Фантасмагориана. Црна Гора. Каменарь

22 июня. Местонахождение - Лепетань.

Сегодня я в буквальном смысле окостенел и костенею до сих пор от ужаса, который обуревал меня с утра и нарастал по мере приближения ночи. Господи, что со мной сегодня произошло!
Спал я плохо. Было невыносимо душно. Из-за этого мне снились тревожные сны. Утром у меня болела голова. Будильник (наверняка именно он являлся катализатором моей боли) прозвенел непозволительно рано. Однако, встав, я увидел, что солнце уже наполовину высунулось из-за горы, которую я мог наблюдать со своей шикарной веранды. Понял, что опаздываю. Я даже не успел толком позавтракать, только сунул в рот парочку тонких ломтиков ветчины, припрятанных из вагона-ресторана в поезде.

Вбежав на паром, я обнаружил, что на нем отсутствуют пассажиры. Это меня сначала немного смутило. Я даже спросил у мужчины, выкидывавшего трап, будет ли паром сегодня ходить в Каменарь. Мужчина лишь усмехнулся. Я отметил, что у него во рту было изрядное количество золотых зубов пополам с серебряными. Поняв, что заблуждаюсь насчет неподвижности судна, я взошел на него.

Солнце уже почти встало. Горы были охвачены легкой дымкой. Я уже было стал искать паромного, как вдруг вздрогнул. Я совершенно забыл, что скажу девушке, о которой упоминал мой работодатель. Я припомнил, что она имеет немного пугающее имя Кармилла, но то, что я должен ей сообщить, напрочь вылетело из моей головы. Подумав пару десятков секунд, я решил, что глупо будет сейчас доехать до Каменари, потом ждать обратного парома, идти на виллу, брать письмо… Это заняло бы не менее часа. В итоге я отправился на поиски человека, который управлял этой машиной. В рубке сидел только один молодой человек, чуть моложе меня. Я спросил его про Кармиллу. Он ошарашенно посмотрел на меня и сообразил что-то на языке жестов, что не понимает ни слова. Поискав еще людей, я обнаружил, что кроме меня и парня, управляющего этим большим судном, здесь ни души.

Солнце поднялось над горами. Паром примкнул к Каменари. На берегу стояла толпа людей, ждущая этот необычный вид общественного транспорта. Также машину, внушительно подвозившую меня, встречали три смуглых рабочих, готовящихся выложить трап.

Я вышел.

Каменарь была очень похожа на Лепетань за исключением тог, что в этом городе было больше домов и вилл, отсюда и населения было немаленькое. Утро наступило окончательно. Люди вовсю вылезали из своих домишек.

Я же был в абсолютном смятении. Я не знал где мне искать эту девушку, да и вообще что-то со мной произошло. Из головы все еще не вылезало бледное лицо хозяина виллы. Оно пару раз мелькало в моих снах.

Покинув порт, я вышел на набережную. Каменарь действительно оказалась почти симметрична Лепетани. Даже скамейки, стоящие у берега, будто отражались в зеркале. На одной из таких скамеек я заметил троицу старушек, которые о чем-то увлеченно судачили. Я подошел к ним. Выглядели они все примерно одинаково. Длинные черные одежды, головы покрыты темной тканью, лица морщинистые и загорелые.

- Здравствуйте - кинул я им. Они немного поняли меня и ответили что-то.- Не знаете ли вы, где обитает одна девушка по имени Кармилла?

Перемена в лицах старых дам удивила меня. Ни тени удивления или страха на них не отразилось. Лишь легкое равнодушие выражал их взгляд.

- Умерла 10 лет тому назад - процедила одна из них.

Мне стало дурно от этих слов.

- Ну… - запинаясь, продолжал я - А может быть есть какая-нибудь другая Кармилла?
- Не знать - продолжила за подругу другая старуха - Её 10 лет назад убить… Её муж, он убить. Другой нет…
- Что же мне теперь делать? - пробормотал вслух я.
- Есть кладбище к востоку отсюда - третья старушка очень ловко и бегло говорила в отличие от подруг - Там она захоронена.

