В переходе

    Я долго искала квартиру или хотя бы комнату под жильё, но ничего подходящего не находилось. В этом мне помогла хорошая знакомая, которой попалось на глаза объявление в газете: " Нужна срочно сиделка для старой больной бабушки. Проживание бесплатное".

   "А что? -подумала я,- стоит попробовать!" И на следующий день поехала по указанному адресу.

    Встретила меня бабушка на улице, сидя на завалинке и щурясь выцветшими глазами от яркого солнца. Её лицо было испещрено бесчисленными морщинками. Взлохмаченные, коротко остриженные волосы, серебрились на солнце, как январский снег. А что до глаз, то в них не осталось ни блеска, ни жизни, лишь два мутных водянистых шарика бегали в поисках укрытия от белого света.

   - Смотри, дочка, какая я старая, страшная. Хочешь со мной жить? Никогда не думала, что стану такой. И ходить уже не могу, только вот с ентой скакалкой - с этими словами она махнула передо мной палкой.

   - Однако не грех в ваши годы жаловаться. Наверное, девятый десяток размениваете?.. Пошлите в дом, заодно и поговорим,- улыбнулась я в ответ.

    И поковыляли мы с ней вдвоём. На радостях она смело, опираясь на мою руку, засеменила по направлению к дому.

    Моим глазам открылась безотрадная картина. Дом во всех чертах словно копировал свою хозяйку. Затхлый, застарелый запах дохнул из открытой двери, и после радостного полуденного солнышка меня встретил могильный сумрак, поселившийся здесь во всех уголках: закрытые ставни, задвинутые наглухо шторы, тишина, лишь тиканье часов. Всё, казалось уснуло навсегда, и единственным пока ещё живым существом была сама старушка-хозяйка.

   - Видишь, дочка, как я живу - разве это жизнь? Кажный день богу молюсь, чтобы скорее смерть послал.
   - А он вместо смерти к вам меня послал, бабуля,- не растерялась я. - На тот свет всегда успеете, а бог видимо хочет, чтобы вы пожили ещё.
   - Я-то не хочу жить! Неужели он не видит моих страданий?
   - Видать не закончили вы свои задачи на земле, незавершённые дела остались. Делать-то всё равно нечего, вот и думайте.
   - Не хочу я думать. Устала так жить, дочка, ноги по комнатам волочить кажный день устала. Два месяца с постели совсем не вставала. Думала, умру наконец. Только никак не пойму, зачем опять ходить начала? Мне в гроб давно пора, - тут же, обернувшись на икону в углу, она замолилась, прося скорейшей смерти.

    Да-а, попала я в загробное царство! Вот уж не думала, что под солнцем, дарующим вечный свет жизни, притаился такой мрачный уголок, где кто-то так неистово мечтает о смерти.

   - А от сиделки что хочешь, бабушка? - спрашиваю, зачем она тебе коль на тот свет собралась?
   - Как зачем? Аппетит-то у меня хороший, надо еду приготовить, в доме прибраться. Да и страшно одной, тоскливо, дочка.
   - Да, тут и я бы с тоски померла. Но вы, я смотрю, держитесь ещё молодцом!
   - А куда ж я денусь? Давеча упала , да встать не могу. Так ведь и умереть можно, никто не узнает.
   - Ты уж, бабуль точно определись: умирать тебе, или жить. Сама запуталась в своих желаниях. Так ведь и бог не поймёт, чего ты хочешь.
   -...Ведро из-под умывальника вылить, - продолжала она перечень моих обязанностей, - мусор вынести. Мне это не под силу. Сижу на диване цельный день, аж кости болят, мяса-то на них давно нет (уж в этом я с ней совсем не согласна: тело было довольно упитанным).
   - Бабушка, постоянно я с тобой быть не смогу, работаю. А вот дочь моя сейчас в декретном отпуске, растит сына и может за тобой приглядеть. Внук у меня спокойный, по ночам не тревожит.

    Уставшая от одиночества старушка была согласна на всё, только бы её не оставляли. На этом мы с ней расстались и я уехала. А на следующий день моя дочь с сыном переехала жить к нашей бабулечке (так мы её стали называть). Долго ещё она не могла поверить своему счастью, так как предыдущие квартиранты у неё не задерживались и нескольких дней.
   - А я боялась, дочки, что вы передумаете. Вы меня простите если что, я ведь вредная очень. Сама устаю от себя. Видать и богу поэтому не нужна - и,как всегда, помолилась о желанной смерти. Тем временем мы с дочкой занялись вполне светскими делами: несмотря на причитания хозяйки, распахнули ставни, вымыли начисто окна, и щедрый поток солнечного света ворвался в дом. Вытерли с мебели многослойную пыль, помыли с хлоркой полы. На газовой плите нагрели два ведра воды, вылили её в большое корыто и, разведя с холодной водой до степени нормальной терпимости, усадили туда нашу бабулечку, которая уже несколько месяцев не купалась и смотрела на все приготовления с благоговением.

