Схоластика средневековой музыкальной педагогики

       Схоластические методы исследования музыкальной теории прочно вошли в Средневековье наряду с другими методами поэзии, риторики, логики. Сам термин "схоластический" применил Диоген Лаэртский (что означает от греч. Схоле - времяпровождение, отдых), а затем был рассмотрен римлянами как "scholasticus", то есть "учёный". Так же называли преподавателя семи книжных искусств в эпоху Ренессанса. Учёные, которые преподавали в школах и университетах прошли свой путь от поучения к изобретению и созданию нового учения. Среди схоластов было много богословов, монахов, у которых первоочередной задачей являлось насаждение веры в Бога-творца, то есть "абсолютного бытия", как у Ансельма Кентерберийского. Но противовес религиозному типу учения составляло светское, поддержанное народом. Ученикам епископских школ разрешалось путешествовать по всей Европе и слушать лекции разных учителей. При всём догматизме воспитания сама система, принятая от Античности и Рима, пропагандировала независимость мышления, критичность, противоречивость (лозунг Tertium non datur - третьего не дано) и нашла своё продолжение в эпоху Возрождения. Основной акцент делался на исследование и толкование Священного писания, перевод на латинский язык призведений Платона, Аристотеля, Гомера, Гессиода и других философов.

        Музыкальные центры формировались на местах соборов. Такие школы, как Сен - Галленская, Шартрская, Св. Мартиала открывали имена своих учёных, Германа Контрактуса, Ноткера Бальбулуса, Туотилло, Гвидо Аретинского. Школы певчих(schola cantorum) представляли собой группу искусных певчих при соборах, исполнявших специальные тексты мессы Ординарий. Затем эта группа как, например, в хоре аббатства св. Мартиала, начала подразделяться на подгруппы, из которых одни пели собственно хорал, а другие несколькими нотами ниже. Так постепенно возникал готический или полифонический стиль музыки. Это было одним из показателей переплетения философских приёмов в обучении с музыкой. Средневековая культура несла в себе новое, но на основе старого. Например, слово forma в начале указывала на то, что лежит на поверхности, а затем на то, что внутри. Логика и диалектика входили в тривиум наук, которые изучались в центрах науки и культуры. Платон, чей труд "Диалектика" подвергался критическому толкованию, писал:"Ни одна метода, имея в виду предметы неделимые, как неделимые, не возьмётся их свести к общему: все другие искусства направляются либо к человеческим мнениям и пожеланиям, либо к происхождению и составу, и, наконец, к обработке того, что происходит и составляется; прочие же, которые, сказали мы, воспринимают нечто сущее, например геометрия и следующие за нею, видим, как будто грезят о сущем, а наяву не в состоянии усматривать его, пока, пользуясь предположениями, оставляют их в неподвижности и не могут дать им основания...Диалектическая метода одна идёт этим путём, возводя предположения к самому началу, чтобы утвердить их"[1,c.388]. Основой диалектики был искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении оппонента и преодаления этих противоречий. Новое сознание определялось библейской и святоотеческой традицией. Латинский язык использовался для передачи идей одного автора к другому.

        Ноткер Бальбулус, монах из монастыря Сен-Галль(812-912) изобрёл секвенцию, первый вариант литургического тропа для облегчения запоминания текстов. Вообще, в песнопениях различают: силлабический приём(когда 1-2 тона приходятся на один слог текста), невматический(от 2-х до 5 тонов на один слог), мелизматический (неограниченное количество). Известен "Винчестерский сборник троп", составленный в X-XI в.в. Секвенция, продолженная Туотилло из Сен-Галлена, Германом Контрактусом из монастыря Райхенау образовала форму отступающего повторения и превратилась в автономное стиховое целое. Мелизматическое украшение Gradual(песнопения проприя мессы) явилось новым этапом становления Organum XII в. В одном из трактатов указаны имена двух лучших каноников собора Нотр-Дам: "Леонин был лучшим сочинителем органума. Он написал "Великую книгу органума" к мессе и службе, чтобы усовершенствовать её. Эта книга использовалась вплоть до времён великого Перотина. Он укоротил её и заново переписал многие разделы, улучшив их богато украсив с помощью достижений гармонического искусства".

