос, и выведен на орбиту пилотируемый космический корабль «Восток». Человечество в этот незабываемый день сделало первый шаг в освоении космического пространства. Каким же огромным был душевный подъём у каждого советского человека в этот день, независимо от его пола, возраста и положения в обществе!

В свои неполные семь лет, я очень ярко и красочно воспринимал окружающий меня мир, и произошедшее событие осталось в моей памяти на всю жизнь! В наступивший, незабываемый день, мой старший брат, и две старшие сестры, были на занятиях в школе; два моих младших брата гуляли на улице. Отец мой, как всегда находился на работе в лесу: он работал в лестранхозе. Семья наша была большой даже по тем советским «меркам», а потому мать наша не работала, а была домохозяйкой.

Продолжая скромный рассказ  о незабываемом годе моей жизни и событиях, связанных с ним  - я должен немного сказать и о людях, которые жили со мной рядом в это время. Если я этого не сделаю, то не смогу передать «атмосферу» того времени, и, конечно же – состояние моей детской души, в которой я пребывал в то время.

Мать моя, как я только что сказал о ней, была домохозяйкой, и в наступивший день была дома.
В  то время ей было сорок лет. Она родилась в 1920  году. О годе своего рождения она говорила просто: - Я родилась в двадцатом году!  В год её рождения, в России шла Гражданская война. В то время Советского Союза ещё не было, он был образован через два года после её рождения.

Семья, в которой родилась моя мать, в тот год жила в небольшой сибирской деревне, находящейся недалеко от границы с Монголией. Гражданская война в России стала тем самым событием, из-за которого в Сельском Совете не был зарегистрирован акт её рождения. Прошло немало времени после дня её рождения, и бабушка – её мать, забыла точный день её рождения. Бабушка была верующим человеком, а потому, она, приблизительно помнила о нём. Помнила она о нём потому, что родила она свою дочь после прошедшего христианского праздника – «Дня святых Апостолов – Петра и Павла»

В Сельском Совете, куда пришла она для того, чтобы получить «метрику»  - свидетельство о рождении своей дочери – над ней посмеялись, когда она пыталась вспомнить точный день рождения своей дочери, а потому  в графе «дата», поставили прочерк.  Когда моя мать стала постарше, то естественно попросила рассказать свою мать о своём рождении.  Бабушка – её мать, была неграмотным человеком, она очень просто и доходчиво рассказала ей следующее: - Доченька,-  говорила бабушка, - родилась ты на «Петровки», на второй неделе, посерёд недели!

Слова, которые я должен был сказать, для того чтобы продолжить свой скромный рассказ – я сказал. К вышесказанному могу добавить следующее: мать моя, также как и бабушка  не получила никакого образования. Но, несмотря на это, она мыслила и говорила тем самым ярким, сочным и образным русским языком, о котором говорят: - Велик и могуч русский язык!
II
- Мама!  Мама! – говорил я громким голосом, когда вошёл в квартиру с улицы в первом часу дня.
- Ты чего это сынок такой взволнованный? Что, пожар? – мать после вопроса заданного мне, отошла от печи, на которой готовила обед и присела на стул, стоящий возле кухонного стола.

- Нет, мама! Я не с пожара пришёл, а с улицы,  - отвечал я ей взволнованным голосом. – Наши пацаны на улице сказали мне о том, что сейчас по радио должны  передавать важное Правительственное Сообщение! Они говорили, что будет его читать сам Левитан! Ты, сама знаешь о том, что в Великую Отечественную войну он был в Советском Союзе самым главным диктором! Гитлер обещался, когда шла война, повесить Левитана первым, если он захватит Советский Союз!

- Сынок, зайди в комнату и включи на «полную катушку» радио, - отвечала мне мать, выслушав меня. Я улыбнулся после её слов и пошёл в комнату, где на стене, возле самой двери был укреплён почтовый динамик. Из-за того, что переключатель громкости на этом динамике был чем-то похож на небольшую чёрную катушку ниток, мать и говорила: «на полную катушку»; вот и получалось у неё: включить радио на полную громкость - означало включить его на полную катушку!

Включив радио, я вернулся обратно на кухню и присел на свободный стул возле матери. Радио «молчало»; из громкоговорителя слышался шум и какой-то лёгкий треск.

