***

Не имей сто рублей...
Очень умная, высоко – нравственная русская поговорка: не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Чтобы понять всю ценность этой поговорки, следует учесть курс упоминаемой валюты. Речь идет не о современном русском рубле ($1=24,50) и  даже не о долларе, когда это соотношение было в пределах 30, и даже не о советском рубле во все периоды его хождения. Имеется в виду еще царский рубль, еще в червонном золоте, когда он имел вес целого состояния. Сообразите, как высоко ценился каждый друг! Тогда! А теперь? Резко девальвировался рубль, и не только. А как дружба?
Говорят, что век постмодернизма отличается высочайшим индивидуализмом. Да, свобода личности поставлена так высоко, что она, личность, ни от кого не зависит, никому ничего не должна, ни с кем не считается. Ее права превыше всего! Даже выше интересов общества. Что там общества в целом? Она выше интересов друзей, родственников, даже родителей!
Сейчас самая расхожая фраза: «Это моя жизнь!» Дескать, что хочу, то и делаю. Не считаюсь ни с чьими интересами, ни с чьими правами. И эта фраза звучит во всех фильмах, в художественной литературе, средствах массовой информации, и т.д. и т.п. Эта фраза, а вообще не фраза, а образ мыслей, стиль поведения, козырная карта жизни! Это психология не индивидуума, а индивидуалиста. Свои интересы, свои понятия, свои желания, свое мнение _ превыше всего. Эта «гражданская позиция» стала доминирующей. Поэтому всякие личности, всякие меньшинства не считаются с интересами общества, интересами большинства. Не считаются со своими обязанностями перед обществом. Муж (жена) не считаются с чувствами и интересами друг друга, семьи. Дети не считаются с мнением родителей, их правами, их чувствами.
Всюду звучит: «Это моя жизнь!», «Принимай меня такого (такую) как я есть!», «Это же бизнес!» Дескать, здесь «голая корысть», нет места порядочности, благородству, жертвенности и другим нравственным категориям. Такая мораль является следствием «разгула» свободы! Свободной свободы, типа «свободной любви». Свобода личности вопреки нравственности, за счет ущемления или оскорбления интересов других людей, тем более, большинства. Свобода без разумных ограничений, рамок превращается в преступление.
Поэтому современная борьба за такого образца свободу, против ее дискриминации по сути, сама является дискриминацией истинной свободы, самих нравственных основ свободы. Все это издержки демократии, когда ее берут в руки или пользуются ею непорядочные, безнравственные люди или даже преступники.
Кстати, что-то подобное происходит и в толковании Библии! Множество «моих» мнений. Порой исключающих друг друга. Поэтому сегодня можно слышать мнение, что Библией можно объяснить все, что угодно. И это притом, что Божеская истина всегда одна – единственная, не расплывчата, конкретная и абсолютна. У Бога нет и да и нет. Либо да, либо нет! Именно ее надо искать, а не плодить свои.
Естественно, описанная позиция автоматически исключает понятие дружбы, подлинной дружбы, бескорыстной и самоотверженной. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоан.15:13. Поэтому сегодня кощунственно смеются над любовью Ионафана – царского сына к своему другу Давиду, - слуге отца. Пошло намекают на «современные» тенденции. Ныне утрачены библейские нормы дружбы. А они очень четко очерчены мудрым Соломоном в его притчах:
«Не покидай друга твоего и друга отца твоего...»,
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия»,
«Бывает друг, более привязанный, нежели брат»,
«Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его»,
«Многие заискивают у знатных; и всякий – друг человеку, делающему подарки»,
«Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг»,
«Сладок всякому друг сердечным советом своим»,
«Кто хочет иметь друзей и сам должен быть дружелюбным».
Апостолы Петр и Павел также просят христиан быть дружелюбными. Именно, быть! «Зарабатывать», «выискивать себе друга (друзей)» - не получается. Истинные друзья обретаются просто нашей жизнью. Она должна быть таковой, чтобы с нами людям было хорошо, приятно, уютно и даже полезно. Причем это должно происходить совершенно естественно, само собой, автоматически. Не заранее расчетливо обдуманно. То есть, следует приобретать друзей, не занимаясь этим специально, а просто живя. К каждому, с кем сталкивает жизнь, относиться дружелюбно. Без расчета на воздаяние, не для выгоды. Такое поведение рождает истинных, искренних друзей. И даже неведомых!
И, надо полагать, с течением жизни их должно становиться больше и больше, а не убывать. В этом процессе, видимо, действует тот же закон, что и в евангелизации – «пятое евангелие». Без акций, мероприятий, без слов.
И, слава Богу, что и в наше время еще есть истинные друзья! И слава Богу от тех, у кого они есть!
Пользуясь случаем, выражаю свою сердечную благодарность и признательность всем – всем, заявившим и незаявившим о своем отношении ко мне, к нам с женой. Это и ваша награда нас поездкой на Гавайи, и некий еще более ценный подарок, и масса поздравлений, и пожеланий, и подарков в связи с пятидесятилетием нашего супружества, и многие – многие другие знаки внимания по случаю и без.
Даже сама “Диаспора” к своему десятилетию сочла своим активным автором, чем опять таки удивила меня.
Я всегда удивляюсь (приятнейшим образом удивляюсь!) когда кто-то, - естественно, для меня неожиданно, - что-то мне делает, дает, говорит, просто позвонит, истинно, по-дружески (не пластмассово!) улыбнется, обнимет, а то и поцелует. Признаюсь, очень приятно, радует, ободряет.
Видимо, такого и с моей стороны ожидают?
Мы с женой премного благодарны Богу за то, что у нас так много искренних добрых друзей. Чего и вам, дорогие, от всей души желаем.
Вперед! В погоню не за рублями, а за друзьями!

Диордиенко Я.Д.


Рецензии