Корриду в Испании всё ещё считают развлечением
Посмотреть поединок тореадора с разъярённым быком — заветная мечта многих туристов, приезжающих в Испанию. Зрелище, правда, кровавое — на любителя, сродни древнеримским развлечениям в Колизее. Стоит ли посещать такое шоу? Пока сам не увидишь, трудно ответить. Хорошие места — от ста евро.
Перед поездкой переписывался с испанцами, чтобы узнать, как попасть на представление.
Выяснилось, есть действа для туристов, которые устраивают обычно где-нибудь на побережье, поближе к пляжам, и основные действующие лица там — клоуны. А есть настоящая бойня, где человек подвергает себя смертельному риску.
Словом, настоящую корриду надо смотреть в Мадриде или в Севилье — на родине смертоносного зрелища. Оба города были на пути проложенного мною маршрута. Когда в Севилье проходит знаменитая ярмарка, туда приезжают самые известные тореадоры и самые заядлые болельщики. В их ряды удалось затесаться и мне.
Средь бела дня
Билет на корриду можно купить в Интернете, ничего сложного в этом нет, но цены бодаются. В сообществе самостоятельных путешественников мне подсказали, что есть смысл прийти к арене чуть с опозданием, когда цены на билеты поостынут. Очень странным и рискованным показался мне такой совет, можно ведь остаться вообще ни с чем. Тем не менее, последовав ему, я действительно купил билет за полцены, причем на очень хорошее место — восьмой ряд на теневой стороне амфитеатра. Даже торговаться не стал...
Публичные убийства быков давно уже прекратили на испанских Канарских островах. Начиная с этого года коррида запрещена в Каталонии. Но в Мадриде, Севилье ценители видят в этом убийстве неотъемлемую часть национальной идентичности
Первый бой как опоздавший смотрел, правда, вместе с испанскими коллегами. Фотографов допускают к бортику, где они с подставных скамеечек пытаются не пропустить ни одного момента захватывающего зрелища. Встав на цыпочки, я тоже что-то выхватывал взглядом, но ничего не понимал, и завидовал телеоператору на вышке — вот кому хорошо всё видно!
Когда нашел своё место, а пройти на него мне разрешили сразу же после убийства первого быка, огляделся. Публика кругом буржуазная. Дамы в платьях до пят и со шляпами в перьях с трудом уворачивались от сигарного дыма, что шел из-под котелков их спутников. Дело было, напомню, на ярмарку Феерия д’Абриль, и полгорода ходили именно так — под моду XIX века. Разумеется, это были не туристы, а коренные севильцы. Сценическая площадка передо мной была яркая, как в цирке, песок темным, каким его делает обычно вода или... неужели кровь?
Своими глазами
Сначала на арену выпускают молодого, совсем не страшного и даже симпатичного быка. Ему бы травку пощипать да за телочками побегать... Воевать с кем-либо только-только набравший приличный вес бычок совсем не хочет. Просто стоит и не знает, куда ему податься: арена-то круглая.
Тут помощники тореро начинают что-то кричать ему слева и справа. Бык в растерянности, он поворачивает голову и тупо глядит то налево, то направо, лениво виляя хвостом. Вообще создается впечатление, что он подслеповат, либо ему что-то вкололи, потому как резвости и соображения молодому животному явно не хватает. Капоте, платок оранжевого с одной и желтого с другой стороны цвета, ему подносят к самой морде, чтобы хоть как-то разъярить. После нескольких заходов это удается.
Вот бык разбегается в погоне за обидчиком и… с грохотом всаживает рога в крепкий деревянный щит у бортика, за которым проворно скрылся юркий тореадор. Затем на арену на лошади, у которой завязаны глаза, выезжает кабальеро, очень похожий на Дон-Кихота. Копьем он с нескольких ударов просаживает кожу на спине быка, за что его Росинант вскоре получает рогами в бок. Но тому, видимо, всё побоку: тело лошади надежно защищено с обеих сторон толстыми кожаными пластинами. Поэтому в потасовке бык при всей его силище выглядит просто беспомощным.