Господи! Да чё же это такое? – нарушила мать молчание.  – Неужели началась война, если сам Левитан будет читать Правительственное Сообщение? Значит, в Советском Союзе что-то случилось? Кто же хочет снова нарушить мир? Давно ли война закончилась! Сколько народу на ней «положили»! Сколько кровушки люди пролили на ней! До сих пор о войне люди не забывают! Пора бы правителям успокоиться и не воевать между собой больше! Совсем недавно Советский Союз разгромил немцев!  Наши войска освободили Европу!  Отец наш пришёл с войны весь израненный; он о ней не может забыть до сих пор!  Он же из-за этого и не ходит в клуб; когда там показывают фильмы о войне. – Насмотрелся на войну, воевал, - говорит он, - сколько можно вспоминать о ней?

Наша Россия, сынок, постоянно же воюет из-за того, что её постоянно кто-то хочет захватить, чтобы поживиться её богатствами. Из-за этого с немцами воевали во Вторую Мировую войну!  Из-за этого же воевали с ними и в Первую Мировую войну! Мой тятя, Царствие ему Небесное, участвовал в Первой Мировой войне! Он мне много рассказывал о ней. Потом в России произошла революция, потом началась Гражданская война! Но и это не всё: потом была Финская война, КВЖД, а потом был Халхин-Гол!  Сколько же приходилось воевать нашей России-матушки! С Наполеоном Россия также воевала! Старые люди сказывали о том, что когда-то, давным-давно, какой-то Хан Тимур тоже захотел захватить Россию. Лежал он в своём шатре и стал засыпать.  Во сне, в видении пришла к нему сама Пресвятая Богородица с огненным мечом в руке, а с нею были ангелы небесные. У всех ангелов небесных в руках были огненные мечи! Матушка Пресвятая Богородица говорит во сне этому Хану: - Россия под моей защитой! Убирайся отсюда в свою землю, пока цел и невредим!  Если ты не уйдёшь сейчас же, то я разгромлю всё твоё войско! Проснулся тот Хан в страхе, призвал к себе всех своих мудрецов и рассказал им о своём сне. Они в ответ ему говорят: - Нам не уходить надо из России, а убегать! Дева с огненным мечом – это же сама мать Господа Иисуса Христа! Вот поэтому они тогда и убежали из России!

А ещё моя мама рассказывала мне о том, что наша Россия находится под защитой самого Господа Бога! Она как-то однажды ездила в город и ходила в церковь. Она мне говорила: - Доченька, ходила я в церковь на проповедь! Батюшка читал «Библию». Он говорил о том, что «Библия» написана не только для одних евреев, но написана она для всех народов! Там, в этой книге, есть слова, которые относятся к нашей России: «Над тобой моя рука! Всякое оружие, изготовленное против тебя – будет бесполезным во всякое время, потому, что я всегда бодрствую!».
Наша матушка-Россия никого и никогда не захватывала! Ни к кому и никогда она не обращается за помощью! Она же не у кого исть-пить не просит!

И неизвестно какие ещё бы исторические сведения и знания я почерпнул бы из рассказов матери о России, если бы в это время наш почтовый динамик «не ожил»,  и мы с ней не услышали бы голос  Левитана!

- Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза – зачитывал знаменитый диктор Правительственное Сообщение. От его голоса сжалось в страхе моё сердце, по всему моему телу побежали мурашки; на какую-то долю секунды я почувствовал, что волосы на моей голове стали шевелиться, и даже подниматься вверх.

- Господи! Сусе Христе, - говорила мать и крестилась. – Неужели снова война началась?

Но Левитан сообщал о том, что в Советском Союзе запущен на орбиту Земли пилотируемый космический корабль «Восток». Знаменитый диктор торжественно говорил о том, что в наступивший день – двенадцатого апреля, человечество сделало первый шаг в космос!

- Господи! Да как же это может быть такое, что человек полетел в космос на космическом корабле?  - рассуждала мать, услышавшая первый раз в своей жизни «новые» слова.
- Это же какие надо было поставить на него паруса, для того, чтобы он взлетел на небо, а потом облетел всю Землю? Наверно, это очень большой самолёт?