Нехотя я отблагодарил их и двинулся на кладбище. Мне было гадко и мерзко от того, что Павловский так играет со мной. Естественно, перспектива посещения местного кладбища меня тоже не прельщала.

По дороге, идущей по берегу моря, начали сновать туда-сюда автомобили. До кладбища оставалось идти несколько километров, что ужасно меня удручало. Поэтому я не преминул забрести по дороге в какую-то закусочную, где с невероятным удовольствием наелся. После еды я разомлел, и все страхи улетучились. Я пошел дальше с хорошим настроением и даже был рад, что все пошло не по плану.

Кладбище возвышалось на высоком холме. По площади оно было небольшим. Я поднялся на возвышенность, открыл зеленую калитку, которая являлась входом в это место. Могил было предостаточно. Я принялся изучать их и по истечению нескольких минут нашел нужную. То была ничем не примечательная, обычная могила с наибанальнейшим памятником.
Но меня привлекла надпись. В тот момент я почувствовал себя главным героем какого-нибудь детективного рассказа, причем сомнительного литературного уровня. Надпись гласила следующее: «КАРМИЛЛА ПАШКОВИЧ. РОДИЛАСЬ В 19.. УМЕРЛА В 19..»

И я вспомнил, что я должен был сказать ей. «Максимиллиан Пашкович выжил, и вы можете не беспокоиться!».

Я пулей вылетел с кладбища и побежал к старухам. Бежав, я ни о чем не думал. Единственное, что гудело у меня в голове, это слова, которые я должен был передать покойной девушке.

Старух на скамейке не оказалось. На моих часах было далеко за полдень. На улице в это время было невозможно находиться. Температура наверняка зашкаливала за 30 градусов Цельсия. Купив 2 литра воды, я отправился на виллу. Придя домой, понял, что очень устал. Разделся, включил кондиционер. Я выпил немного воды, съел пару бутербродов с ветчиной. Наконец понял, что если я не посплю, то наверняка присоединюсь к Кармилле. Заснул, на этот раз раздевшись.

И опять меня разбудил стук в дверь. Я открыл её и снова, как и вчера, перед моим взором предстал Антон Лукович. Сегодня он был свеж, будто даже в некоторой степени рад, что я открыл ему.

- Уже стучусь к вам пять минут - сказал он, улыбаясь - Мне нужно вам кое-что передать, мистер Хукер.

Я спросонья мало что понимал, но протянул руку за новым письмом, которое хозяин виллы крепко сжимал у себя за спиной. Но он приостановил меня.

- Прежде мне надо с вами кое о чем переговорить, мистер Хукер - сказал он.

Антон бесцеремонно вошел ко мне, достал сигарету и, не обращая на меня ровно никакого внимания, закурил.

- Расскажите мне, пожалуйста, что вы сегодня делали с утра.
- С какой это стати? - я отнесся к этой просьбе как минимум с недоверием.
- Я кое-что знаю, мистер Хукер - его тон и взгляд действовали очень убедительно. Мне почему-то сразу захотелось рассказать все, что со мной произошло. Правда, я всегда слыл в обществе очень открытым человеком, способным поведать любые свои секреты личного характера. Мне казалось, что если люди будут все обо мне знать, то мне будет приятней с ними находиться. Я заметил, что Лукович очень изменился со вчерашнего вечера.

- Я должен передать вам его письмо - неожиданное ударение на слово «его» покоробило меня - Держите.

Я развернул письмо.

«Вы большой молодец, Николас!
Я должен выразить вам благодарность за все то, что вы делаете на благо компании. Гонорар на том же месте. Завтра вечером вас ожидает еще одно задание, однако, перед этим я хочу, чтобы вы отдохнули днем. Я заказал вам билет на корабль, отплывающий с утра из Лепетани. Проветритесь, хоть! Но вечером вам надлежит быть в Каторе, который находится в десяти километрах по берегу от города, в котором вы сейчас читаете это письмо. Там есть крепость на склоне горы. Вам всего-то надо туда взобраться. Сделайте это, когда поднимется луна. Завтра, кстати, будет полнолуние.
                Искренне ваш,
                Максим Павловский.»

