Лепажа стволы роковые
А.Кленовский
МИЛЫЙ Пушкин. Метеором пронеслась эта феерическая личность, оставив нам свою удивительную поэзию, мудрость и неразгаданные тайны. Пушкиноведение насчитывает сотни
книг и десятки тысяч статей, но никогда не будет поставлена точка. Мы только на пороге
приближения к тайне... С каким трепетом мы посещаем места, связанные с именем Пушкина, всматриваемся в вещи, к которым некогда прикасалась ЕГО рука. И это не фетишизм.
В романе в стихах «Евгений Онегин», во многом автобиографическом и даже пророческом, есть, например, описание дуэли Онегина с Ленским —чертовщина,повторившаяся с ним лично и
положившая начало романтической легенде о его гибели. Но сейчас о другом: роман в сти-
хах, пожалуй, единственный пример в русской поэзии, где с поразительной правдоподобностью
описан процесс заряжания кремневого пистолета.
И пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток,
В гранёный ствол уходят пуля,
И щелкиул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченый кремень
Взаедён еще.
Пушкиным пропущены две первые операции — засыпка в ствол пороха и его пыжевание, он акцентирует внимание на более «оружейной» процедуре — забивке в ствол пули под прессовой посадкой — «Гремит о шомпол молоток». Но это ещё не все: для подготовки пистолета к выстрелу необходимо провести еще две операции: отвести кремневый курок назад, и тогда он издает характерный щелчок — «И щелкнул первый раз курок», и освобождается полка, куда сыплется «порох струйкой сероватой». Пистолет заряжен и при выходе на боевой рубеж курок взводится еще. Осталось только прицелиться и нажать на
спусковой крючок. Кремневые пистолеты были терочно-искрового свойства, и кремень в контакте с кресалом высекал искру, которая поджигала порох на полке. Через отверстие в казенной части порох воспламенял боевой заряд, и газы выталкивали пулю, происходил звуковой эффект — выстрел.
«Лепажа стволы роковые» — строка из 6-й главы «Онегина», но кто скрывается под этим именем? Лепаж был известным парижским оружейником начала XVIII века, и подобных ему во
Франции было тогда около двадцати. Пушкин назвал Лепажа, считая его «славным оружейным
мастером». Лепаж имел свой магазин в Париже, его изделия отличались изяществом и тщательностью отделки. Дуэльная пара пистолетов находилась в специальном «ящике боевом», включавшем и набор необходимых инструментов: молоток, шомпол, пулелейка и пр. Кроме как на дуэли, пользоваться этими пистолетами не позволялось. На место дуэли каждый из противников приносил свои пистолеты в ящике, и после их осмотра они выбирались по жребию. Стоили они тогда недешево и покупались состоятельными людьми на случай дуэли. Для «обихода» — развлечения, стрельбы по мишеням, самообороны — использовались более дешевые пистолеты. Прослышав, что магазин этого оружейного мастера существует и до сих пор, я написал своему давнему приятелю Сергею Александровичу Подольскому во Францию — с просьбой проверить этот факт Через некоторое время пришло письмо и несколько фотографий магазина Лепажа, Сергей Александрович писал: «Прилагаю четыре фотографии магазина Лепажа
перед театром «Комеди Франсеэ», а в ста шагах — Лувр. Угол, первого этажа дома занимает
интересующий Вас магазин. Над дверью надпись: «Дом Форе Лепажа. 1716 год». Сейчас в двух
витринах магазина охотничьи ружья, ножи всяких видов, а одно окно — витрина охотничьей одежды. В магазине работают молодые приказчики, которые ничего не знают о прошлом
Лепажа, а о Пушкине — тем более». В том же письме есть и сведения о дуэльных пистолетах Пушкина: «Между прочим, пистолеты, участвовавшие в дуэли Пушкина с Дантесом, в
последние годы бывшего президента Франции Миттерана были на время одолжены России и привезены в Ленинград, а французы завопили, будто пистолеты он подарил. Через некоторое время они были возвращены и сейчас хранятся в одном из музеев».
Все так и было. Роковые пистолеты действительно находились во Франции. В 1989 году,
во время своего визита в эту страну, Михаил Горбачев обратился к президенту Миттерану с
просьбой подарить пистолеты Пушкинскому музею. Президент согласился, но его решение вызвало бурю негодования, разразился настоящий скандал, в который вмешалось даже МИД Франции, Тогда было принято компромиссное решение: пистолеты одолжить только на время для пушкинской экспозиции. Они проделали вторично путь из Франции и были выставлены в последней квартире Пушкина на Мойке, 12, рядом с витриной, где хранится белая перчатка и черный простреленный жилет поэта.
Судьба пистолетов после дуэли сложилась так, что они оказались во Франции. Меняя владельцев, они наконец были выставлены на аукционе в парижском зале Друо. Их купил
некий Пьер Поль, основавший музей почты в Лимре около Амбуза Там они сейчас и находятся. Дуэльная пара покоится в деревянном ящике 40x50, на крышке которого надпись: «Карл
Ульбрих. Дрезден. Оружейный двор». Между пистолетами вложена табличка, текст которой
совпадает с интересами создателя музея почты: «Пистолеты дуэли поэта Пушкина (автора
«Станционного смотрителя») с Дантесом».
Это уже не «онегинские» пистолеты, а капсюльные, с ударным замком, более совершенные и надежные. В 30-х годах XIX века они стали поступать на вооружение французской армии, хотя кремневые пистолеты еще долго находились в пользовании. Их называли «дедовскими». Существенное изменение претерпел только сам замок, и вместо кремня, кресала, полки, остался один ударный курок, который и разбивал капсюль с гремучей ртутью и воспламенял
пороховой заряд в стволе. Пистолеты подобной системы просуществовали в России до конца XIX века, когда им на смену пришли полуавтоматические системы «Смита и Вессона» с уни
тарным патроном.
Кремневые и капсюльные пистолеты давно стали предметами коллекционирования Некоторые образцы, особенно дуэльные (в сохранности и в деревянном ящике с принадлежностями)
— голубая мечта настоящего коллекционера. Подобные раритеты составляют законную гордость любого музея. С удоволь ствием могу констатировать, что Харьковский исторический музей
располагает превосходной дуэльной парой австрийского мастера. Хранятся они в ящике,
обитом зеленым сукном со всеми инструментами.
На заставке: Магазин Лепажа на площади Анри Мальро в Париже сегодня. Фото из архивов автора
Свидетельство о публикации №212080401237