- Не знаю, мама, - ответил я ей и посмотрел во двор нашего дома.
Недалеко от нашего подъезда стояла группа людей. Стоящие во дворе люди оживлённо разговаривали. Иногда некоторые молодые парни и мужчины кидали вверх свои кепки и громко кричали: -  «Ура!». Мать, увидев, что я внимательно смотрю в кухонное окно, также стала смотреть во двор нашего дома. – Сынок! – сказала она. – Сходи на улицу, и послушай о чём говорят люди! Потом придёшь домой и всё мне расскажешь!

- Хорошо, мама, - ответил я ей и вышел на улицу. Не прошло и минуты, как я стоял возле подъезда нашего дома, и слушал о том, что говорил собравшимся людям молодой преподаватель физкультуры Юрий Николаевич, живущий в соседнем подъезде. Он не любил носить кепок, как всегда был без головного убора, а потому лёгкий ветерок, дующий на улице,- своими порывами шевелил его густые чёрные волосы на голове. На ставшем розоватым от волнения его лице – играла улыбка, когда он говорил: - Ура, товарищи! Ура.
Советские  учёные и конструкторы сделали всё от них зависящее для того, чтобы в сегодняшний день, - в космос был запущен космический корабль с человеком на борту! Первым космонавтом планеты Земля, стал гражданин Советского Союза – лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин! «Восток» оправдал надежды учёных и конструкторов:  он облетел планету! Трудно и невозможно сказать о чувствах, что переполняют наши сердца и души! Мы, граждане Советского Союза, живущие в небольшом сибирском посёлке, мысленно находимся сейчас в столице нашей Родины!  Сегодня мы, как и все
советские люди, говорим Первому космонавту планеты слова любви и признательности за подвиг совершённый им!  От всего сердца благодарим мы за самоотверженный труд учёных, конструкторов и рабочих, построивших космический корабль «Восток»! Если оценить их труд по пятибалльной шкале, то мы оцениваем его по самому высшему баллу; мы все «ставим» им высшую оценку – Пять!

Веками, и даже тысячелетиями, люди мечтали о полётах к планетам и звёздам. И вот сегодня, в незабываемый для всех нас день, мечта человечества – осуществляется; человечество впервые  в своей истории сделало первый шаг в освоении космического пространства!
 В нашей школе, как вы все знаете, на арке, возле учительской комнаты укреплён лозунг. На нём написаны слова великого русского учёного Константина Эдуардовича Циолковского. Лозунг гласит: - «Человечество никогда не останется на Земле, но в погоне за светом, оно устремится в Глубины Вселенной!»

Лично я не сомневаюсь в словах великого русского учёного! Но для того, чтобы человечеству была «открыта» дорога в космос – люди должны перестать воевать на своей собственной планете! Придёт такое время, когда они поймут, что это может привести к гибели всего человечества! Они перестанут воевать, и  тогда полёты в космос станут обычным делом!

Но даже и тогда, в далёком будущем, они будут помнить о сегодняшнем дне – двенадцатое апреля 1961 года! Товарищи! Запомним сегодняшний день! Мы должны о нём рассказать не только нашим детям, но нашим внукам и правнукам! Чувство счастья, чувство радости и гордости, - переполняют сегодня наши сердца! Мы все верим в то, что после сегодняшнего дня полёты в космос будут привычным явлением. Мы все гордимся тем, что Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник! Гордимся тем, что он, сын великой России  -наш современник! Ура, товарищи! Ура!               


Рецензии
Пожалуй, если бы люди перестали воевать, то поняли бы, что у них есть гораздо более важные цели, которые можно реализовать только вместе. Например, как сделать так, чтобы человек жил лет пятьсот. Наука уже исследует старение, и если настроить клетку так, чтобы она делилась без потерь, то и ошибки репликации, приводящие к ее старению, накапливались бы значительно медленнее.

Спасибо за патриотический рассказ!

Владимир Еремин   26.04.2019 12:01     Заявить о нарушении
Уважаемый, Владимир!

Почти 60 лет прошло с незабываемого 12 апреля 1961 года, но кажется, что это было недавно.

Дай Бог людям решать быстрее вопросы герантологии. Когда человек болеет,то ему не хочется жить.

С уважением

Александр Андриевский   26.04.2019 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.