03. Путь в Бабий Яр

путь в Бабий Яр

Слово очевидцу. Виктор Орлов был руководителем подпольной группы «Шурай», действовавшей в Киеве в 1942-м-1943-м и после освобождения города написал отчет о жизни под оккупацией, где и находится отрывок, посвященный событиям сентября 1941-го. «Поток беззащитного еврейского населения двигался три дня и три ночи. Старики, старухи, женщины и дети, мужья и сыновья беспрерывным потоком двигались по направлению к еврейскому кладбищу. Населению, проживавшему по улицам, где происходило движение беззащитного еврейского населения, не разрешалось выходить со двора, разговаривать с движущейся массой, подавать воду для питья и впускать в жилище для его личных надобностей. За соблюдением этого зорко следили эсэсовцы... Однако, под разными предлогами выставлялось ведро с водой для питья... Старцы, после своего последнего молебна, в своих траурных одеждах двигались среди общей массы. Тех, которые были не в силах ходить, несли на спине, или же везли в коляске. Тупые озверелые немецкие офицеры по пути следования отбирали у населения чемоданы, носильные вещи... В момент сопротивления избивали сопротивляющихся до полусмерти и оставляли лежать на мостовой, не разрешая оказать помощь. ...Мимо моего дома шли сотни знакомых лиц, но распрощаться с товарищами нельзя, ибо за всем зорко следит гестаповец. Никак не верилось, что такое количество беззащитных людей безо всякого обвинения ведут на расправу только за то, что они еврейской национальности». Старики, старухи, женщины и дети, мужья и сыновья шли по направлению к еврейскому кладбищу.
В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться.

Свидетельство очевидца: показания Евстафьевой

Из показаний свидетельницы Евстафьевой: «С самого утра с Подола, Куреневки, из центра города люди потянулись к обозначенному месту. Они поднимались по ул. Артема к кладбищам, а те, кто остался, наблюдали за толпой. В Киеве было много смешанных браков, и русские родственники шли провожать своих родителей, мужей, детей, друзей и знакомых. Чтобы горожане не узнали, что евреи будут расстреляны, немцы выстроили плотный кордон на углу ул. Макаровской и Пугачева - кто проходил туда, возвратиться не мог. К восьми часам утра вся ул. Артема до ул. Мельникова была заполнена людьми.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/04/141


Рецензии
Обязательно дочитаю до конца.

Алексей Курганов   04.08.2012 02:31     Заявить о нарушении