P.S. «Деньги на автобус до Катора находятся в конверте»

Я прочитал это вслух. Лукович слушал меня, будто когда-то уже это слышал. Когда я закончил, он повернулся ко мне и начал вопросительно глядеть, видимо ожидая моего комментария.

- Вам кажется, что в этом есть что-то необычное? - наконец спросил я, устав таращится на хозяина виллы.
-А вам каждый день приходится выполнять наипростейшие поручения, которые невероятно странные и непонятные, да еще и получать за это огромные деньги? - парировал Антон.
-Откуда вы это знаете? - спросил я - Вы вскрывали мою почту?

Лукович посмотрел на меня, как будто на какого-то врага родины:

-Я знал Максима Павловского и прекрасно знаю его стиль. Вы верите ему?
- Ну а смысл ему тогда мне платить? Если вы все так хорошо знаете, то тогда зачем он дает мне эти задания?
-Начну издалека, мистер Хукер, знаете ли вы легенду про Святого Алха?
-Нет.
-Хорошо - сигарета уже дотлевала в зубах хозяина виллы. Он потушил её в чашке, где я пил чай вчера вечером. Я никогда не встречал такого нахальства от незнакомого человека. - В преданиях о государстве Црна Гора есть некая сказочная часть, рассказывающая о таинственных горах, у подножия которых мы все живем. Когда солнце заходит хотя бы за одну из них, все остальные, лежащие за ней, становятся угольно черного цвета. В преданиях указано, что на горах иногда загорался тоненький лучик красного света. Жители, живущие внизу, всегда побаивались этих огоньков…
-А где именно они зажигались? - перебил я.
-А? Именно на двух самых высоких горах - Врмаке, под которой находится Лепетань, и в Каторе, на горе Ловчен. И вот однажды один из жителей Лепетани по имени Алх собрал небольшое количество провизии, пару ослов, на которых он вздумал все это тащить, и отправился на Врмак. Местные, не особо любившие Алха, отнеслись к его затее скептически, однако надавали ему в дорогу всяких безделушек - амулетов, медальонов, святой воды даже…
- Я так понимаю, эта история произошла не так давно? - вставил я.
- Да, да… - Лукович будто не услышал - Короче говоря, 3 дня Алх пропадал на горе. Все эти дни огоньки зажигались, как ни в чем не бывало. На четвертый день они не зажглись ни на Врмаке, ни на Ловчене. Поговаривали, что в тот день был сильный ураган, вырывавший деревья с корнями. Некоторые жители даже успели покинуть подгорные города. А некоторые остались. После ночного катаклизма, налетевшего, будто с гор, наступило необыкновенно ясное утро. С горы Врмак к Лепетани спускался одинокий осел, что-то таща за собой на веревке. То был Алх, полностью раздетый, привязанный к животному. Люди, которые все это видели, были в шоке. Парень был еще жив. Он прошептал тогда в предсмертной агонии: «Все в порядке». И умер на руках у своих сограждан.
- И в чем же его святость?
- С той поры не было в Црна Горе ни одного пасмурного дня, ни одного природного явления, которое пагубно бы повлияло на обитателей нашей страны. Но самое и единственное интересное то, что вокруг Врмака неожиданно быстро взошли вереницей оливковые деревья. Причем ровно сто штук. Никто их не сажал. Из-за этого личность Алха была обожествлена. В честь него даже был возведен собор в каком-то городе. Названия сейчас не припомню. Огоньки на горах угасли. Все нормализовалось тогда в Црна Горе и по сей день ничего мистического и необычного не происходило.
- И к чему же вы мне все это рассказали? - у меня сложилось впечатление, что Луковичу просто хотелось с кем-нибудь поговорить. Я не заметил никакой связи между его рассказом и мной.
- Есть еще одна история. 20 лет назад, когда я был примерно вашего возраста, Николас, очень многое указывало на правдивость той истории, о которой я должен вам рассказать…
Когда он назвал меня по имени, я отчего-то вздрогнул. Хозяин виллы, заметив мою неоднозначную реакцию, задумчиво усмехнулся и достал новую сигарету.
- Вы даже не представляете себе, Николас, в каком странном романе вы оказались, когда пересекли границу этой страны. Так, я не договорил. Вас не удивляет, что нигде нет могилы Святого Алха?
- Ну, по всей видимости, он, как истинный святой, вознесся наверх?
- Но и Иисусу Христу была воздвигнута могила, пусть и не такая уж правдивая. Я имею в виду, что все получилось так, будто Алх не ушел из жизни.
- Это бред какой-то! - не выдержал я. У меня появилось сильное желание заставить хозяина виллы покинуть мою комнату.
- Хорошо, а почему кроме Алха никто так и не поднялся на гору Врмак, хотя прошло уже столько лет? Более того, никто даже и не пытался.
- Ну, если честно - смягчился я - Я думаю, что нашлось бы немало туристов.
- Вот, вот. Видите ли, я приехал сюда 20 лет назад. Я был молод, как и вы, Николас, целеустремлен, обнадежен, беспечен. Я приехал не один. Со мной были еще Максим Павловский (мы вместе закончили один университет) и девушка по имени Кармилла Ландро…
При упоминании этого имени меня пробрала невероятно холодная дрожь. Я понял, что это не может быть совпадением. Лукович не заметил перемены во мне и продолжал:
- Она была очень красивой. Я и Максим были оба сильно влюблены в неё.
При этих словах Антон запнулся. В качестве компромисса, он совершил сильную затяжку.
- Мы были заинтересованы легендой о Святом Алхе. Более того, Максим нашел в каком-то архиве ответвление от этой легенды. Он рассказал нам с Кармиллой…
Тут Лукович закашлялся. Внезапно подул сильный ветер за окном. Ставни заскрипели. Мои нервы уже были на пределе, потому что рассказ хозяина виллы все больше напоминал мне некую страшную историю. Неожиданный скрип заставил меня похолодеть, и я решил, что пора предложить Антону чаю. Через его кашель я понял, что он не против, и уже через несколько секунд вода бодро потрескивала в чайнике. Откашлявшись, Лукович продолжил:
- Так он и рассказал нам, что есть на Врмаке что-то, что погубило Алха. Что этот человек никакой не святой мученик, спасший Црна Гору путем своей жертвы. В той легенде, которую вычитал Максим, значится, что Алх просто погиб на Врмаке, но в агонии успел привязать себя к ослу, и тот довез его вниз, где Алх и произнес свое «Все в порядке» уже в полумертвом бреду, а не как мессия.