Вскоре на сцену выбегают три пикадора. Они по очереди несутся прямо на быка, в прыжке успевают засадить ему бандерильи за загривок и ловко уворачиваются от ответных ударов рогами. С этого момента животное ходит по сцене с раскачивающимися пиками, застрявшими в спине. Бандерильи сделаны красивые — это чтобы отвлекать внимание от крови, что обволакивает бока животного.
Молодых породистых быков просто жалко. У них нет ни одного шанса выиграть схватку. Более того, создается впечатление, что они естественным образом трусят. Один бычок, не забуду, так боялся, что задние ноги у него подкосились, и он безвольно присел. Красная тряпка — мулета — подняла его на ноги и заставила бегать по арене, изображая буйную бестию. Кстати, по законам корриды именно бойцовский пыл и буйство — путь к спасению для животных. Если матадору не удастся прикончить быка ударом шпаги, тому даруют жизнь. Но ведь животные-то про это не знают!
На моих глазах одного за другим ни за что убили семь быков, причем сценарий повторялся копейка в копейку. Одно и то же: смирное и, видимо, наколотое транквилизаторами животное дразнят, разъяряют и потом убивают
Кульминационный момент — пляски тореадора. У него в руках тряпка уже не оранжевого, а ярко-красного цвета. Тем не менее, чтобы заставить быка двигаться, ему тоже приходится шаг за шагом приближаться к тому почти вплотную — только тогда он начинает нервно реагировать на красный цвет. Конечно же, матадор-убийца красиво одет, его движения выверены до каждого сантиметра, как у гимнаста на перекладине, но в опасность для человека не верится. Слишком уж опытны они, слишком хорошо знают слабые места на бычьем теле, и слишком молчаливо и покорно ведут себя животные. Ни одного бычьего рыка, ни одного человеческого крика ужаса в течение полутора часов так и не услышал.
Сабля тореадора неизменно точно завершает этот ужасный спектакль. Когда видишь, как холодное оружие проникает быку между передними рёбрами в самое сердце, становится не по себе. Зверю после этого остается жить в агонии пару минут. Он падает в изнеможении на колени, и тут матадор «бесстрашно» приближается к быку и вонзает короткий нож ему в темечко. Победа!
У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи — уши и хвост. Зал ликует, под аплодисменты и рев фанфар лошади тянут окровавленную тушу по песчаному «кругу почета» арены, и она исчезает за кулисами. Мясо быка потом, говорят, развозят по больницам или социальным учреждениям. Более эффективной скотобойни, если брать чисто экономическую точку зрения, мне видеть не приходилось.
Вива, Каталония!
Защитники животных давно уже протестуют против буллфайтинга, а именно так испанцы всё чаще называют свою корриду, считая такое зрелище неоправданно жестоким. После посещения севильской бойни вполне с ними согласен. Битвы людей с животными были оправданы в Древнем Риме. Тогда ещё было не совсем понятно, кто на Земле самый сильный и выживут ли люди в мире, полном диких животных. Сегодня всем ясно, что человек в одиночку может убить кого угодно — быка, медведя, льва, слона, и даже прикончить всё человечество нажатием одной кнопки. Ввиду этого доказательства своего превосходства человека над животным миром становятся бессмысленными.
Говорят, что буллфайтинг проводят в угоду туристам. Зрители, мол, приходят смотреть не на мучения быка, а на мастерство и храбрость тореро — тавромахия! Только вот мне кажется, что коррида как изящное состязание закончилась лет сто назад.
В те времена и ранее матадоры действительно подвергали себя немалой опасности, и им нужна была истинная смелость, чтобы идти навстречу возможной смерти.
То, что показывают в наши дни в Севилье, больше похоже на ретрошоу, пытающееся повторить достижения прошлого. Существует масса других видов развлечений и профессий, где человек может проявить себя и где риск оправдан. Что же касается танцев с быками, искусства тавромахии, то их лучше проводить без убийства, как и поступают на португальской корриде, американском родео и в других цивилизованных местах.
Мой вам совет — будете в Севилье, ищите цирюльника. Всегда лучше увидеть того, кого ещё никто не видел.
Опубликовано также:
http://novved.ru/2011-09-23-11-20-15/20197-krov-i-pesok
Свидетельство о публикации №212080400532