    Вот тут я убедилась, как мало надо человеку для счастья. Бабуля в буквальном смысле пребывала во  блаженстве и радовалась, как ребёнок,всей этой благодати горячей воды и мыла.
   - Господи, спасибо, что послал мне таких добрых людей!- ликовала она; -За что только ты наградил меня? - И каждый раз бросалась целовать нам руки.

   "Надо же, не разучилась ещё она радоваться таким малым вещам" - думала я, с удовольствием замечая ожившие искорки радости, казалось, в навсегда потухших старческих глазах. И совсем она разомлела, когда её, чистую, благоухающую душистым мылом, мы в свежевыстиранном белье уложили в кровать:
   - Ой, доченьки, куколки мои,не могу! Что пьяная совсем, аж голова кружится! Полежу немного, отдохну.

    Лучистый солнечный свет заливал собой прежде угрюмую комнату, оживляя каждый уголок, и весь дом, казалось, жадно впитывал живительные силы света. Ветерок, проникая в открытые настежь двери, выветривал накопившуюся за годы затхлость, и всё здесь задышало свежестью.

    В следующие несколько дней я заходила к дочери помочь по хозяйству - обустройству и с удовольствием общалась с хозяйкой. Но каково же было моё удивление, когда она однажды в сердцах, почти сердито, прокричала:
   - Ой, не могу я больше! Ненавижу солнце - уберите его! Задёрните шторы, закройте ставни! Моим глазам больно от света! И вообще не хочу больше жить, устала. Дайте мне спокойно умереть!

   Наши попытки разжечь потухшие угольки этой состарившейся жизни закончились провалом. Но я всё же попыталась пробудить в ней какую-то живинку:
   - А почему, бабулечка, у тебя детей нет? Ведь вы с мужем прожили двадцать лет?
   - Некогда было мне о детях думать,- как отрезала она.- Всё больше о чужих заботилась, в детдомах работала. В сорок лет замуж пошла девкой. Мужик у меня был хороший, за всю жизнь ни одного грубого слова не сказал. Кроме как "ёкрын-бабай", ничего от него такого не слышала. А вот выпить любил: бывало, и за стол не сядет, пока ему стопку не налью. От того и помер. Да и не баловала я его - бывало, палкой так ему задам, что мало не покажется. И спали мы с ним в разных комнатах, где ж тут детям появиться - из воздуха?
   - Так ты ,не любила его что ли?
   - Да не знаю я, что такое и любовь. А жили мы ладно, не ссорились никогда. Что ребёнка он мне не сделал- об этом даже не думала. И зачем? Мне умирать пора. Вот о чём я думаю.
    И тут, при этих словах, к нам подполз мой девятимесячный внучок, протянул ко мне ручонки. Взгляд бабушки исполнился нежной теплоты, и добрая улыбка разгладила морщины на её враз преобразившемся лице. Словно всеми фибрами своей души она потянулась к этому беззаботному ангелу. Вся её невостребованная сила любви незримым светом сочилась из оживших глаз. Старческие губы сами потянулись к детским ручонкам. А он, крепко ухватив её за волосы, весело загукал. И она, расчувствовавшись, истосковавшаяся по столь неподдельной радости, сказала:
   - Спасибо тебе, Господи, что послал на закате дней моих такое чудо. Я залюбовалась ею в эти трогательные минуты. Вот две жизни передо мной: одна только начинается, другая - на исходе. Одна радуется беззаботно каждому приходящему мигу, другая просит скорой кончины. А я между ними, как золотая середина, уже познавшая цену жизни и никак не хотевшая понять, как можно от неё устать. Неужто умереть лучше, чем жить?!

    Изо дня в день мои встречи с её усталой старостью были искренней попыткой вдохнуть искорку жизни в охладевшее сердце, словно лучи пробивающегося в окна её дома - через моего внука, источника радости, через человеческое участие, наконец. Но её приговор себе был вынесен и обжалованию не подлежал. По истечению месяца наша хозяйка как отрезала:
   - Вы уж меня простите, пожалуйста, дочки,куколки мои. Хорошие вы, добрые, но не могу я так жить, устала. Шумные вы очень, весёлые. Свет горит всегда, телевизор работает постоянно. И солнце проклятое глаза слепит. Мне только смерти надо, старой.