       Музыка в пении должна была приносить практическую пользу, эстетическое удовлетворение при всём аскетизме церкви. Если чистота формы способствовала иерархии порядка, аскетизму веры, то любые украшения музыкального произведения воспринимались как отход от порядка, поэтому основными категориями средневековых мыслителей являлись aptum(уместное упорядоченное - у Цицерона, Августина),numerus,forma, ordo, substantia. Но в отношении эстетического восприятия музыки царила гармония, совершенство интервалов. Фома Аквинский, комментатор тектов Аристотеля, писал, что "..по своей природе прекрасное соотносится с познанием, радуя нас одним своим видом; отсюда следует, что среди чувств имеют особое отношение к красоте те, в которых больше проявляется познавательная способность. Таковы зрение и слух, предназначенные для того, чтобы служить разуму: так мы говорим о прекрасном цвете, о прекрасном голосе[5,c.151].
 
      Если античная наука о музыке длительное время освещала только акустико-математическое учение об интервалах и теоретические положения о системах(тональностях, тетрахордах, ладах), что говорило об отрыве практической направленности в жизни, то музыка средних веков как раз подтверждает обратное. Все обряды церковные и светские сопровождались торжественными приёмами, носящими идейно-эмоциональный характер. Для того, чтобы сочинять и исполнять музыку, композиторы стали придерживаться определённых правил. Например, нельзя было ставить параллельные октавы и квинты. Также, вводился запрет на употребление тритонов. Мнемоническая техника, как искусство облегчения и запоминания на базе ассоциаций породила аллегорию и символизм в поэзии и музыке. Сольмизация Гвидо из Ареццо привнесла словесное обозначение тона, а также жестикуляцию для показа высоты тона. Модусы, заимствованные из античной поэзии, были переработаны в ритмические музыкальные группировки, то есть в невмы. Над созданием нотного письма трудились и Леонин и Перотин, у которого знак Е - означал однозвучие, S - полутон,t - тон,ts - малая териция, tt - малая,d - кварта,дельта - квинта. Усиление метроритмической стороны музыкальной формы расширяло пространственную вертикаль от 2 голосов до безграничного количества голосов XIV в. Но пока содержание произведения ограничивалось чисто формализацией, выполением ряда требований. Вот описание композитора Франка из Кёльна процесса самого сочинения:"Тот, кто хочет написать кондукт, должен прежде всего сочинить самую красивую мелодию, на которую он способен,а затем, используя её в качестве тенора, написать дискант (другими словами, написать к ней мелодию сопровождения, беря за тенор ту исходную "красивую мелодию"). Тот, кто хочет создать третий голос - триплум, - должен держать две другие в голове, и когда триплум противоречит тенору, он не должен противоречить дисканту, и наоборот"[9,c.68].

        Различие в методах интерпретации письма, изобретённые Августином, привело к прорыву искусства нового века "ars nova", где преобладала тенденция к различению строгих доказательств(demonstrationes) и диалектических аргументов(persuasiones). В музыке теория пропорций требовала точности в определении высоты и долготы тонов. Протеория или "начальная теория" давалась в самом начале певческих книг до изложения церковных песнопений. Певчие должны были освоить нотации, а затем петь традиционным способом. Сначала они осваивали тоны, интервалы, а затем переходили к изучению созвучий. Интересно то, что каждый проходящий звук в мелодии принадлежал также и гармонии. Полифония постепенно замещалась гомофонно-гармоническим складом, что привело к зарождению новых форм - мадригала, каччьи, рондо, вирелея.Clausula(остинатное повторение хоровой мелодии в теноре)XII в. вывела остинатные формы XIV в. и стояла у истоков изоритмии. Часто создателями новых форм являлись выходцы из народа. Такие, как Гильом де Машо - трубадур при дворе Жанны Наваррской, Иоганна Люксембургского и Карла V Французского написал порядка 40 баллад, 32 вирелея, 20 рондо. Впервые верхний голос провозглашался кантиленой.
    