Вода вскипела, и я налил нам чаю. Антон поспешно отхлебнул.

-Мы загорелись идеей подняться на Врмак. Мы готовились, изучали Црна Гору. Прибыв в Лепетань ( этот город единственный, который лежит под Врмаком, в остальном гору окружает море под отвесными скалами), мы немного уняли свой пыл. Городок был не слишком рад нашему появлению. Более того, когда мы начали расспрашивать про Врмак, нам отвечали нехотя, односложными предложениями, а однажды, когда я спросил у одной жительницы про Святого Алха, а точнее начал рассказывать ей про теорию его смерти, которую мне поведал Павловский, она побледнела, приложила палец к губам, повернулась и ушла. Максим предложил нам поселиться в Каменари, городке, лежащем напротив Лепетани и горе Врмак. Нам все время казалось, что жители Лепетани хранят какую-то тайну - уж очень они косо на нас посматривали. В Каменари же было всегда шумно, приветливо и гостеприимно. Жители были счастливы пообщаться с новыми горожанами. Да и мы были рады нашему романтическому приключению, обдумывали предстоящее восхождение, которое мы решили начать ночью, чтобы особо не шокировать и без того странных жителей Лепетани. Однако, вскоре после переезда я заметил некую перемену в Павловском. Он как-то замкнулся в себе, хотя всегда был очень живым человеком, отнюдь не лишенным энтузиазма. Я спросил у него тогда: «В чем же дело?». Он попросил меня держать рот на замке и никогда не рассказывать об этом Кармилле. Я согласился, хотя так и не понял, почему она не должна об этом знать. Максим рассказал, что как-то утром он вышел на набережную и стал смотреть на солнце, которое уже потихоньку начинало обрамлять своими лучами гору Врмак. На набережной никого не было, кроме трех женщин в черных одеждах, которые сидели на скамейке…

Волосы на моей голове зашевелились. Ветер за окном начал усиливаться. Я почувствовал недомогание. Наверное, чай был чересчур крепким, но я только сейчас понимаю, что дело было совсем не в нем.

