Миры Клиффорда Саймака

— ...Я полагаю, ты знаком с теорией стационарной вселенной?
— Да, конечно, — сказал Джейсон. — Вселенная не имеет ни начала, ни конца, она находится в состоянии непрерывного созидания, когда образуется новая материя, появляются новые галактики, хотя старые и погибают. Однако специалисты по космологии... установили, что эта теория несостоятельна.
— Я знаю, — сказал Джон. — И все же была одна надежда — можно назвать это надеждой, поскольку некоторые люди из философских соображений упрямо цеплялись за эту концепцию. Она была столь красива, столь величественна и внушала такое благоговение, что они никак не могли от нее отказаться. И они говорили: предположим, что вселенная гораздо больше, чем кажется, что мы видим лишь малую ее часть, крошечный прыщик на коже этой большой вселенной, и этот крошечный прыщик находится в стадии, которая заставляет нас думать не о стационарной вселенной, а о развивающейся.
— И ты считаешь, что они были правы?
— Возможно, и были.
Клиффорд Саймак
«Выбор богов»
Современная наука — или, вернее, её существенная часть — близка к рассуждениям Саймака. Наша Вселенная, как очень логично предполагается, — лишь ничтожный пузырёк в бесконечной пене самовозникающих из виртуальной бесконечности — вроде как из некого ничто! — таких же пузырьков, но разнообразнейших. Все эти образования — случайный миг на фоне вечно существующей, истинно бесконечной во времени и пространстве,— если эти наши поняти там вообще способны существовать! — но стационарной вселенной, с буквы маленькой, — если, опять же, вообще можно так сказать о чём–то бесконечно разнообразном, но никуда и никогда не исчезающем.
Дело, однако, в том, что даже математика, эта абстрактнейшая из наук, упорно избегает любых бесконечностей. И, видимо, это правильно. Бесконечности нас просто никак не касаются. Как и мы их.
И в этом смысле математика намного практичней той же физики. А уж о философии нечего и говорить.
Или о религии.
Вот уж религия вовсе не имеет никакого отношения ко всем наукам! — скажете вы и будете абсолютно правы. Хотя абсолют — та же самая бесконечность, проповедуемая «религий в высшем смысле».
И надо бы отмести заранее те наипопулярнейшие суеверия, за которые прячется примитивная часть человечества, не так уж далеко ушедшая от зверей в своём стадном инстинкте. То, что они почитают, — и не религия вовсе, как бы то всем странно ни показалось, а самая натуральнейшая мимикрия. Самобезопасность. Будь как все, на одном уровне или даже пониже, – и тогда молния ударит в кого–нибудь влезшего повыше. Ну, тут, разумеется, молния — в роли хищника.
А кто самый страшный хищник на планете? Да разумеется, тот же Человек.

Итак! Есть ещё такая штука — мировоззрение. Оно бывает научным или религиозным. И разница между ними не так значительна, как опять–таки ж может показаться. Если исключить всё тот же стадный инстинкт.
И в науке, в общем смысле, не всё известно, да и такого вообще не может быть, так что есть и там достаточно места для Веры. И истинная религия всё же ищет, используя новейшие достижения любых наук.

И...
А собственно, это святейшее право любого человека — жить так, как ему интересно.
И не стоит ему навязывать свой интерес.

Но почему бы и нет — просто поделиться интересными впечатлениями?
Ну, хотя бы и от прочтения книг хорошего писателя.
Что, думается, ни у кого не вызовет ни малейших сомнений...


Рецензии