       Свободные искусства рассматриваются как высшие, которые получают дидактическую направленность содержания, научную и религиозную истину. Литературным творчеством трубадуров является мировая любовная лирика античности, персидско-арабская поэзия. Основные темы - романтическая идея движения креста, почитание девы Марии, поэзия природы, потому что символические образы были наподобие универсалий, рассматриваемые Фомой Аквинским. У него " есть три разновидности общего: во-первых, то, которое заключено в вещи или самой природе, состоящей из единичных предметов..;во-вторых, то которое получается с помощью абстракции и в этом смысле имеется после вещи..;в-третьих, то, которое имеется до вещи, предшествует самой вещи, подобно тому, как форма предшествует самому дому в уме архитектора"[7,c.163].

      Как писал А.Ф. Лосев: "..Это было концом средневековой философии и началом той философии, которая базировалась уже на человеческой индивидуальности вопреки её - здесь ещё ясно ощущаемой - платонической связанности с универсалиями и даже с божественным бытиём, превосходившим не только единичное, но и всё универсальное и всё разумное"[5,c.175]. Многие доктрины богословия подвергались сомнению в среде вагантов, бродячих студентов и монахов, за что порой и погибали. Так, например, родоночальник естетственнонаучного знания Роджер Бэкон провёл 14 лет в тюрьме лишь за "еретическое" утверждение, будто знание, проверенное опытом, основательнее священного писания и бездоказательных домыслов о природе. Пьер Абеляр, выходец из вагантов, описывал в "История моих бедствий" то, как был созван собор в Суассоне для вынесения приговора согласно каноническим правилам его известному произведению о троице. То есть речь шла о защите Абеляра своим красноречием своей книги, но в итоге она была сожжена, а Пьера увезли в монастырь. Значит, оход от символа веры считался ересью.

      Новые имена Адам де Галля, Жана де Мёна несли пропаганду не только религиозно-мистических воззрений, но и часто протестные направления. Позднее их назовут гуманистами. Их скепсис был продиктован неверием в нравственные утои самого церковного института как токового, поэтому они выступали за светское образование. Франция и Италия развивали народную поэзию, а также свои музыкальные формы. Итальянская ars nova была обязана французской, и это позже дало итало-французскую смесь. Французский Chaces был трёхголосным и исполнялся вокально. Как в каччья оба верхних голоса были связаны со средним инструментально. Смешение вокальных и инструментальных голосов является баллатой. То же присутствует и во французском шансоне. Как писал Данте Алигьери о порядке в мире:"Как часть соотносится к целому, так порядок частичный к порядку целого. Часть относится к целому, как к цели и к лучшему. Следовательно, и порядок в части относится к порядку в целом, как к цели и благо частичного порядка не превосходит благо целого порядка, а скорее наоборот"[2,c.3]Из новой философии выходило,что "природа в своей предусмотрительности не уступает предусмотрительности человека".

      Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что "схоластика" как определяющее понятие Средневековья дала толчёк к освобождению научной и творческой мысли от догм и правил, которые не прижились в гуманистическое время, а преобразовались в новые правила. Основными направлениями в образовании были методы проведения уроков - диалоги, диспуты, беседы, критический и сравнительный анализ текстоа Священного писания, благодаря чему большинство учёных откололось от церкви и встало на путь ratio.

     Придворные правила куртуазной жизни и этикета королей и рыцарей внесли новые способы построения произведений искусства - пропорцию, меру, порядок вещей; в мелодии - секвенции, юбиляции. Светское и духовное искусство долго не могли разделиться, хотя оба опирались на народное творчество. Философское мировоззрение всё-таки видело первопричину в Боге, где форма должна соответствовать содержанию. А в музыкальном творчестве открытие мензуральной нотописи сыграло большую роль в установлении числа, меры и понятии времени. Различные школы :Нотр-Дам, Шартр, Св.Мартиала, Сен-Галлен обозначились в открытии различных областей музыкального искусства - многоголосия, контрапункта,"faux bourdon", чем влияли на дальнейшие музыкальные методы в литургии как части театрализованного представления, а также в органном искусстве. А куртуазная поэзия выявила имена Петрарки, Бокаччио, Данте.
       ст. была опубликована в сборнике II Международной научно-практической конференции "Наука и современность",2010 года,ч. 2(из-во:Новосибирск)

      


Рецензии
НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ?
ЧТО ЭТО? О ЧЁМ ЭТО?
К ЧЕМУ?

ПОЯСНИТЕ.

Нестор Тупоглупай   24.11.2016 15:01     Заявить о нарушении