    И видела я такую боль в её глазах. Трудно было ей сказать слова эти, даже слёзы блеснули в уголках век. Видимо, немало усилий стоил ей этот месяц. Действительно иначе уже не может - это для неё всё одно, что против себя идти. Тягостно ей жить рядом с бьющим источником жизни, со светящимися радостью глазами, ведь она давно не с нами, она застряла в переходе между жизнью и смертью. Наверное про таких и говорят: одной ногой в могиле. Да что нога, если сама душа, оставила её еле живое тело.

    Когда нас, собравшихся переезжать, она вышла проводить, то в её глазах выступили слёзы, и она, держась за сердце сказала:
   - Спасибо, дочки. Простите меня старую. Как же я буду скучать по маленькому... И почему меня все бросают?

    Тут слёзы в её глазах высохли, и она засеменила к своим окнам, чтобы поскорее закрыть ставни. 
   
      


Рецензии
Прочитала и не знаю, как отнестись к прочитанному. То, что написано ХОРОШО, - это бесспорно. Просто представила этот дом, затхлый запах, полутьма. И бабулю.
У меня такое чувство, что она из категории людей, которые состарились ещё в молодости. Они не видят радости и смысла в жизни, поскольку не пытаются отыскать этот смысл и любую, даже крохотную, радость. Можно радоваться лучику солнца, заглянувшему утром в окно, либо шуму дождя за окном. А можно радоваться полутьме и затхлости. Ничто не мешает ей быть счтсливой и в её возрасте. По этому поводу я Вам зарисовку с сайта АДМЕ скину в дополнении. Что касается ребёнка. Здесь у меня тоже свой взгляд. Знаю одну семью. Мужу и жене восьмой десяток. Сыну - единственному ребёнку ( дочь давно умера) - пятый десяток. Женился, развёлся, сошёлся, разбжался. Внуков нет. Во дворе на малышей она смотрит так, будто это экзотические забавные насекомые. К чему я это? Жалко их сына, когда их не станет. Они были рководителями, так сказать, его отношений с женщинами. НО! Их такая жизнь устраивает. Как и героиню рассказа. Они ХОТЯТ такой жизни. И, соответственно, получают, что хотят. ПУСТОТУ. БЛЁКЛУЮ, ЗАТХЛУЮ ПУСТОТУ.

Спасибо, Анна, за рассказ. Не могу много читать, но Ваш рассказ прочитала с удовольствием.
Спасибою
С уважением - Александра

Александра Зарубина 1   19.08.2016 11:02     Заявить о нарушении
А вот то, что обещала.

• Шикарная история о том, что молодость — это состояние души.

• Женщина лет 80 в платье «под зебру», с крупными серьгами в ушах и ярким алым маникюром разговаривает по телефону у входа в «Буланжери»:
— Вера, серьезно, я тебя не понимаю. Что ты ломаешься? Внуки довезут тебя до поезда, занесут в вагон, выгрузят на полку, ты потрясешься немного, а уже утром мы с девчонками перегрузим тебя в комфортное такси и доставим на место. Что ты говоришь? Какие годы? Не поняла. Не те годы? Для чего не те годы? Тебе даже вставать не надо, Вера. Тебя взяли, перенесли, положили, снова взяли, перенесли, положили. Из рук в руки, из рук в руки, и ты уже не там, а тут. Твоя задача, Вера, очень проста: лежать, пить шампанское и изредка подавать другим клячам сигналы, что ты еще жива и хочешь добавки.

Александра Зарубина 1   19.08.2016 11:04   Заявить о нарушении
Обалдеть!!! Другого и слова не подберешь! А мне нравится. Я, наверное, тоже из той категории женщин. Состояние души - это ведь не тело. А состояние тела сильно зависимо от восприятия душой реальности. Спасибо, Александра, Вы молодец!

Анна Светлая-Орск   19.08.2016 14:14   Заявить о нарушении
Как Вы всё правильно подметили! Когда я с ней общалась, мне тоже виделось, что она всегда была такой - старенькой, неинтересной и нелюбвеобильной. Нр мы её любили. Она светилась с нами! Но и гасла быстро. А Вы не подметили схожесть моей героини с Вашей ? Она не старая, а уже не хочет жить. Вот что страшно. И муж есть, и сама и эта безысходность...
Спасибо за подробный, искренний отзыв. Мне нравится общение с Вами.
С теплым солнышком души,

Анна Светлая-Орск   19.08.2016 14:21   Заявить о нарушении
Конечно, уберу.

Анна Светлая-Орск   19.08.2016 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.