Рассказ Луковича все больше становился странной историей, местами страшной сказкой, которая казалась мне невероятной, которая пугала меня так, что страшно и сейчас, когда я отчетливо осознаю, что бояться вроде бы нечего. За этот день я действительно пережил немало вещей, которые заставляли меня чувствовать испуг.

- Он подошел к ним и вдруг начал расспрашивать про Врмак, хотя вроде бы наша компания уже давно поняла, что что-либо вразумительное мы здесь не услышим на такие темы. Однако женщины, которые, как сказал Максим, были весьма преклонного возраста, начали рассказывать ему довольно охотно некую историю о каком-то источнике неземных наслаждений, скрытом на Врмаке и на Ловчене. Павловский так и не смог дословно описать мне эту историю. А может быть не захотел… Спросив у женщин про легенду о Святом Алхе, он встретил лишь их равнодушный взгляд. Они сказали Максиму, что в первый раз слышат об Алхе и всей этой легенде. Он решил, что они лукавят и, попрощавшись с женщинами, ушел. Мне до сих пор непонятен этот рассказ об источнике наслаждений, а когда прошло немного лет после тех событий, я начал сомневаться в подлинности этой истории. Может быть, Максим все придумал, чтобы придать драматичности? Не правда ли странная история, Николас?

Всю эту часть рассказа я боролся со страхом, потому что с каждым словом Луковича за окном усиливался ветер. Когда хозяин виллы задал мне этот вопрос, я даже не успел с первого раз сообразить все, что хотел ответить. Затем произошло то, чего я уж совсем не ожидал. Антон поднялся, поклонился и, усмехнувшись, вышел из моей комнаты. Не знаю, почему он не дождался моего ответа. Да и у меня накопилось немало вопросов. У меня появилось неприятное ощущение, что он и мой работодатель вдвоем меня дурачат. Почему, если Лукович не местный, то он живет здесь уже столько лет? Спросить у неё про Кармиллу у меня язык не поворачивается. Может быть это их афера? Может быть, я оказался козлом отпущения и меня скоро подставят в каком-нибудь преступлении? Антону Луковичу веры особенной нет. Как-то он недобро прервал свои размышления… Моему начальнику тем более доверять не стоит. Мне ничего не остается, как завтра выполнить его задание. Сейчас еще раз перечитал письмо, и мне кажется, что меня кто-то хочет запугать. Взбираться на эту дурацкую таинственную гору вечером, да еще и в полнолуние! А старухи, которых я сегодня встретил? Встречал ли их тоже Павловский 20 лет назад и как мне узнать, правду ли говорит Лукович? Как-то слишком сказочно все это звучит. Самое интересное то, что я почти уверен, что знаю конец истории хозяина виллы. Почему-то мне кажется, что ни Павловский, ни два его спутника так и не вступили на Врмак. Не знаю, как с этим связано то, что Антон живет в Лепетани, хотя 20 лет назад он бежал поспешно отсюда переселялся. А девушку убил её муж? Я абсолютно уверен, что был сегодня на могиле именно той Кармиллы, которая была в Црна Горе вместе с моим работодателем и хозяином виллы, в комнате которого я сейчас пишу все это. Очень многое не состыковывается в рассказе Луковича и письмами, которые присылает мне Павловский. Так или иначе, завтра у меня будет еще один день, связанный с этими загадочно простыми поручениями. Погода за окном успокоилась. Кстати, откуда тут такой ураганообразный ветер, если после смерти Святого Алха в Црна Горе не было ни одного пагубного погодного явления?


Рецензии